Обложка

Диплом и бизнес: два в одном

Знакомимся с проектами программы «Приоритет 2030»

Начать создавать и реализовывать собственный стартап-проект во время учёбы в СФУ и совместить это с защитой диплома могут сегодня студенты любого направления подготовки и специальности начиная с третьего курса бакалавриата и специалитета и с первого курса магистратуры. Было бы желание!

В первых числах октября стартует новый этап программы «Стартап как диплом» в рамках Программы развития университета на 2021-2030 годы и реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030». Регламент подготовки и защиты выпускной квалификационной работы в формате стартапа подписан в июне текущего года и размещён на сайте СФУ. Студент может подать в свой деканат заявление о том, что выбирает именно такой вариант. Важно помнить, что это не удастся сделать в самый последний момент, скажем, за месяц перед защитой.

«Стартап как диплом» — история для СФУ, как и для других российских университетов, не новая. Альтернативу выпускной квалификационной работе в стране стали внедрять с 2018 года. Цель проекта — помочь студентам как можно раньше освоить навыки и компетенции, необходимые предпринимателю, собрать команду проекта, привлечь инвестиции в свои стартапы. Сегодня задачу по включению в технологическое предпринимательство всему университетскому сообществу транслирует и федеральный проект «Платформа университетского технологического предпринимательства».

— В СФУ 22 института, сильные инженерные направления, и мы даём ребятам альтернативную карьерную траекторию. Человек может быть прекрасным учёным-физиком, а может быть технологическим предпринимателем. Это ещё одна ветка реальности современного образования и фокус развития университета, — говорит руководитель стратегического проекта «Гастрономический R&D-парк» Наталья БАХОВА.

В нашем университете один из первых стартапов родился именно в недрах Института гастрономии в 2020 году. Бизнес-проект и маркетинговую стратегию развития подготовили и реализовали студенты Высшей школы ресторанного менеджмента Института гастрономии. А кураторами ребят выступили руководители профильных отделов партнёра университета — группы компаний Bellini GASTRONOMIC ECOSYSTEM. Кстати, ресторанный проект выдержал испытание пандемией. Кафе «Дом у озера», где «рулят студенты», успешно работает. Позднее был создан ещё один стартап — консалтинговая фирма по обслуживанию ресторанной индустрии.

Но процесс появления таких дипломных стартапов в масштабе всего СФУ, по словам Натальи Баховой, не был регламентирован до весны нынешнего года. Весной учебный департамент разработал и утвердил документ, учитывающий работу всех институтов по единому правилу (about.sfu-kras.ru/node/10632).

— Традиционно выпускающая кафедра определяет тематики выпускных квалификационных работ и определяет научных руководителей для каждой работы, а участвуя в проекте «Стартап как диплом», студент сам проявляет инициативу. Вопрос только в выборе темы, — поясняет Наталья Александровна. — Либо человек её выносит из учебной практики на площадке реально действующего предприятия, либо черпает из университетской тематики, связанной с развитием кампуса, его инфраструктуры или каких-то других процессов.

Внутри «Гастропарка» в Институте гастрономии создан Центр предпринимательства и консалтинга, задачей которого является постоянная акселерация проектов, поиск и привлечение софинансирования для их реализации, хакатоны, на которых также можно найти интересную идею и тему для выпускной работы. Мы не стремимся к большому количеству стартаперов, главное на данном этапе — отработать сам механизм запуска в университете такой практики. Но отчётливо видим выгоду в перспективе: благодаря стартапам появится возможность коммерциализировать в вузе отдельные процессы или разработки, технологии, бизнес-идеи; выстроить цепочку от идеи проектирования к реализации. Если это проекты для бизнеса, то университет получит возможность реализовать идею до прототипа, который уже кому-то интересен.

— У студента есть разные ветки возможностей. Скажем, запустив свой стартап, он пишет потом выпускную работу в классическом варианте. Но можно и объединить стартап с дипломом и с этим пойти на защиту. Тогда человек упростит себе обучение, то есть будет уже не над двумя проектами работать, а над одним, — рассказывает начальник Центра предпринимательства и консалтинга СФУ Вера КОПЫЛОВА. — Возможен и другой вариант: студент пишет выпускную квалификационную работу «Стартап как диплом», но при этом не запускает стартап во время обучения, то есть не регистрирует юрлицо, не начинает продавать продукт. Пойти можно разными путями. Допустим, победители конкурса «Студенческий стартап» могут не писать отдельную дипломную работу, а сделать её в формате своего же стартапа.

Такие примеры у нас есть: группа студентов ИИФиРЭ СФУ создала приложение к сайту по онлайн-автошколе с возможностью прохождения онлайн-уроков для подготовки к сдаче экзаменов. Сейчас они работают в партнёрстве с автошколой СФУ.

Важный момент: выпускная квалификационная работа должна соответствовать направлению обучения студента, его будущей специализации.

Формат «Стартап как диплом» подразумевает наличие бизнес-плана, финансовой модели, чтобы к выходу из университета у человека уже был прописан некий алгоритм действий, маркетинговая стратегия. И тогда он сможет открыть свой бизнес, полноценно работать с учётом полученных в университете знаний.

Центр предпринимательства и консалтинга, венчурная студия при нём будут помогать ребятам получать основные навыки и компетенции. Предусмотрены курсы повышения квалификации, профессиональной переподготовки в сфере технологического предпринимательства. Будем искать различные меры поддержки, которые существуют на этапе старта проекта — фонды, гранты, инвестиции.

Сейчас реально много конкурсов на региональном и федеральном уровнях. Минимальный грант от 500 тысяч рублей и до 20-30 миллионов можно получить в фонде Бортника (Фонд содействия инновациям), который поддерживает высокотехнологические проекты. Одна из задач, которую мы ставим перед собой: чтобы появились новые идеи и направления. Университету нужно расширять круг новых партнёрств, готовых вместе со студентами открывать компании.

В команды проекта «Стартап как диплом» входят от 2 до 4 человек, обязательно есть лидер. Каждый прорабатывает своё направление — кто-то технологию, кто-то маркетинговую стратегию, кто-то бизнес-план и т.д. Защищают диплом всей командой. Оценивает защиту специально собранная квалификационная комиссия.

В последнее время в масштабе страны продвигается всё больше направлений предпринимательства. В этом году Министерство науки и высшего образования РФ запустило несколько программ по поддержке предпринимательства в университетах. Это и акселерационные программы, и тренинги предпринимательских компетенций, и университетские стартап-студии. Также на законодательном уровне прорабатывается вопрос о предоставлении академического отпуска на создание стартапа. То есть во время учёбы можно будет взять такой отпуск, чтобы проверить, обкатать свою бизнес-модель.

В период подготовки выпускной квалификационной работы обучающиеся могут иметь консультантов из числа представителей коммерческих или некоммерческих организаций или опытных индивидуальных предпринимателей.

Регламент предусматривает разновидности стартапов. Например, могут быть бизнес-проекты в сфере экономики, продажи каких-либо продуктов или оказания услуг (стандартный бизнес). Либо в сфере технологической — стартап, основанный на новых разработках и их коммерциализации в будущем. Возможен стартап в сфере социального предпринимательства или креативных индустрий (деятельность в области исполнительских и визуальных искусств — дизайн, кино, гастрономия, телевидение и проч.).

Сама выпускная квалификационная работа должна соответствовать нескольким критериям: команда проекта либо зарегистрирована как юридическое лицо, либо является получателем грантов от институтов развития предпринимательства РФ или других организаций. Ещё один вариант: обучающийся СФУ входит в команду стартапа компании, являющейся резидентом российского или зарубежного технопарка, бизнес-инкубатора или центра предпринимательства. В Красноярске такие центры есть, например КРИТБИ. Либо члены команды являются участниками организованной проектной деятельности внутри СФУ.

Важно наличие разработанного минимального жизнеспособного продукта или прототипа разработки, а также финансового обеспечения (партнёры, инвесторы, гранты). Кроме того, стартап должен включать в себя технологическую составляющую, подтверждённую и оценённую экспертами.

Не признаются стартапами бизнес-проекты, являющиеся стартап-клонами, например копии зарубежных компаний с известной бизнес-моделью.

Какие существуют проблемы и возможные риски в процессе работы над дипломным стартапом?

— На этапе проектирования самой задачи мы столкнулись с тем, что и преподаватели кафедр, и сами студенты к этому формату не вполне готовы. Преподаватели должны с пониманием подойти к идее студента, помочь сформулировать тему так, чтобы он смог её защитить, — отмечает Наталья Бахова. — Они должны понимать, что студенты, решившие создать стартап, — это не наёмные сотрудники априори, у них
голова работает по-другому. Они приходят и говорят: «Мы хотим так!». И когда им отвечают: «Нет, мы так не можем», эти студенты навсегда уходят, они не будут пробивать непробиваемое.

Поэтому преподавателей мы просим занять позицию помощника-наставника и предлагаем им пройти программы повышения квалификации и стажировки. Сотрудникам ИКИТ мы предложили совместную работу по включению модуля «Технологическое предпринимательство» в программу магистратуры этого института и рассчитываем, что часть группы пойдёт по заданному треку. Базовую часть знаний они получат, но их будет вести консультант-предприниматель, который поможет проекты ребят упаковать в бизнес-идею.

Поэтому ещё раз повторю: преподаватель, который рядом с таким студентом становится, должен быть готов к тому, что альтернативная траектория в университете возможна.

Если обучающийся видит себя в дальнейшем в роли руководителя проекта, то университет даёт ему возможность попробовать себя в таком теоретико-практическом формате с привлечением всех имеющихся у вуза возможностей. Пока студент учится, у него есть прекрасный шанс — воспользоваться помощью всего университетского сообщества в реализации стартапа.

Похожие материалы