Обложка

Точка входа в науку

В университете появилось новое подразделение — Центр сопровождения научных и образовательных проектов, или Открытый офис — единое окно для обработки всех задач науки. Его возглавила Вероника ОБИДИНА, руководившая ранее Грантовым центром СФУ.
Вероника Обидина

Вероника Обидина

— Вероника Викторовна, какие задачи ставит перед собой новая структура? Вы принимаете заказы на НИОКР, формируете команды для проектов, ведёте бухгалтерию?

— Центр сопровождения научных и образовательных проектов — это часть Офиса развития научной деятельности, подразделение, куда, как в единое окно, могут обращаться за консультациями, сопровождением и обучающиеся, и преподаватели, и учёные. Теперь территориально все специалисты находятся в одном месте, в Научной библиотеке СФУ, в аудитории Б 3-06, поэтому и наше неофициальное название «Открытый офис».

Мы точка входа и реализуем полный цикл работы над проектом — информирование о конкурсах для получения грантов на образовательные, научно-популярные, научные проекты и проекты в области технологического предпринимательства. Оказываем помощь в формировании коллективов, подготовке сопроводительных документов и получении информации об университете, необходимой для подготовки заявок; в консультировании как начинающих заявителей, так и опытных. После поддержки заявки — подготовка договорной документации, дальнейшее сопровождение проекта, включая закупку услуг, оборудования и материалов; сопровождение правовой охраны и защиты результатов интеллектуальной деятельности; сопровождение подготовки отчётов.

Помимо этого, Открытый офис ведёт работу со стипендиальными программами и программами академической мобильности, которые помогают обучающимся и сотрудникам получить индивидуальную финансовую поддержку.

Отдельное направление — это координация молодёжной науки, работы студенческих научных сообществ и мероприятий, а также сопровождение научной премии СФУ. Не могу не упомянуть и об активной работе по внедрению информационно-аналитической системы управления научной деятельностью в СФУ.

— Сколько уже проектов вы сопровождаете?

— В настоящее время более 400. Это проекты в рамках договоров на оказание научно-технических услуг, на фундаментальные и прикладные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, договоры по проектам развития магистратуры и другие.

— Есть ли план или вы работаете по факту обращения заинтересованных лиц? Центр как диспетчерский пункт?

— Безусловно, есть план работы. Он тесно связан с участием университета в программе «Приоритет 2030» и с программой развития университета, с научной политикой, с программами развития институтов и программами руководителей направлений. Однако без инициативных обращений учёных и студентов наука в университете была бы невозможна, в этом смысле мы действительно как диспетчерский пункт, то самое «единое окно».

— Отличается ли «сопровождение» опытного грантополучателя (который и сам всё знает) и начинающего?

— Действительно, есть некие условные деления грантополучателей. Скажем, «начинающий энтузиаст» — зачастую заявитель, который только начинает подавать заявки и работать над проектом, молодой учёный или студент. Но это может быть и состоявшийся учёный, взявшийся за работу над абсолютно новым конкурсом, заявкой, тендером. Таких заявителей отличает большое желание и готовность действовать. В этом случае требуются подробные инструкции, частые консультации, алгоритмы, чек-листы, а наша задача — не убить мотивацию и провести человека за руку по всему маршруту, от подачи заявки до получения финансирования проекта и отчёта.

Есть категория заявителей, которые уже знакомы со всеми процессами, но по какой-то причине после подачи нескольких заявок на проекты так и не получили поддержку от фондов. В данном случае наша задача — максимально их поддержать, выяснить и проанализировать причины отклонения прежних заявок, провести корректирующую работу, а также вернуть желание вновь участвовать в конкурсах и делать новые попытки.

Также есть «опытные» заявители, которым главное — не мешать. Они уже сформировали устойчивые команды, имеющие большой процент поддержанных заявок и много проектов. Свою задачу в таком случае мы видим в том, чтобы они диверсифицировали свой портфель, выходя из зоны комфорта, пробуя участвовать в новых конкурсах, работать с новыми партнёрами или участвовать в крупных университетских и межвузовских проектах. Важно, чтобы они включались в работу над флагманскими проектами, такими как, например, создание центров научно-технологической инициативы.

Отдельная задача состоит в том, чтобы эти опытные учёные переходили в категорию «экспертов и наставников», включали в свои коллективы молодых учёных, аспирантов и студентов, делились лучшими практиками. По отношению к экспертам и наставникам наша задача в том, чтобы их работа получила признание, была видна как на уровне университета, так и на уровне всей страны, а их имена известны. В этом во многом нам помогает пресс-служба и редакция университетской газеты, которые регулярно запрашивают информацию о достижениях, новых именах, о проектах и исследованиях. В том числе для этого была создана научная премия СФУ.

— От каких конкретных «бюрократических» действий вы освободите учёного, который оформляет заявки, договоры? Допустим, ему самому уже не надо будет ходить на управляющий комитет, собирать подписи в бухгалтерии?

— Все изменения направлены на снижение забюрократизированности и дублирования действий, сокращение времени обработки запросов или обращений. Мы должны минимизировать, а в некоторых случаях и полностью исключить хождение по кабинетам.

При этом проводимая цифровая трансформация управления наукой, а именно создание единой цифровой среды и развёртывание информационно-аналитической системы управления, должна помочь целостному учёту различных аспектов научной деятельности университета и, как следствие, выстроить управление наукой, основанное на данных.

Я думаю, ни у кого в университете нет намерения мучить учёных, преподавателей или студентов, заставляя выполнять ненужные процедуры. Задача в том, чтобы регулярно анализировать существующие процессы и выявлять те, которые неэффективны и приводят к потерям на различных этапах научной деятельности. Надо по типу «бережливого производства» выстроить «бережливое» управление наукой.

Если говорить о конкретном сборе подписей, то выход как раз в максимальном внедрении электронного документооборота, в том числе при взаимодействии с другими организациями.

— Центр сопровождает и научные, и образовательные проекты. Зачем к науке присоединили ещё и образование?

— Интеграция образовательной и научно-исследовательской деятельности в высшем образовании настолько значима, что с 2020 года ей посвящена отдельная статья в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». Цели этой интеграции — кадровое обеспечение научных исследований, повышение качества подготовки обучающихся по программам высшего образования, привлечение обучающихся к проведению научных исследований под руководством учёных, использование новых знаний и достижений науки и техники в образовательной деятельности. Всё взаимосвязано.

Механизмы работы над образовательными и научными проектами также схожи — формулировка цели, задач, актуальности; выбор и обоснование методов, определение этапов работ, формирование команды, понимание имеющегося задела и ресурсов, достижение и оформление результатов, отчёты. Те, кто к нам обращаются, могут познакомиться сразу со всем спектром конкурсов и возможностей. Сегодня ты студент, который подал заявку на конференцию, а завтра уже аспирант, молодой учёный, который может получить финансирование на своё первое исследование. Сегодня учёный работает в лаборатории, а завтра он задумывается над модернизацией программы магистратуры, которую ведёт. Также и преподаватель может узнать и рассказать своим студентам, например, о грантах или стажировках для магистрантов. При этом за консультацией не нужно обращаться в разные отделы — всё сосредоточено в одном окне.

— Можно ли сформулировать алгоритм действий человека, который хочет развиваться в области науки?

— В ближайшее время будет обновлён раздел на сайте СФУ, где появится подробная информация о том, к какому специалисту Открытого офиса вы можете обращаться и по какому вопросу. Также будет разработано руководство или хэндбук для тех, кто хочет заниматься наукой в университете. Помимо этого, мы планируем провести ряд мероприятий для институтов, где подробнее расскажем о нашей структуре и ответим на все вопросы.

Пока же предлагаю познакомиться с актуальными конкурсами на получение грантов и стипендий
research.sfu-kras.ru/grants и следить за важными новостями на сайте СФУ.

Что принципиально нового появилось в системе управления научной деятельностью? Какие новые специалисты введены в штат, под какие задачи?

В состав Центра сопровождения научных и образовательных проектов (Открытый офис) вошли Грантовый центр, научно-образовательный центр молодых учёных, отдел правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности, научно-исследовательская часть.

В Офисе развития научной деятельности, помимо центра, появились отделы, название которых говорит само за себя: отделы финансового и цифрового сопровождения. Они тесно взаимодействуют с Открытым офисом.

В Офисе развития научной деятельности также появились самостоятельные руководители по важным направлениям: государственное задание, работа с индустриальными партнёрами и хозяйственные договоры, гранты и субсидии, государственный оборонный заказ, молодёжная наука, технологическое предпринимательство и инновации. Каждый из них курирует своё направление, имея программу его развития, план и показатели. Руководители помогают реализовывать гибкую корпоративную культуру, держат повестку по своим направлениям и нацелены на проактивную деятельность, на упреждение задач, которые возникают на горизонте.

Похожие материалы