Обложка

Печать плена

Когда у старшего научного сотрудника академического института советского времени, свободно владеющего английским и немецким языками, ведущего исследования в интересах министерства чёрной металлургии, встречаешь пометку «беспартийный», это как минимум не согласуется с тогдашним трендом: люди с научными званиями, преподаватели вузов обычно состояли в партии. Но пометка «был в плену с 1941 по 1945 гг.» что-то объясняет. И поневоле начинаешь мысленно дорисовывать личность и судьбу человека, все сведения о котором — под серой папкой архивного дела.

Довоенное время обещало Дмитрию Ильичу СУЯРОВУ блестящее будущее. Он родился 19 июня 1912 года в Харькове. Отец, по профессии агроном, был директором сельскохозяйственного училища. После Гражданской войны (Дмитрий наверняка что-то помнил из тех событий) семья переехала в Азов. Окончив здесь школу, Дмитрий поступил в Донской политехнический институт.

Ещё будучи студентом, Д. Суяров начал работать по специальности, причём далеко от вуза, в Челябинской области (большая страна не имела границ). После получения диплома в 1933 году распределился на завод им. Молотова в Перми. Был начальником смены, заместителем начальника цеха, параллельно преподавал курс по обработке металла давлением в авиационном техникуме.

В сентябре 1936 года зачислен в аспирантуру Ленинградского политехнического института. В автобиографии с гордостью называет имена профессоров Ф.И. Малышева и А.И. Лурье, у которых учился. Защитил диссертацию и в мае 1940 года в звании доцента начал работу во Львовском политехническом институте.

А через год началась война. Личный состав института успели эвакуировать. Но недалеко — в Киев. Здесь Суярова мобилизовали, а поскольку он не имел военной специальности, направили простым жестянщиком в батальон аэродромного обслуживания. Прорыв фронта в сентябре 1941 года обернулся трагедией: Дмитрий попал в плен. И эта история осталась с ним на всю последующую жизнь.

Почти год, до июля 1942 года, он содержался в Криворожском лагере. Что помогло выжить — непонятно; возможно, знание языка и специальное образование. Дмитрия взяли на разделку металлического лома в качестве автогенщика и отправили сначала в Польшу, а затем в Германию. Освобождён из плена он был союзниками в апреле 1945 года, в июле передан в зону советской оккупации.

Здесь отдел репатриации учёл его квалификацию и направил в Особое монтажное управление Министерства чёрной металлургии СССР для изучения германской металлургии военного периода. Занимался этим год. В июле 1946-го Суярова перевели в Свердловск, где он сначала работал в Уральском институте чёрных металлов, а потом в Институте металлургии Уральского филиала АН СССР (руководил там лабораторией).

В 1964 году Институт металлургии УФ АН СССР был реорганизован, лаборатория Суярова попадала под сокращение, и он вступил в переписку с тогдашним ректором КИЦМ В.А. Дарьяльским: «по слухам, Вы испытываете недостаток профессорско-преподавательского состава…», — и предложил свои услуги (любопытен стиль этой переписки, и хочется продемонстрировать её читателю). По итогу Дмитрия Ильича взяли в штат.

Он поздно женился (в 36 лет), своих детей не имел. И хотя в своей области достиг великолепных результатов, остаётся ощущение, что до конца этот человек не реализовался.

Тем не менее самоотдача Дмитрия Ильича впечатляет. 14 авторских свидетельств на изобретения (часть из них внедрены в производство и принесли ощутимый экономический эффект), более 140 научных работ, в том числе 7 монографий.

Он являлся руководителем наиболее передовых направлений исследований в области современных технологических процессов обработки труднодеформируемых алюминиевых сплавов. Суярову принадлежит одна из первых экспериментальных работ о наследственных свойствах металлов при горячей пластической обработке.

В своей научной деятельности Дмитрий Ильич был тесно связан с промышленностью: восстанавливал и организовывал производство белой жести, осваивал новые станки ленточной прокатки на Магнитогорском, Череповецком и Ждановском заводах. Занимался вопросами технологии получения сверхпрочных металлов путём термопластической обработки. Предложил и осуществил постройку уникальной машины для изучения кинетического деформирования металлов.

Уже в красноярском цветмете Суяров смонтировал крупнейшую в стране выставку по обработке металлов давлением.

Создал одну из лучших вузовских лабораторий СССР: с волочильными машинами, автоматизированным прокатным станом и горизонтально-профильным прессом 750 тонн.

Читал авторские курсы по листовой прокатке, теории пластичности и теории обработки металлов давлением. Лекции Суярова, которые всегда отличала новизна и эрудиция, легли в основу вузовского учебника. Много времени учёный уделял подготовке кадров, в том числе вёл семинар «Философские проблемы техники». Под руководством Д.И. Суярова защищено 7 кандидатских диссертаций.

Дмитрий Ильич умер на 90-м году жизни, в мае 2001 г. Его имя навсегда вписано в число лучших преподавателей и научных сотрудников Института цветных металлов.

#научныйполк

Похожие материалы