Обложка

Выборы в новой реальности

Через месяц России предстоит проголосовать и выбрать президента. Надо ли кому-то объяснять, что это не очередные, не рядовые выборы, а исторические? Мы поговорили об этом с доктором исторических наук, ведущим научным сотрудником ФИЦ КНЦ СО РАН, заведующим кафедрой истории России, мировых и региональных цивилизаций СФУ Денисом ГЕРГИЛЁВЫМ.

— Денис Николаевич, давайте сначала немного углубимся в историю. Ведь традиция выборов в нашей стране уходит корнями в средние века.

— Да, принято считать, что народная демократия существовала ещё в Новгородской республике. Выборы там имели ограничения, связанные с представительством так называемых трёхсот золотых поясов, когда решение принимало наиболее богатое купечество. По сути, на вече собирались олигархи, хотя термин к тому времени не применим. Этот опыт Великого Новгорода и ряда других княжеств, где практиковалось вече, шёл вполне в русле развития цивилизации, а где-то даже опережал.

Был у России и опыт выбора первого лица — это избрание на престол Романовых.

— Вроде бы и Бориса Годунова избирали?

— У Годунова были другие условия избрания, ближе как раз к новгородской системе, только ещё более суженной, когда представители семи самых мощных боярских родов поставили его царём.

С Михаилом Романовым иначе. Тут тоже было мощнейшее участие знатных фамилий. Но наряду с этим были и представители других сословий. В этом смысле императорская династия Романовых была выборной.

Нестеров, «Призвание Михаила Федоровича на царство»

Нестеров, «Призвание Михаила Федоровича на царство»

Нельзя не сказать об опыте земства, когда выбирали на должности на местах. Там были свои ограничения, связанные с полом, возрастом, принадлежностью к тому или иному сословию, но система низовых выборов в императорской России была достаточно эффективной.

— Она была понятна?

— Да, и доступна образованной части общества, вовлечённой в управленческую деятельность на разных уровнях. Структура выстраивалась, если можно так сказать, по профессионально-отраслевому принципу. Если человек уже был чиновником или старостой околотка в городе, то на своём уровне в рамках своих компетенций он участвовал в выборах. В этом была своя логика, потому что для управления нужен опыт.

— Выборы в современном понимании пришли в Россию как результат Первой русской революции 1905-1907 гг.?

— Первая Государственная дума — безусловно, достижение Первой русской революции. Это начало диалога между императором и обществом. При этом император и его окружение не были готовы к ограничению своих прав, что проявилось в претензиях к Думе, в регулярных её роспусках. Императорский дом проводил определённую политику и имел целый ряд ожиданий от деятельности Думы, а она не оправдывала надежд. Кроме того, взгляды и позиции, высказываемые с трибуны Думы, не поддержанные императором, негативно воспринимались всем чиновничьим аппаратом. Начинался диссонанс. Все привыкли к единому центру принятия решений. Император мог создавать комитеты, которые вырабатывали программы, но решения принимал он сам. А появившиеся противоречия пагубно сказались на империи, и она прекратила существование, не найдя диалога между обществом и чиновничьим аппаратом.

Открытие Государственной думы I созыва (1906)

Открытие Государственной думы I созыва (1906)

— По каким вопросам возникали противоречия?

— По вопросам государственного устройства. Политические силы, представленные в Думе первого созыва, были ориентированы преимущественно либерально. Основную свою задачу они видели в получении свобод для граждан. А задача у императора на тот момент была охранительная: сохранить веру, ценности, традиции, в том числе связанные с принятием решений. Всё это вызывало напряжение в обществе.

— То есть свободы и избирательные права были основными требованиями Первой русской революции?

— Нет, первые лозунги были экономические: условия труда рабочих (уровень травматизма тогда был зачастую неприемлемо высок), социальный пакет, оплата труда, пенсии, трудовой график и др.

— Насколько в плане избирательного права продвинулась советская власть?

— Было провозглашено всеобщее избирательное право, т.е. любой совершеннолетний мог избирать и быть избранным. При этом в укор советской системе называют её безальтернативность: в избирательные бюллетени вносился один кандидат. И когда рабочий или крестьянин приходили на избирательный участок, они на самом деле были лишены возможности выбирать.

Но я бы не оценивал это так однозначно. Сейчас некоторые партии используют праймериз, т.е. предлагают кандидатов, а в бюллетени уже вносят тех, за кого проголосовало большинство. В советское время как раз происходило нечто подобное, только внутри партийных структур. Выборы были, но скрытые от обывателя. По факту же человеку не предоставлялся выбор. Думаю, в том числе из-за такой позиции номенклатуры мы потеряли Советский Союз.

— Сегодня мы имеем возможность выбирать из ряда кандидатов, но почему-то этого не ценим: в выборах принимает участие далеко не всё население.

— Проблема в том, что выбор — это усилие. На него надо потратить время. Я говорю не про процедуру, когда ты уже просто ставишь галочку. Прежде чем её поставить, надо приложить интеллектуальные усилия, познакомиться с программой кандидатов, проанализировать. Но часто люди делают свой выбор «на слух».

У нас выстроена максимально демократическая система. Есть дебаты. Есть возможность посмотреть в открытых источниках предвыборную программу. Есть уже определённая история, больше 30 лет, и мы можем поинтересоваться: а выполняют ли партии или самовыдвиженцы заявленные обещания? Здесь ещё важно опереться на пройденный страной исторический путь и свой жизненный опыт.

Я столкнулся с тем, что знакомые мне люди в категории от 35 до 50 лет имеют абсолютно разнополярные мнения. Все относятся к власти критически, и это нормально. Но когда начинают смотреть свои достижения, то обнаруживают, что в нынешнее время перед гражданами такие возможности, которых раньше не было. Люди покупают недвижимость — не только себе, но и детям. Получают образование — не одно, а несколько. Могут путешествовать, менять сферу деятельности и т.д. Ещё не так давно всего этого у нас не было.
Так что надо осознанно подойти к тому, что станет критерием и триггером, который позволит проголосовать за того или иного кандидата.

— Когда в новейшей истории у нас появилась альтернатива, сформировался целый ряд партий, имеющих весомый процент сторонников. Например, в 1993 году почти четверть голосов в Госдуме получила ЛДПР. Предвыборная борьба тогда действительно имела важнейшее значение. Но постепенно разница между партией власти и остальными стала огромной. Почему это случилось (если не давать «простое» объяснение в «нечестности подсчётов»)? Люди разочаровались в разноголосице политических баталий и пришли к необходимости поддерживать партию власти, потому что это как минимум обеспечивает стабильность?

— Когда мы говорим «партия власти», то надо понимать, что это не конкретная партия, а та, которая получила большинство голосов в Государственной думе. Если бы это были коммунисты, то они бы стали партией власти. Все партии до сих пор наличествуют в списках выборов, можете за них или их представителей голосовать. В этом смысле «партия власти» — это не привязка к конкретной партии, а к большинству.

Теперь почему так произошло. Историкам предстоит в этом разобраться, ведь есть такое высказывание: «Всё, чему не исполнилось 40 лет, ещё не история, а политика».

С моей точки зрения, сказалось советское наследие. И здесь нет ничего отрицательного: это часть нашей памяти. Она сохраняется и в чиновничьем аппарате, и в традициях управления, и у основного бюджетного электората (врачи, учителя, военные).

Второе: люди, по сути, консервативны и голосуют за стабильность. Если партия обеспечивает эту стабильность — в образовании, в возможностях материального благополучия, социальных мер, — её будут поддерживать. Так сложилось, что у нас это партия «Единая Россия». Она выполняет обещания, так почему надо отказывать ей в поддержке? Коммунисты-то имеют отрицательный результат, при них страна распалась. При этом есть руководители регионов, представляющие отнюдь не «Единую Россию». Здесь важно, чтобы управленцы, независимо от партийной принадлежности, думали о благополучии государства, а не о своём личном благополучии.

— По нынешнему законодательству неважно, какой процент людей придёт голосовать: победит тот, за кого больше голосов. Почти никто не сомневается, что это будет действующий президент. И возникает дилемма. Вот я за Путина; ясно, что его выберут; так зачем и голосовать конкретно мне? Но дело ведь не только в том, что выберут Путина, а в том, какой процент населения его поддерживает, насколько он станет и неформально легитимен.

— Да, этот момент важен. Понятно, что выборы проходят внутри государства. Но их результаты смотрят и наши противники, и наши партнёры. Здравомыслящий человек понимает, что нам важно не только выбрать руководителя, но и показать свою сплочённость перед мировым сообществом. Показать, что это выборы большинства. Что мы едины как сообщество, что мы понимаем, кого выбираем, чего хотим, куда движемся. Выборы покажут наше объединение в том, что мы поддерживаем этого лидера. Именно ему мы доверяем представлять наше государство на международной арене. Именно с ним, следовательно, нужно вести диалог.

— Европейский союз уже предлагает не признавать выборы, которые у нас пройдут в марте. Как бы вы оценили такие заявления?

— Я давно потерял розовые очки по поводу демократии в ЕС и США. Считаю, её нет. Там чётко продвигаются мнения определённых элит, при этом мнения не традиционные и не мнения большинства. Такой призыв только подтверждает отсутствие демократии и двойные стандарты. Если ты не такой, как нам надо, мы тебя не воспринимаем, не будем сотрудничать с тобой, другим не позволим и вообще уничтожим.
Мне как историку это понятно. Англосаксонская система всегда так действовала. Представляете цивилизованное общество, где платят за голову индейца или где наличествует рабство? А это их недавняя история.

Призывы не признавать, бойкотировать, душить показывают всю сущность ЕС, его потребительское отношение к другим. Пока они имеют от вас ресурсы (при этом не делясь с вами технологиями), они с вами «дружат», в своих интересах. Стоит вам заявить о ваших интересах, они задействуют весь свой воинственный арсенал. Я уверен, что придёт время, когда в силу европейского же прагматизма они начнут диалог, потому что для любой экономики и высокотехнологичного производства нужно сырьё. Однако забывать, что мы имеем дело с агрессивными государствами, нам больше нельзя.

— Право участвовать в выборах наступает с 18 лет, и для большинства студентов это впервые. А вы помните свои первые выборы?

— Я заинтересовался выборами ещё до 18 лет. Сюда приезжали политики российского уровня, мне было интересно их слушать, задавать вопросы. И получать автографы: Владимира Жириновского, Александра Лебедя и др.

Для меня встречи лидеров с электоратом — это момент доступности политики, соучастия в ней. На этом подъёме ты и принимаешь решение голосовать за того или другого кандидата.

При подготовке к президентским выборам тоже хорошо бы организовать доступность если не к самому кандидату в президенты, то к его штабу, чтобы люди, молодёжь могли задавать вопросы. Понятно, что это агитационная деятельность, но она должна быть связана с просвещением, с видением будущего. Студенты конструктивны, они могут задавать и какие-то конкретные вопросы, которые их касаются. Например, когда бумажные зачётные книжки заменят на электронные. И надо потратить время на людей, объяснить им — почему сейчас так, а не иначе. Надо разговаривать.

Важен и событийный момент, который, кстати, был на выборах советского времени. Тогда на избирательных участках продавали дефицит, а сейчас помимо волеизъявления ты можешь в лотерее поучаствовать, за городскую среду проголосовать. Когда с малышнёй приходишь — наклейки дарят. Считаю, это правильно.

— Сто лет назад люди понимали, что право выбирать — это социальное достижение. Сейчас мы как будто утратили это понимание. Мы не ценим реальную демократию?

— Есть разные формы правления: монархии, диктатуры, парламентские республики. При этом не надо торопиться оценивать и говорить, что одно хорошо, а другое плохо. Формы правления могут быть спецификой конкретного общества в конкретный период времени.

Применительно к России возможность выборов — это оптимальный результат развития нашего общества. Так мы решили. Почему для нас выборы важны? Мы все разные, мы не моноэтничны, не монорелигиозны. И выбор показывает, что различные народы, входящие в понятие «россияне», делают его осознанно.

— А вам не кажется, что Россия готова качнуться к единоначалию, что в принципе мы тяготеем к императорской форме правления?

— Российская империя прекратила своё существование. Тяготеем ли мы к власти одного человека? Думаю, и здесь остались элементы исторической памяти, и потому важно говорить о возможностях президента: насколько он должен быть ограничен в принятии решений. Считаю, что должен. В России была законодательно сильная императорская власть, но это привело к падению страны, когда по факту власть стала слабой. Об этом надо помнить. Как и об опасности диктатуры. Кстати, когда Хрущёв пришёл к власти, он во многом строил свою позицию на критике культа личности Сталина. Но не стоит забывать про преемственность и про образ будущего.

Каким бы идеальным ни был правитель, мы ушли от императорской власти. Но сильная президентская власть нам нужна. Опять же потому, что у нас разные народы и огромная территория. Принятие решений должно происходить быстро. А что для нас быстро, если утром в Москве принимается решение, а во Владивостоке уже вечер? Мы в любом случае теряем время. Это особенности государства. И более короткий путь для решений или реформ — это значимо для нас.

Похожие материалы