Обложка

«Матрица» наступает

Мы пришли на занятия в ИКИТ

Что-то странное, ломающее реальность происходит в аудитории. Преподаватель в шлеме VR с контроллерами в руках неспешно дефилирует в автономной зоне. По другую сторону невидимой границы — студенты. Судя по репликам, они сосредоточены на решении какой-то непростой задачи. У одних на экране монитора высвечивается схема, у других — картинка природы.

Слышатся возгласы:

— Ох, вот тут проблема. Он теперь на щелчки мыши не реагирует.

— Ого! Заработало! Почему? Я не знаю! Просто вернул всё как было.

Практическое занятие по технологии виртуальной и дополненной реальности для студентов 3 курса (специальность «Прикладная информатика») ведёт кандидат технических наук, доцент кафедры прикладной информатики ИКИТ Сергей Витальевич БОРТНОВСКИЙ.

В этом семестре третьекурсники осваивают технологии дополненной реальности, но сегодня для затравки преподаватель принёс два новых, недавно купленных университетом шлема виртуальной реальности Oculus Quest 2. Примерить их смогут все, кто успеет до конца занятия справиться с основным заданием, суть которого в том, чтобы сделать меню и программу «просмотрщик картинок».

Каждый выбрал четыре изображения на тему времён года, загрузил их в EV Toolbox (первый и пока единственный российский конструктор виртуальной и дополненной реальности — разработка компании «EligoVision», резидента «Сколково»). Что в итоге должно получиться? Если пользователь нажимает на кнопку справа, то картинки меняются, влево — меняются, соответственно, в обратном порядке. Если вообще не нажимать кнопки, то система ждёт 5 секунд и сама перелистывает картинку с первой на вторую, со второй на третью, то есть лето меняет на осень и т.д. Студентам важно запрограммировать процесс именно так, с использованием ранее изученного на лекции.

Тема актуальна. Дополненная реальность проникает в разные сферы нашей жизни, даже в школьные учебники. Наводишь смартфон на картинку, а там метка, и персонаж на картинке оживает, звучит рассказ о нём.

— Дополненная реальность хорошо подходит для обнаружения скрытых, невидимых глазу физических, химических и других явлений. Взять, к примеру, обычный магнит. Смотрим на него через видеокамеру, а там «дорисованы» магнитные поля, которые человек простым глазом не видит, — поясняет Сергей Витальевич. — Отечественное программное обеспечение, с которым сегодня работает группа, чрезвычайно востребовано. Используют его, например, в медицине, в образовании. Наша цель — обучить этому конструктору ребят.

Первый пробный опыт программирования дополненной реальности уже есть у некоторых студентов.

— На предыдущем курсе мы делали проект в специальном приложении Unity, — делится Антон ПЕТРЕНКО. — В специальных 3D-дизайнерских программах нарисовали территорию ИКИТ, автомобиль, написали для него скрипты.

Между тем некоторые студенты уже справились с задачей и подходят к преподавателю, показывают работы. Интересно, как они оценивают российское ПО?

— Из-за того, что платформа появилась недавно, о ней мало обучающих материалов в отличие от других программ. Но, как я понял, она нетрудная, можно самим разобраться, — говорит Сергей РАУДА. — Сейчас набирает популярность разработка игр на VR-платформе, и нам, будущим программистам, выгодно владеть такими технологиями, чтобы потом успешно работать.

— Программа российской компании «EligoVision» новая. Пока у нас нет именно образовательной её версии, работаем на пробной, но, судя по всему, программа стоящая. Русским разработчикам нужно её развивать, — считает Александр КАЗАНЦЕВ.

Сдав работы, ребята примеряют шлемы и погружаются в виртуальное:

— Иди порыбачь, это клёво!

— Пусть Вика «комнату» посмотрит сначала.

— Мне страшно, — еле слышно шепчет Вика. Друзья подбадривают, советуют сделать шаг назад, ещё шаг.

И голос другого «шлема»:

— Всё! Я на берегу. Можно рыбачить! Ой, опять леску потерял...

— Там леска, сбоку валяется, — заботливо подсказывает кто-то, уже знающий.

Кстати, если виртуальный рыбак тащит рыбу — она шевелится, и контроллеры в руках вибрируют.

Подобные программы студенты скоро смогут делать сами. Но как рассказывать о происходящем, не испытав на себе? Надеваю шлем. Страхует сам Бортновский. В мою правую руку вкладывает контроллер управления. Иду. Вижу светящийся синим обруч. И через долю секунды пропадают из виду и ребята, и преподаватель.

— Вы сейчас прямо в виртуальной реальности! Я круг специально очертил, чтобы никто не ударялся об парту, — доносится откуда-то извне голос невидимки. — Не бойтесь, там можно перемещаться, головой вращать туда-сюда, объекты брать, перекладывать их с места на место. Мы и сами умеем такие комнаты проектировать.

Делаю шаг куда-то в сторону. Вновь появляется синяя рамка.

— Вы за границу вышли, и сразу включилась камера, показывает, что теперь вы уже в настоящей реальности, — предупреждает материализовавшийся Сергей Витальевич. — Кстати, комнату, куда вы только что погружались, можно спрограммировать для образовательных целей. Первую такую программу с квестом для абитуриентов мы планируем запустить ко Дню открытых дверей.

На занятии Бортновский продемонстрировал ребятам, что они будут изучать в следующем семестре, показал, какие виртуальные штуки можно делать. Например, симуляторы различных процессов, да что угодно! На следующий год студенты впервые будут защищать дипломные проекты на эту тему.

Занятие обычно длится полтора часа, но в тот вечер затянулось допоздна. Студенты не торопились выходить из виртуальной реальности. Прощаясь, говорили своему преподавателю «спасибо!».

Похожие материалы