Обложка

Знакомство с образом

Помните книжки из детства — «Волшебник изумрудного города», «Буратино»? Авторов все знают: первую написал Александр Волков, вторую — Алексей Толстой. Но полюбили и запомнили на всю жизнь эти книжки мы во многом благодаря изумительным иллюстрациям. Однако имя художника вряд ли кто-нибудь назовёт (напоминаем: Леонид Владимирский).

Это, наверное, обидно: оставаться в тени. Особенно когда иллюстратор — практически соавтор. Вот и в случае с книгой «Заботы и забавы маленьких енисейцев» так получилось. О том, что издательство СФУ получило премию «Книга года» за эту детскую книжку, написали все медиа СФУ. Автору Марии РОМАНЮК — заслуженные поздравления. Однако живой и яркой книжку сделал не только текст, но и образы, найденные художником. Именно поэтому сегодня мы знакомимся с иллюстратором Ларисой БУЛАТНИКОВОЙ.

Спойлер: ей ничуть не обидно за долю иллюстраторов. Более того — Лариса пишет иконы для храмов, а для иконописцев состояние безымянности — органичное.

Лариса Викторовна (ныне Киреева) — доцент Сибирского государственного института искусств имени Д. Хворостовского. В СФУ — совместитель: ведёт занятия у дизайнеров ИАиД.

— Это ваш первый опыт оформления книги?

— Да. Я давно мечтала проиллюстрировать книгу и была рада, когда мне это предложили.

— Что было первично — текст или рисунки?

— Книга рождалась в процессе, такое своеобразное прорастание было: одновременно появлялись иллюстрации и текст. Изначально была известна общая канва, а потом мне присылали план того или иного эпизода, и я рисовала, а автор писала текст. В двух параллельных реальностях мы существовали.

— Вы сразу нашли стиль, образы?

— Для начала я нарисовала двух героев — мальчика Колю и Хохлика. Можно сказать, это домовёнок, но скорее сказочный персонаж, у него более широкие воспитательные задачи в общении с детьми. Визуального прототипа у него не было, пробовала несколько версий. Для меня Хохлик — это свёрточек, кулёчек со своими идеями, узелок опыта предыдущих поколений, мудрости — такая ассоциация.

А мальчик Коля срисован с натуры. У меня есть друзья, семейная пара, у них четверо детей, и их третий сын Тихон очень похож по возрасту и характеру.

— Издатель был сговорчивый, всё ли ему нравилось или были споры?

— Мне повезло с автором и издателями: они ничего не корректировали, полностью доверяли. Мы друг друга не подвели.

— В иллюстрациях изображён именно Енисейск или это собирательный образ сибирского города?

— Енисейск. Эта тема сама по себе для меня счастливая, потому что я люблю этот город, регулярно вожу туда летом студентов на практику и сама с удовольствием рисую там, у меня целый багаж рисунков Енисейска. В книге есть сюжет, когда Коля идёт с отцом на ярмарку, и я основывалась на архивных фотографиях, чтобы показать главную улицу Енисейска.

— Вы работали над книгой полгода. Что дальше, есть идеи ещё что-то проиллюстрировать?

— Других предложений пока не было, но издатели СФУ говорят о продолжении этой истории. С удовольствием займусь. Вообще работа над книгой для художника интересна. Я за этой темой слежу, хожу на книжные ярмарки, смотрю работы отечественных и зарубежных иллюстраторов. Мне это близко.

— А у вас есть любимый иллюстратор из детства?

— Почему-то в первую очередь всплывают картинки Владимира ЛЕБЕДЕВА.

— Расскажите о себе. Вы красноярка?

Из серии «Прогулки по Венеции». Бумага, цветные карандаши, 2019

Из серии «Прогулки по Венеции». Бумага, цветные карандаши, 2019

— Да, здесь родилась, здесь училась от и до. Четыре года в художественной школе им. В.И. Сурикова, 5 лет в художественном училище на живописно-педагогическом отделении, потом в КГХИ 6 лет на кафедре станковой графики в мастерской профессора Валентина Павловича ТЕПЛОВА. Осталась преподавать в вузе.

strong>— С детства хотели стать художником?

— И художником тоже. Вообще, я потешала взрослых, отвечая на вопрос «кем станешь?». Потому что список мой был большим: и врач, и учитель, и балерина, и космонавт.

— В какой технике, жанрах любите работать?

— Акварель, цветные карандаши, акриловые краски. А в институте специализировалась на офорте — сложная техника, предполагает работу с кислотой и металлом. Эту технику преподавал Виктор Иванович РОГАЧЁВ.

Но для личного творчества у преподавателя не так много времени. Могу рисовать только в отпуске, в поездке, поэтому стараюсь прихватить если не краски, то небольшой скейчбук. Когда размер альбомчика вырастает, получаются полноценные графические работы.

Чайная пара «11 апреля — самый солнечный день»

Чайная пара «11 апреля — самый солнечный день»

А вообще мне важнее не результат, а процесс. У меня такой темперамент, что долго писать не могу, использую быстрые техники — этюдные, лёгкие. Батальные сцены и исторические картины я не пишу.

— Вы выставляете свои работы сразу сериями: офорты «5 шагов по берегу моря», акварели «Байкальские мотивы», рисунки «Мой итальянский дневник»…

— Графики обычно мыслят сериями (кстати, связь с книжной иллюстрацией). Нас так учили — мыслить не одним объектом, чтобы развить мысль, объединить некоторые элементы.

Икона Божией Матери Всецарица, с избранными святыми на полях. Липовая доска, яичная темпера, золото. 2020 г.

Икона Божией Матери Всецарица, с избранными святыми на полях. Липовая доска, яичная темпера, золото. 2020 г.


— Как вы стали писать иконы?

— Моя дипломная работа участвовала в Третьей выставке современного христианского искусства в 2004 г. (и получила диплом 1 степени — ред.). Это была серия офортов по мотивам кованых врат в Великом Новгороде. У этих врат выразительная, рельефная пластика, она меня заразила, хотелось поэкспериментировать. Появилась серия «Врата», несколько смыслов в этом названии — и духовные врата, и физические.

А в 2011 году у нас образовалось небольшое сообщество иконописцев; мой однокурсник, который учился в Троице-Сергиевой лавре, нас объединил. Мы пишем работы для храмов или частные заказы. Здесь процесс сложнее, выполняется по старинной технологии темперной живописи, требует больше вложений.

— А как приходит решение образа для иконы?

— Ты следуешь традиции, канону. Икона — синтез смыслов, и каждый смысл передаётся определённым образом. В храмовой живописи не надо изобретать нового, есть как бы азбука, определённый язык, ты им пользуешься. Конечно, можно со светом поработать, с композиционными моментами, с гармонией. Но в определённый момент лично у меня наступает понимание, что икона завершена. И этот момент даже не от тебя зависит, просто осознаётся.

Я не привязываюсь к своим работам. Передаёшь икону в храм — дальше она живёт своей жизнью. Но заметила: пишешь икону — как будто с кем-то общаешься; отдаёшь — и ощущение пустоты возникает, будто кто-то присутствовал — и ушёл.

— Что вы преподаёте студентам?

— Ряд курсов. В СФУ это «Креативные техники в дизайне», «Визуальные коммуникации в дизайне»; в СГИИ: «Техники графики», «Иллюстрация», «Специальная графика» и др.

— Со студентами интересно?

— Моя задача — их зажечь, заставить выдумывать, вместе что-то создавать. Допустим, выдаёшь им предмет, и чем страннее, тем лучше. Предлагаешь разными способами его изобразить — силуэтное рисование, линейное и т.д. А в итоге из этих рисунков нужно пересобрать предмет на новый лад, придумать ему новый сюжет, сделать из этого комикс или серию плакатов, книгу и т.д. Интересные получаются результаты.

А ещё у Ларисы Булатниковой неотразимая улыбка — освещает и её, и пространство вокруг))

Похожие материалы