Обложка

Давайте подведём итоги

Мы попросили руководство университета ответить на 5 вопросов:
1. Назовите цифру года по вашему департаменту.
2. Что вы считаете достижением года?
3. Каким департаментам СФУ вы хотите сказать слова благодарности за сотрудничество?
4. Перспектива (задача) на следующий год.
5. Если представить, что возможно ВСЁ (загадать в Новый год) — о чём в университете вы мечтаете?
В этом году в СФУ открылся производственно-продюсерский центр, благодаря которому у нас теперь снимают собственные видеокурсы для онлайн-обучения. На фото Евгения ПУЗИНА: ректор университета М.В. РУМЯНЦЕВ символически разбивает тарелку «за успех предприятия».

Руслан Александрович БАРЫШЕВ, проректор по научной работе

1. Полагаю, что коллеги меня поддержат в том, что этот год был непростым, в том числе для науки. В частности, подавляющее большинство университетов опубликовало меньше статей, чем в прошлом, не исключение и мы. Есть трудности с ресурсами не только в фондах, но также в крупных российских компаниях, которые вынуждены сокращать объёмы научной деятельности, расходы на исследования и разработки. Это вынуждает нас перестраиваться. Заветная цифра — это миллиард по НИОКР, на который мы пока не вышли. Но в жёстких конкурентных условиях собрали портфель заказов только от гражданской индустрии на 750 млн, и ещё не менее чем на 700 находится в разработке в области оборонных технологий университета. Это значит, что учёные в университете востребованы, а впереди новые рубежи.

2. Достижений локальных было немало, а эффект от них начнёт проявляться в следующем году, для чего требуется ещё провести большую работу, но начало положено. В частности, мы в рамках серии обсуждений всё же утвердили проект по научной политике, которая закладывает ключевые подходы и приоритеты. Одним из таких подходов, например, является более автономная финансовая политика в замысле, близком к той, что реализуется в знаменитом Лёвенском католическом университете; она, с поправкой на реалии нашей жизни, позволит формировать ресурсы развития для институтов и их научных коллективов.

Но самое важное для меня, что в условиях такого большого и идущего по инерции корабля, как Университет, мы смогли перезапустить систему управления наукой, создав Офис развития научной деятельности. В течение года шёл этот процесс, многое нужно ещё отладить, но с декабря для наших учёных в библиотеке (каб. Б3-06) уже работает Открытый офис — единое окно для обработки всех задач науки. Мы ещё формируем команду точечно. Рассчитываю в грядущий День российской науки представить завершённый результат.

3. У нас много талантливых руководителей. Но назову директора Института инженерной физики и радиоэлектроники Андрея Викторовича Минакова. Во-первых, в этом году ему присуждена учёная степень доктора физико-математических наук. Во-вторых, Андрей Викторович выступил научным руководителем проекта Минобрнауки РФ передовой инженерной школы «Устойчивая цветная металлургия» в партнёрстве с компанией РУСАЛ. В-третьих, Андрей Викторович активно включился в работу по выполнению НИОКР, реализуемых совместно с индустриальными партнёрами, за что ему огромная благодарность от всего нашего коллектива сотрудников.

4.
Ставлю перед собой проработку следующих стратегических задач:

>> Завершение реорганизации и укоренение базового смысла, что мы — сервис и работаем для учёных.

>> Развитие наших лучших компетенций в области химии в формате проекта в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030».

>> Решение крайне ресурсоёмкой задачи по управлению наукой на основе данных, что требует перевода всех учётных, аналитических и финансовых процессов на новую цифровую платформу. В ближайшем будущем мы готовы её презентовать.

5.
Я бы тут повторил третью задачу (см. выше). Считаю, что это настолько важный момент, что выступает вопросом стратегического развития науки нашего университета. Как бы мы ни уважали Excel, но его время вышло ещё позавчера. Сказать «Прощай» экселю в науке — вот в чём моя мечта.

Денис Сергеевич ГУЦ, проректор по учебной работе

1. Более 21 000 человек прошли обучение по дополнительным профессиональным программам в университете, в том числе посредством онлайн-курсов.

2.
Университет запустил образовательные программы «Цифровое право» и «Разработка компьютерных игр и приложений», реализуемые полностью в дистанционном формате. С 1 сентября студенты получили возможность обучения из любой точки мира и доступа ко всем сервисам университета. Образовательный контент для программ подготовлен сотрудниками профильных институтов совместно с профессионалами нашего нового производственно-продюсерского центра.

СФУ совместно с Яндексом и РУСАЛом запустил образовательные проекты «Малая школа машинного обучения и анализа данных» и «Академия IT», в рамках которых появилась возможность параллельно с учёбой по основной программе освоить ИТ-специальность.

Ещё одно значимое достижение — создание двух цифровых сервисов поддержки образовательного процесса. Первый позволит анализировать процесс обучения студентов и предвидеть возможные академические риски и своевременно оказывать меры поддержки (на 11 стр. этого номера — подробнее об этом сервисе). Второй сможет в реальном времени анализировать состояние всех образовательных программ СФУ (а их у нас около 500) и проектировать их вектор развития за счёт использования передовых цифровых технологий, инструментов, аналитик на основе больших данных.

3. По итогам года хочется поблагодарить команду директоров: Института цветных металлов и материаловедения, Института инженерной физики и радиоэлектроники, Института космических и информационных технологий, Института нефти и газа, Инженерно-строительного и Политехнического институтов. При подготовке заявки к проекту «Передовые инженерные школы» (ПИШ) они точно стали командой и подтвердили тезис о возможности, силе и крепости горизонтальных связей. Вопросы об интегральности, междисциплинарности, сетевом взаимодействии, суммарном эффекте, усилении друг друга практически взорвались фейерверком. Поклон вам, господа директора! Вперёд, СФУ!

4. Перспектива на следующий год — продолжить развитие инженерного образования в университете. В рамках подготовки к ПИШ мы провели большую работу для дальнейшего прорыва.

5. Хочу, чтобы на базе СФУ появился колледж. Он позволит университету выйти на рынок среднего профессионального образования, расширит возможности непрерывного образования за счёт обеспечения полного образовательного цикла подготовки специалистов.

Это непростая, но достижимая задача, требующая от нас консолидированной работы.

Максим Сергеевич ОРЕШНИКОВ, проректор по хозяйственной работе

1. Цифра года: 2396 — количество гостей, проживавших в гостинице СФУ с января по декабрь.

2. В кампусе созданы прекрасные возможности для полноценной жизни студентов и сотрудников Сибирского федерального университета: открыты салон красоты, аптечный пункт, автосервис, прачечная самообслуживания, гостиница.

3.
Административно-правовой департамент, управление логистики и размещения заказа — признательны этим службам за сотрудничество и оперативное решение вопросов.

4. Перспектива на следующий год: реализация проекта по организации рекреационной зоны с кафе корпуса №3 (СМ. ИЛЛЮСТРАЦИЮ НИЖЕ)

Колодец в третьем корпусе, где сегодня работает U-coffee, со следующего года будет выглядеть так, как на эскизе: с удобными зонами для питания, отдыха и работы с ноутбуком.

Колодец в третьем корпусе, где сегодня работает U-coffee, будет выглядеть так, как на эскизе: с удобными зонами для питания, отдыха и работы с ноутбуком.

5. Мечта: чтобы в берёзовой роще слева от дороги появилось такое же благоустроенное пространство, как и справа — вторая Гремячая грива. Экопарк — комфортное и безопасное место отдыха для прогулок в чистом лесу и занятий спортом под открытым небом.

Екатерина Владимировна СИДОРЕНКО, проректор по молодёжной политике

1. Цифра года: 379 кураторов и 101 наставник приступили к работе в новых проектах «Кураторство» и «Наставничество»

У Екатерины Сидоренко есть и собственная «цифра года»: 5100 — покорённая в этом году высота! Наш проректор по молодёжке любит спорт: занимается бегом, лыжами, плаванием и готовится к триатлону.

2. Реализуется акселерационный проект HIPO, позволяющий повышать эффективность и мотивацию деятельности наставников по раскрытию потенциала обучающихся в университете как среди студентов, так и среди сотрудников университета. В реализацию проекта вовлечено 5500 студентов, из них 3000 прошли оценку soft skills.

Разработана вариативная система сопровождения студентов: кураторство — наставничество — менторство. Кураторами проведено 2000 адаптивных часов. Разработаны методические рекомендации для кураторов и наставников в количестве 20 штук. На стадии тестового запуска 135 студентов построили свои индивидуальные траектории развития, 250 человек получили дополнительное образование.

Переформатирована работа со студенческими объединениями, которые в новой стратегии развития молодёжной политики играют ключевую роль. Сформулирована система «легитимизации» деятельности — реестр студенческих объединений и требования к планированию, нормативно-правовому регулированию и учёту деятельности объединений. Разработана система постоянной ресурсной поддержки студенческих объединений и их проектного развития через форматы «Проектная мастерская» и «Конкурс программ развития студенческих объединений».

Функционал системы «Мой СФУ» преобразован для систематизации учёта личных достижений при назначении повышенной государственной академической стипендии и актуализации базы данных активных студентов.

3. Хочу всё-таки в первую очередь отметить команду молодёжки, причём все коллективы сразу. ЦСК попал в экстремальные ковидные условия, но выстоял, сохранив коллективы и возможность творить, создавая новые проекты. Отдел студенческих объединений и проектов трансформирует общественное студенческое сознание через сообщества. Особенно хочу поддержать недавно назначенных заместителей по воспитательной работе (им сложно!) и всё управление социально-воспитательной работы, потому что коллеги занимаются очень важным — созданием воспитывающей среды университета, в которую включено всё академическое сообщество. А вообще говорить «спасибо» я люблю, поэтому каждому сотруднику скажу лично ;)

Если говорить о других структурах университета — спасибо за неравнодушие департаменту информационной политики и лично Ярославе Викторовне Жигаловой и главному бухгалтеру Юлии Александровне Безсаловой.

4. Задача на следующий год — это индивидуальные траектории развития у каждого студента; развитие студенческих научных сообществ; ввод всех отремонтированных помещений; создание киберковоркинга и много-много чего ещё!

5. Мечтаю об открытом круглосуточно университете с работающими пространствами. Чтобы ничего не ломалось. Все студенты и сотрудники в режиме ЗОЖ как норма жизни. И ещё 100000 туристов, желающих посетить СФУ!!!

Похожие материалы