Обложка

Посвятил себя автотранспорту,

а мог стать геологом

Традиционный День работника автомобильного транспорта, который страна отмечает в октябре, для СФУ нынче усиливается круглой датой: в этом году исполнилось 60 лет со дня образования автодорожного факультета в Красноярском политехническом институте. На протяжении многих лет его возглавлял Семён Васильевич АРХИПОВ. О нём — заведующем кафедрой, декане, проректоре, профессоре — и пойдёт речь.
НА ФОТО: 2000 г., С.В. Архипов со студентами Сергеем Ерёминым (будущим мэром нашего города) и Алексеем Давыдовым (будущим гендиректором «Красноярскэнергостроя»)

Родился Семён Васильевич 3 октября 1935 года в деревне Новомариновка Ирбейского района в семье колхозников. Из четырёх детей он был младшим. Ему было пять лет, когда началась Великая Отечественная война. Отец ушёл на фронт и погиб при обороне Смоленска.

В 8 лет Семён пошёл в школу, а работал в колхозе уже с семи. Как-то пришёл председатель договариваться с матерью, куда и как ей выходить, а потом добавил: «Малого с собой бери, нечего ему дома сидеть!». Так и началась его трудовая жизнь. За скотиной ухаживал, лошадей водил в ночное. Вырабатывали на семью 1200 трудодней. Но два первых года войны за трудодни не давали ничего, лишь на третий год выдали по 150 граммов зерна третьего сорта. Начальную школу Семён окончил в своей деревне, а семилетка была в посёлке Агул, в 12 километрах от дома. Эти километры приходилось преодолевать через лес; летом бегом, зимой — на лыжах.

В 1952 году он поступил в Канский горно-геологический техникум. Экзамены сдал первым потоком, с «испугу» получив все пятёрки. За успехи зачислили студента Архипова на самое престижное отделение, геологическое, со стипендией 295 рублей. На третьем курсе пришёл срок идти в армию. Служил в танковом полку легендарной 4-й гвардейской Кантемировской дивизии в должности командира танка. Там получил корочки механика-водителя, сыгравшие потом знаковую роль в его судьбе.

После демобилизации Семён продолжил учёбу в техникуме, окончил его с отличием. Год проработал техником в Западной комплексной экспедиции Красноярского геологического управления. Была задумка и дальше учиться по этой специальности в Томске, но будущая жена получила направление на учёбу в Красноярский политехнический институт. Поехали вместе. Решил он было поступать на строительный факультет, но приятели отговорили: «Ты танкист, водитель, и вдруг на стройку?!». Так он поступил на специальность «Автомобильный транспорт». В 1965 году Семён Васильевич окончил КПИ с квалификацией инженера-механика, но остался работать в институте: ещё во время учёбы, чтобы прокормить семью, он вёл математику в школе рабочей молодёжи; потом ему предложили ставку ассистента на кафедре. Окончил аспирантуру при Челябинском политехническом институте, в 1972 году защитил кандидатскую диссертацию. В 1974 году был утверждён в звании доцента, а в 1993 г. Комитет по высшей школе министерства науки и технической политики РФ присвоил ему учёное звание профессора.

С 1975 по 1985 гг. С.В. Архипов был проректором по учебной работе КПИ. Организовал кафедру автомобильных перевозок, которой заведовал до 1995 года. Профессор всегда уделял большое внимание научно-методическим разработкам. Принимал участие во всесоюзных и всероссийских научно-практических конференциях, возглавлял краевой Совет научно-технического общества. Автор 5 учебных и 110 методических пособий для студентов автотранспортного профиля, соавтор четырёх изобретений по повышению безопасности автотранспортных средств. Когда готовилось техническое задание на строительство красноярского метро, Архипов участвовал в обследовании пассажиропотоков на различных видах городского транспорта.

Секретарь комитета ВЛКСМ КГТУ, 60-е гг.

Секретарь комитета ВЛКСМ КГТУ, 60-е гг.

Семён Васильевич был прирождённым общественным деятелем. Дважды возглавлял комитет ВЛКСМ института (в 1962 г. и в 1967 г.) и на долгие годы сохранил в себе юношеский пыл. Особую роль отводил развитию студенческого самоуправления в учебном процессе, курировал студенческие строительные отряды. Любил объяснять, спорить. Любил, когда его студентам удавалось применить знания, полученные в вузе.

Из тысяч своих студентов и нескольких сотен дипломников Семён Васильевич особо вспоминал двух пареньков, учившихся на стыке тысячелетий. Это Сергей ЕРЁМИН — будущий министр транспорта Красноярского края, мэр Красноярска, ныне депутат Госдумы. И Алексей ДАВЫДОВ — будущий генеральный директор ОАО «Красноярскэнергострой», первый заместитель мэра Красноярска. «Я их приметил ещё на первом курсе, — рассказывал Семён Васильевич. — Слушают лекции внимательно, вопросы задают толковые, о чём невзначай ни спрошу — отвечают. Значит, разбираются. Поставил им экзамен «автоматом». Им это так понравилось, что они полсессии сдавали досрочно. И уезжали домой на неделю-две раньше остальных.

Оба пришли ко мне на курсовые работы, оба написали под моим руководством дипломы. Причём у Сергея по новомодной ныне логистике — о централизованной доставке продукции Атамановского района. А у Лёши — о проблемах перевозки сжиженного газа. Сергей по распределению попал в ГАИ, занимался вопросами безопасности движения. И уже с полученным багажом знаний поступил в аспирантуру. Стоит отметить, что работу написал очень интересную — о визуализации автомобильных аварий. Так что, когда он занял пост мэра, я одним из первых поздравил своего ученика».

На кафедре Семён Васильевич проработал до 80 лет. Но на «заслуженном отдыхе» ему не сиделось. Часто приходил в институт, общался с преподавателями, давал дельные советы. Участвовал в мероприятиях ко Дню пожилого человека, 9 Мая, новогодних вечерах. Он был заядлым садоводом, построил дачу своими руками. Любил ранним утром побродить с корзинкой по лесу за грибами.

Семёна Васильевича не стало два года назад. Одним из значимых профессиональных праздников, отмечаемых в нашей стране, для него всегда был День автомобилиста.

Е.В. КОЛЕСНИКОВА, документовед Музея СФУ

Похожие материалы