Обложка

Ориентиры на год

Вступая в новый учебный год, необходимо расставить приоритеты. У каждого они свои: у первокурсников и у выпускников, у руководителей и рядовых сотрудников. А общие у университета? Об этом спрашиваем ректора М.В. РУМЯНЦЕВА.

[НА ФОТО: в июле в СФУ с рабочим визитом побывал председатель комитета по науке и высшему образованию Государственной Думы Сергей Кабышев]

Как мы вовлечены в перемены

— Максим Валерьевич, об этом могут не знать первокурсники, но преподаватели и студенты, которые уже не один год в университете, знают, что наши стратегические цели связаны с участием университета в федеральной программе стратегического академического лидерства «Приоритет 2030». Руководству университета важно, чтобы участие коллектива в программах развития было осознанным. Летом проводился опрос, с помощью которого как раз узнавали уровень ознакомления и вовлечения людей в программные проекты. Какой вывод можно сделать по результатам опроса?

— Опрос показал, что число сотрудников, в разной степени погружённых в содержание Программы развития университета, выросло по сравнению с прошлым годом. Нас это радует. Реализация стратегии развития предусматривает увеличение числа людей, которые знают, как будет двигаться СФУ на текущем и последующем шаге развития. Изменения напрямую зависят от критической массы людей, которые эту трансформацию разделяют. О своих действиях мы информируем коллектив: регулярно выходят новости о результатах реализации программы, включая интервью с проректорами, отвечающими за политики, и руководителями стратегических проектов. Опрос свидетельствует, что вовлечённых в изменения сотрудников становится больше.

В комплексе информация про «Приоритет 2030» есть на сайте, но отдельно хочу выделить политику открытости. Ей уделяется значительное внимание. Мы хотим, чтобы университет не только для сотрудников, но и для всех жителей региона стал в каком-то смысле домашним, близким — местом, куда можно прийти и получить ответы на вопросы, в которых университет компетентен. Университет проводит исследования, даёт востребованное образование, занимается событийной повесткой — деловой, спортивной, культурной. Всем этим он готов делиться.

Предложение рождает спрос

— Какие трансформации университета, связанные с «Приоритетом 2030», стали самыми эффективными?

— Сначала отмечу, что процесс трансформации по определению некомфортен для любой структуры, потому что затрагивает чувствительные области. Выявляются дефициты возможностей, отсутствие компетенций. Их надо объективно оценить и предметно работать над переходом с одного уровня на другой. Именно поэтому к вопросам трансформации мы стараемся относиться внимательно и бережно. И динамика по четырём стратегическим проектам (о них в презентации «Приоритета 2030» на сайте) у нас разная. Но везде есть свой результат.

Например, у нас появилась лаборатория, связанная с вопросами энергоэффективности, или «Зелёная станция». Сам факт её запуска ментально подвигает людей на следующий шаг: на желание применять такую модель в конкретных реальных ситуациях. Сейчас с министерством промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края мы прорабатываем конкретный совместный проект применения подобных технологий, что позволит существенно повысить экологичность домохозяйств.

Появление производственно-продюсерского центра выявило в университете спрос на качественный образовательный контент и преподавателей, которые готовы делать доступным и публичным содержание своих курсов. Так, для обучения по проекту «Цифровая кафедра» за неполный год подготовлено 500 видеоуроков, плюс ещё 300 в работе. Это означает высокую заинтересованность сотрудников в изменениях, когда для этого есть инфраструктура. При этом надо учитывать: для того, чтобы видеоурок появился, нужно провести большую работу: разработать методические материалы, подготовить себя к публичным выступлениям, которые затем будут доступны онлайн. Процесс непростой, но есть сотрудники, которые к нему готовы. Это пример того, как работает программа изменений.

К чему стремимся

— Вопрос об установках: что должно стать ориентиром в развитии СФУ в новом 2023-2024 учебном году?

— Ещё раз сделаю отсыл к Программе развития: там прописаны все цели и этапы. Но если говорить об актуальных целях здесь и сейчас… В этому году прекрасный результат показал наш научно-образовательный центр «Енисейская Сибирь»: он вошёл в пятерку лучших в стране. Понятно, что для него задача — удержать планку, а это требует ещё более интенсивной работы.

Важная тема для СФУ — диверсификация работы со стратегическими партнёрами, компаниями, которые присутствуют на территории края. Мы выстроили с ними тесный контакт, но нас интересует проведение в интересах этих компаний научных исследований. Уже позитивно решился вопрос с «Норникелем» — мы подготовили трёхлетнюю программу работы R&D-центра в их интересах. Соответствующие переговоры намерены провести и с другими стратегическими партнёрами.

Следующий год также связан с реализацией научно-технологической стратегии Красноярского края. СФУ — инициатор и исполнитель этой большой работы, которую мы делаем в интересах региона, пытаясь объединить усилия всех участников: академических институтов, университетов, бизнесов. Надеемся, что к концу года эта стратегия будет утверждена и получит финансовую основу для своей реализации.

То, что мы делаем в сфере науки, касается и образовательных продуктов, которые мы предлагаем компаниям. Мы позиционируем себя как университет для корпораций, который реагирует на их запросы. При этом университет не просто должен решать текущие задачи, а предлагать кадры для опережающего развития. Это нетривиальная и перспективная задача.

Предлагаешь — делай

— В конце сентября пройдёт традиционная пресс-конференция ректора со студентами. Вы будете отвечать на вопросы. А о чем вы сами хотели бы спросить студентов или какой посыл до них донести?

— Встречи со студентами я считаю площадкой для обсуждения вопросов развития университета. И буду признателен, если ребята предложат важные для университета проекты. Не только запрос на то, чтобы повысить качество образования, улучшить бытовой комфорт или решить инфраструктурные проблемы. Хотелось бы увидеть университет их глазами. Как сделать его лучше? Что они сами готовы предпринять для этого?

Подросли!

Накануне нового учебного года, 30 августа, был опубликован 7-й глобальный рейтинг «Три миссии университета» (имеющий статус наиболее авторитетного академического рейтинга по числу участников и стран). У СФУ — прекрасные результаты: среди российских вузов мы поднялись с 34 места (в прошлом году) на 25-е, а в мировом рейтинге, где места указываются уже укрупнённо, вошли в группу 651-700 (в прошлом году были в группе 801-900).

КСТАТИ
>> Рейтинг оценивает три ключевые миссии университета: образование, науку и взаимодействие с обществом.
>> В рейтинге-2023 2000 вузов из 112 стран мира.
>> Мировые лидеры — традиционные: Гарвард и Массачусетский технологический институт. МГУ — 17 место, СПбГУ — 39, МФТИ — 43.
>> Россия сохранила место в тройке мировых лидеров по количеству университетов, попавших в этот рейтинг.

Соб. инф.

Похожие материалы