Обложка

Эндаумент СФУ: перезагрузка

Фонд целевого капитала СФУ скоро перезапустит свою работу благодаря реализации программы «Приоритет 2030». В настоящее время объём фонда более 22 миллионов рублей. Вместе с командой нашего университета полтора месяца назад к разработке новой стратегии развития эндаумента Сибирского федерального приступила эксперт, коммерческий маркетолог Снежана ФРАНЦУЗОВА.

— Целевых капиталов, к сожалению, не так много в России, и работа с СФУ у меня вторая по счёту в сфере образования, — рассказывает Снежана Владимировна. — Первым был Томский госуниверситет, в котором я с коллегами разрабатывала образовательную программу для НКО, желающих воспользоваться возможностями, которые даёт эндаумент, а также тестировала стартапы по запуску программ целевого капитала.

Самый острый вопрос, стоящий перед фондами целевых капиталов, — где и как найти деньги на развитие. В Томске советы, которые я давала, оказались максимально практичными, и участники программы не побоялись ими воспользоваться. В результате идеи выстрелили, был не только найден общий язык с донорами, но и удалось привлечь первые вклады.

Лет пять назад вместе с коллегами мы написали книгу «Эндаументы. Начало: как создать целевой капитал в регионе». До этого никаких методических пособий, направленных именно на региональные целевые капиталы, включающих практические кейсы и советы, в России не было.

Сейчас мы работаем в тесном контакте с аналитиком офиса проректора СФУ по информационной политике Юлией КУЗЬМИНОЙ. Наша задача — убрать все информационные пробелы и недоработки, возникшие с 2008 года. Вскоре на сайте Фонда целевого капитала СФУ появится удобный инструмент быстрого перевода средств, мы уже запланировали большую событийную программу, которая будет интересна и сегодняшним студентам, и выпускникам, и бизнес-корпорациям. Мне бы мечталось, чтобы все участники процесса — студенты, выпускники и ППС — дали Фонду небольшой аванс своего доверия, ведь мы не начинаем историю заново. Задача сложнее: перевести процесс на новые рельсы и показать всем, что СФУ достоин целевого капитала не меньше, чем европейские вузы.

— Какие целевые капиталы в России сегодня наиболее успешны?

— Конечно, самыми успешными являются университеты. Не только из-за большой базы выпускников, студентов, но и благодаря связям с корпоративным миром они могут привлекать средства из бизнеса. Есть топовые университеты европейского уровня, которые задают тренды — это МГИМО, МФТИ, Европейский университет. Их эндаументы измеряются десятками миллиардов. Среди выпускников этих вузов — люди, занимающие ведущие позиции в бизнесе, в государственной политике и экономике России. Они могут позволить себе инвестировать в целевые капиталы вузов, благодаря которым получили столь удачный старт. Один из таких благотворителей — Владимир ПОТАНИН, в своё время окончивший МГИМО. Он основоположник целевого капитала в России и не скрывает, что ему эта тема интересна; даже наследство предприниматель передал не своим детям, а направил на развитие благотворительности в России, в том числе в целевые капиталы.

— Можете подсказать эффективные способы привлечения средств в эндаумент-фонд? Как мотивировать выпускников?

— К сожалению, волшебной палочки не существует. Стремительно развить фонд, опираясь только на силы выпускников, не получится. Быстрые результаты можно получить только с корпорациями, это моё профессиональное мнение. Пришёл, сделал ценное предложение, будь то программа, инновационный проект или НИОКР, и если корпорации это отозвалось, она будет готова инвестировать. Я не расцениваю это как благотворительный взнос, а именно инвестицию, потому что корпорация потом получает не только обратную связь, но и прямую выгоду в виде идей, разработок, высокопрофессиональных сотрудников, в конце концов.

Если же говорить о выпускниках и студентах, то разделять их не стоит. Студенты — это будущие выпускники. И их нужно уже сейчас готовить к тому, что они когда-то будут приходить на встречи в родной вуз, вспоминать годы учёбы, гордиться не только тем, кем они стали благодаря СФУ, но и тем, что теперь они могут сделать свой вклад в развитие.

Есть и ещё одна важная проблема — это культура благотворительности в России. Люди не понимают, почему они должны давать деньги и что за это получат, их ожидания не совпадают с результатами, которые могут предложить благотворительные фонды. Тем более сложно говорить о целевых капиталах, эффект от работы которых виден только через годы. Мотивация примерно у всех одинаковая, и выпускники откликнутся только тогда, когда им станет понятно, что такое целевой капитал и как университет может измениться благодаря каждой тысяче рублей, пожертвованной неравнодушными людьми.

Если говорить о СФУ, то ваш вуз находится в ещё более сложной позиции. Вот я смотрю из Пензы и думаю: ну ничего себе! Такой кампус, такие лаборатории, инфраструктура! Неужели вам поможет моя тысяча рублей?

И пока мы не донесём простую мысль о том, что каждый человек, дающий пусть рубль, имеет значение и вес (хотя дело даже не в рубле, а в преданности своему университету) — сборов не будет. Причём речь не о разовых сборах, а о долгой системной дружбе со своими выпускниками.

— Как формируется эта культура лояльности своему вузу?

— Мне довелось учиться в Оксфордском университете на программе «Социальные финансы», она как раз про это. То, как в ходе курса нам, международной группе из 20 стран мира, в головы закладывались ценности Оксфорда — что-то потрясающее! Помню, мы получали дипломы, и нам сказали примерно следующее: «Отныне вы не можете вести себя недостойно, потому что за вашими плечами университет Оксфорда». Может, звучит высокопарно, но когда декан или проректор говорят вам такие слова, это ко многому обязывает. Вот что является фундаментом благотворительности! Не перекладывание ответственности друг на друга, а чувство сопричастности.

У СФУ масса достижений, и мне хочется, чтобы в результате нашей работы студенты начали чувствовать принадлежность к чему-то великому. Это не просто их институт, куда они ходят на пары, знакомятся с будущими мужьями-жёнами, сдают экзамены, пишут курсовые. У каждого в душе — часть великого университета, которым они могут гордиться. А пока не будут гордиться, ничего не получится.

Выпускники вольны сами выбирать, в финансировании каких программ им хотелось бы поучаствовать: научно-исследовательские, социальные проекты, именные стипендии или ремонт общежитий. Более того, у каждого выпускника есть возможность прийти в офис Фонда целевых капиталов и предложить свою идею, программу, грант — всё что угодно. Теперь мы открыты абсолютно для всех, и так будет всегда.

Каждый, пусть небольшой, вклад выпускника в Фонд целевого капитала может критично изменить жизнь сегодняшних студентов и университета в целом. Потому что если посчитать количество выпускников СФУ каждого отдельного института, то их десятки тысяч. Если они сделают вклад хотя бы в размере 100 рублей, то у вуза появятся колоссальные средства для того, чтобы изменить объекты инфраструктуры, заложить основы каких-то премий, поддержать преподавателей и студентов. Небольшим своим участием мы на самом деле можем сдвинуть горы.

Есть и ещё один критически важный для понимания момент: инструмент целевого капитала предполагает не сиюминутный сбор средств и их немедленную трату на закрытие каких-то дыр. Целевой капитал — это универсальная подушка безопасности.

Когда я вкладываю свою тысячу, или 10 тысяч, или 100 тысяч рублей, то они будут работать бесконечно. Возможно, меня уже не будет на этом свете, а мои деньги будут продолжать работать на университет. Попробуйте увидеть эту перспективу через десятилетия: вы инвестируете сейчас, но делаете свой вклад в вечность.

Похожие материалы