Обложка

«Сто лет одиночества»

Этой книге — 55 лет!

Когда-то вышедшее в свет произведение, будь то «Дон Кихот», «Страдания молодого Вертера» или «Так говорил Заратустра», могло перевернуть сознание не одного поколения и изменить развитие общества. Конечно, сегодня мы уже вряд ли можем считать человечество «цивилизацией книги», и всё-таки… Мы насчитали как минимум 40 произведений, которые давно стали мировой классикой, оставили след в душах миллионов людей, а в этом году отмечают свой юбилей. В этот список входят «Преступление и наказание» Достоевского (роман вышел 155 лет назад), «Маленький принц» Экзюпери (80 лет), «Отверженные» Гюго (160 лет)…

О двух книгах-юбилярах этого года мы попросили рассказать преподавателей ИФиЯК. Книги эти — «Сто лет одиночества» Маркеса (55 лет) и «Мёртвые души» Гоголя (180 лет).

Про «Сто лет одиночества» Габриэля Гарсиа Маркеса за полвека сказано, написано, спето (есть целый список песен, вдохновлённых этой историей) много. И, говорят, сериал от Netflix уже на подходе.

Это роман-мир и роман-миф. Исследователи увидели в нём не только магический реализм, хотя именно на примере творчества Маркеса обычно рассказывают об этом особенном способе смотреть на мир в литературе XX века. Литературоведы находят в «Сто лет одиночества» и раблезианский карнавальный текст, написанный под влиянием Упанишад и Махабхараты, и колумбийский вариант Дон Кихота, и версию Библии с Новым и Ветхим заветами, и историю превращения Нового Иерусалима в «Новый Вавилон», и оппозицию устного предсказания и письменного апокалипсиса, и преодоление всех жанровых канонов. И, конечно, циклическую концепцию времени, истории и философии Латинской Америки.

НА ФОТО: коллектив Центра испанского языка ИФиЯК СФУ вместе со студентами и художниками в 2015 году нарисовали мурал, посвящённый Габриэлю Гарсиа Маркесу. К сожалению, сам рисунок не сохранился, остались только фотографии.

Красноярск на «Сто лет одиночества» тоже по-своему отзывается. Так, если внимательно всмотреться в меню ресторана «Чешуя», можно увидеть в нём цитаты из Маркеса. А сама книга лежит в другом заведении Bellini group — «Hello wine».

В конце концов, каждый читает «Сто лет одиночества» по-своему. Как исторический роман, семейную сагу, историю о любви или грустную сказку об одиночестве. И мы решили просто собрать мысли читателей и поделиться ими. Спросили студентов СФУ из Колумбии — родины писателя, и студентов-журналистов ИФиЯК, потому что Габриэль Гарсия Маркес тоже был журналистом, и это ярко отражается в его текстах.

Валентина Оливейрос, студентка Института гастрономии из Колумбии:
— Маркес говорит о реальных проблемах и фактах истории моей страны: появление железных дорог, столкновения людей с различными политическими взглядами, экспорт бананов… Это книга о развитии Колумбии как страны — но и о развитии автора этой книги, человека, окружённого жёлтыми бабочками. Советую «Сто лет одиночества» всем, потому что эта книга о том месте, откуда я родом.

Элизабет Педрерос Каррера, студентка Гуманитарного института
— «Сто лет одиночества» — трагическая истории Латинской Америки, рассказанная с помощью волшебной оптики магического реализма.

Камило Эрнесто Ордус Мехиа, студент Юридического института:
— Книги Маркеса знакомы мне ещё из нашей школьной программы, они показывают мир сквозь определённую призму, которая и преображает его, и помогает лучше рассмотреть. И моя мама тоже очень любит «Сто лет одиночества» именно за этот особенный, внимательный взгляд на нашу страну и её историю. В Колумбии Маркеса ласково и по-домашнему называют «Габо», узнают в его романах родные города, например, в сказочном Макондо безошибочно угадывается Аракатака.

Валерия Ермолаева, студентка ИФиЯК:
— Сама идея сохранения истории через коллективную память — вдохновляет. Здесь же — мотив вечной жизни, не зря из поколения в поколение идёт повторение имён, так нелюбимое многими читателями (в том числе и мной, если честно). Но если разобраться — это гениальный способ, с помощью которого Маркес достиг описания идеи вечности.

Антон Двизов, студент ИФиЯК:
— Маркес создаёт образцовый пример магического реализма, погружая читателя в фантасмагорический круговорот мистических событий, на которые герои метафорически не обращают никакого внимания. Колумбийский писатель находит место и критике милитаризма, и поднимает религиозные вопросы. Но всё же лейтмотивом выступает здесь непреодолимое экзистенциальное одиночество героев, которое, как кажется, невозможно преодолеть. Прекрасно написанный текст, читать который — удовольствие.

Ольга Гевель, доцент ИФиЯК
— Мне подарили эту книгу ещё в школе, но, кажется, только сейчас я прочитала её так внимательно. Ритм Маркеса убаюкивает, гипнотизирует даже — и ты сама оказываешься внутри этой бесконечно повторяющейся истории (особенно, перечитывая), в которой важна каждая деталь, и ни одна из деталей при этом не важна в особенности или сама по себе. «Сто лет одиночества» — из тех историй, которые растут с тобой вместе, и поэтому перечитывать её интересно каждый раз.

Из книги
>> …свою жизнь она коротала так, словно за окнами неистовствует проливной ливень...

>> Для науки нет расстояний. Скоро человек, не выходя из дому, увидит всё, что творится в любом уголке земли.

>> Мир был ещё таким новым, что многие вещи не имели названия, и на них приходилось показывать пальцем.

>> Минута примирения стоит больше закадычной дружбы.

>> ... одна разновидность любви уничтожает другую её разновидность, ибо человек в силу своей природы, насытив голод, теряет интерес к еде.

>> ... он так старался овладеть её сердцем, что полюбил сам...

Учить язык Маркеса приглашают в Центр испанского языка ИФиЯК СФУ, тел. 206-26-47

Похожие материалы