Обложка

Те, кто вышел на путь самурая

«Найти рычаг и перевернуть университет…» Нет, не с этой целью руководство СФУ придумало внутренний конкурс проектных инициатив для реализации программы «Приоритет 2030». Но по факту конкурс вполне может стать тем самым рычагом, который что-то перевернёт — и в университете, и в сознании людей.

Итак, в марте было объявлено, что 30 млн рублей, направленных на достижение целей «Приоритета», будут выставлены на открытый конкурс проектов. Ключевой замысел — вовлечь как можно больше сотрудников в реализацию программы развития и в трансформацию вуза. Был и расчёт на то, что появятся идеи, которые могут стать основанием для более крупных проектов, выведут СФУ на новые горизонты.

Как устроен конкурс? Выделено 5 направлений, по которым можно было подавать заявки: образование, наука, инфраструктура, молодёжная политика и политика открытости (информационная). Предварительно заявки анализировал проектный офис: соответствуют или нет критериям проектности, что можно доработать. Далее функциональный заказчик оценивал наличие потребности в реализации поступившей идеи проекта (функциональный заказчик — лицо, заинтересованное в достижении целей проекта, будущий владелец его результатов). Затем экспертную оценку проводил курирующий каждое направление проректор: брать или не брать проект в работу в принципе, реализовывать прямо сейчас или отложить на следующий год.

Приём заявок завершился 2 апреля, список предварительно оставленных в конкурсе проектов был опубликован в Телеграме СФУ. А 28 апреля проректоры определились со своим выбором

150 заявок было подано на конкурс. 29 были отклонены в связи с дублированием или переводом на системный этап конкурса (т.е. будут реализовываться в 2024 г.). По образованию подано 46 заявок; по науке — 41; по политике открытости — 16; по инфраструктуре — 12; по молодёжной политике — 11. В итоге проректоры отобрали 31 проект, 36 переходят в системный отбор (на следующий год).

Комментирует итоги конкурса руководитель Проектного офиса СФУ Никита ПИКОВ

— Никита Олегович, как проходил первый этап отсева проектов?

— В течение полутора недель мы связывались с каждым из заявителей — либо звонили, либо писали комментарий в системе, где что нужно поправить. Не все инициаторы познакомились с конкурсной документацией, не все ориентировались на цели и показатели, которые перед собой ставили проректоры в рамках своих портфелей, часть заявок получила отметку «не проект».

— Это значит на них поставлен крест?

— Нет. Если заявка заинтересовала проректора, она будет дорабатываться на этапе подготовки паспорта проекта. Либо сама идея может быть реализована в каких-то других форматах. А мы учитывали, соответствует ли заявка тем семи критериям проектности, которые мы указали. На самом деле в университетском положении об управлении системой проектной деятельности критериев гораздо больше, и они жёстче, но для конкурса мы их специально упростили, чтобы людям, которые только начинают такую деятельность, было легче. Наши критерии: уровень контроля, целевое финансирование, влияние на показатели, организационная сложность, новизна, потенциал коммерциализации и бюджет. Мы обращали внимание заявителей на это, просили исправить.

— 150 заявок — это много или мало, вы ожидали меньше или значительно больше?

— Мы не первый раз проводим конкурс внутри университета. До этого был конкурс в рамках Проекта «5-100», в 2018 году там было порядка 85 заявок. Скажем, на этот конкурс ожидали не меньше. В том, что заявок получили почти вдвое больше, возможно, сыграла роль информационная политика, которую мы проводили. Кроме того, у людей стало больше компетенций в проектной работе.

Наконец, заявлена более обширная тематическая область, так что любой сотрудник мог найти для себя возможность заявиться.

— Проекты-победители поделят 30 млн рублей. А на какую совокупную сумму претендовали 123 проекта, вошедшие в лонг-лист?

— На 277 миллионов.

— Дефицит налицо. И что же делать тем, кого не профинансируют?

— Ни инициативы, ни инициаторы с нашего горизонта не исчезают. Кому-то будет рекомендовано перевести свой проект на системный отбор. Что-то может быть профинансировано необязательно из средств «Приоритета». Проректоры сами могут инициировать тот или иной проект, если появятся ресурсы. А ресурсы появляются. Появляются инициативы на федеральном или региональном уровне, куда СФУ может включиться.

— Наверное, самые перспективные — это проекты, которые могут произвести системные изменения в университете. Есть такие?

— В рамках ограниченного бюджета сделать системные изменения сложно. С другой стороны, что понимать под системными изменениями? Допустим, проекты, ориентированные на дистанционное или гибридное образование, меняют всю образовательную составляющую, но не весь университет.

Разработка образовательной программы, где будут предложены новые технологии, — скорее пилотная зона, чем системное изменение.
На системные изменения влияет комплекс проектов, в частности — наши стратегические проекты. Они как раз призваны, меняя политики, произвести трансформацию всего вуза. Это заложено на старте самой программы «Приоритет 2030». Кстати, интеграция новой системы управления проектной деятельностью, чем мы занимались в прошлом году, а сейчас апробируем, — как раз системное изменение для университета.

— Итоговые решения по отбору того или иного проекта принимали проректоры. Но если проект абсолютно новый, как сразу оценить все его бонусы, не отмахнуться от перспективного?

— Даже если сложно отнестись к содержанию и понять, что предлагает инициатор, можно просто посмотреть на вклад в показатели. Кто-то обещает обучить тысячу человек по ДПО за 1 млн рублей, а другой за эту сумму обучит 500. Наверное, проректор отдаст предпочтение тому, кто обеспечит наибольший вклад в его показатели. Всё просто. Хотя относительно некоторых заявок, которые никак не влияют на показатели портфеля, действительно иногда возникает непонимание, что с этим делать.

— Тем, кого не профинансируют сейчас, обязательно ли подавать заявку на «системный конкурс», где реализация будет уже в 2024 году, или они войдут в этот список автоматически?

— По согласованию с инициаторами мы переведём их в системный конкурс. Есть проекты, которые не попадают ни под направление, ни под цели и задачи в рамках указанного портфеля. Есть такие, где заявка не до конца заполнена. До сентября будем всё это собирать. Предстоит непростая коммуникативная работа. Ведь наша задача не отсеять, а максимально довести заявку до состояния проекта.

— Будете проводить учёбу?

— Мы занимаемся разработкой онлайн-курса по проектному управлению. Кроме того, в течение года у нас регулярно проходят мероприятия по стратегированию, проектированию.

Комментирует проректор по учебной работе Денис ГУЦ

— В общей сложности по направлению образовательной политики мы получили 51 проектную инициативу. Шесть дублирующих заявок были отклонены, а оставшиеся 45 мы сгруппировали по пяти основным тематикам.

Самая многочисленная группа — программы ДПО, их 20. Далее — 13 предложений по основному образованию, 7 — онлайн-курсов, 3 инициативы направлены на привлечение абитуриентов и 2 — на цифровые платформенные решения.

Мне как проректору по учебной работе важны те инициативы, которые непосредственно решают общие университетские задачи. Это проекты, направленные на сохранение контингента и привлечение абитуриентов, достижение количественных и коммерческих показателей. В этой логике мы поддержим в первую очередь программы повышения квалификации, онлайн-курсы и проекты, направленные на расширение регионов присутствия и поиска талантливой молодёжи, что в общей сложности составляет почти половину проектных предложений. Проекты взяты в разработку, мы продолжим диалог с авторами и части из них предложим разные источники поддержки.

Проводить экспертизу было непросто. После тщательного изучения всех паспортов нужно было взвесить экономические показатели, понять, какие эффекты от реализации проектов произойдут в университете. Ведь программа «Приоритет 2030» для университета — большой вызов. Мы с каждым годом наращиваем показатели, но шаг наращивания должен увеличиваться. Условно, если 3 года назад мы обучили 12 тысяч человек по ДПО, в прошлом году 20 тысяч, а в этом необходимо обучить более 30 тысяч. Для достижения таких амбициозных целей нужно предложить на рынок современные актуальные программы, которые будут востребованы.

Хочется поблагодарить всех авторов инициатив за актуальные идеи, проработку и видение перспективных задач в образовании.

Похожие материалы