Обложка

Пятеро гуру на стресс-пресс-конференции

Прошедшая в СФУ Неделя математики завершилась интересным форматом — стресс-пресс-конференцией. Для кого это был «стресс» — для организаторов или для тех, кто был подвергнут атаке вопросов — трудно сказать. Да и особой атаки не было: встречу назвали «самым тёплым событием Недели». В ВК выложено полное видео о ней

А УЖу повезло: своими размышлениями, ассоциациями, всплывшими воспоминаниями поделился с нами после конференции один из участников — Виталий Анатольевич СТЕПАНЕНКО.

Свой небольшой текст он назвал по классике:

«Здравствуй, племя младое, незнакомое!»

О, эти 6 математиков-активистов и ровно один Степан Игоревич! Не зря в шутку их зовут «секта имени Башмакова».

Вот только часть сообщений из институтского Телеграма математиков, взятых подряд. «И месяца не можем прожить без конкурсов!» (24 января); «Выходит из январской спячки Молодёжный центр ИМиФИ» (25 января); «Вот динозавры не голосовали, и к чему это их привело?» (30 января); «На функциональном анализе, алгебре и теории чисел сессия завершилась! Выдохни, математик, — ты выжил, а значит, уже герой» (31 января); «Научный микрофон вернулся к нам!» (1 февраля).

И до 9 февраля (в каникулы) эта команда молниеносно объехала Ачинск, Назарово, Шарыпово, Ужур!! А уже 10 февраля — выездная школа на базе «Гренада». 18 февраля — XXXV Математический праздник для школьников 6 и 7 классов на базе физико-математической школы СФУ. 12 марта — Блинная ярмарка математиков; 1200 блинов — БЛЯМ! 16 марта — триумф математиков на Корпоративных играх СФУ, командное 1 место. И потом «Цирк! Цирк! Цирк!» — настоящее цирковое представление с фокусами и трюками.

И вот с 1 апреля — «Неделя математики»: «Научный микрофон», «Математические дорожки, «Научное кафе» и 5 апреля в 15-00 Стресс-пресс-конференция. Всё это организовали, планировали, проводили активисты МЦ и «ровно один» Степан Игоревич. Атомный реактор!

За столом

За столом — Юрий Вадимович ШАНЬКО, Евгения Дмитриевна КАРЕПОВА, Александр Анатольевич ШЛАПУНОВ, я и Маргарита Михайловна КЛУННИКОВА.

Я думал, что будем отвечать, как на КВН. Пример: у замдекана ГУРКОВА студенты спрашивают: «Что может быть хуже двойки?» (имея в виду оценку). Гурков: «Двенадцатый». Зал хохочет до слёз. Оба эти маршрута, идущие до универа, были раньше битком набитые, грязные, с запахом бензина.

«Высшая математика — это как высшая мера наказания» — опять хохот.

А 5 апреля получилось другое — доверительный разговор нескольких поколений. Вплоть до просьбы усыновить. Студент (Шлапунову): «У Вас есть сын?». Шлапунов: «Вы хотите, чтобы я Вас усыновил?». Студент: «Да!».

Евгения Дмитриевна вспомнила времена, когда отчисляли более половины курса. Правда, изначально брали с запасом. А самым большим наказанием было — перевести на экономическую специальность!

Вопрос про нелюбимый предмет. У Шлапунова — теория вероятностей (разве это наука?). У остальных — общественные дисциплины. Хотя у меня светлые воспоминания о «Научном коммунизме». Три великих коммуниста-утописта: Томас Мор («Утопия»), Кампанелла («Город Солнца») и Никита Хрущёв (XXII съезд КПСС) — «нынешнее поколение советских людей (мы!) будет жить при коммунизме». И даже год назвал — 1980. «Научный коммунизм» вела тётка нашего однокурсника Серёжи ИВКИНА, так что коммунизм был для нас почти семейным делом.

Маргарита Михайловна вспомнила, что поступать они с отцом пришли на Маерчака, 6. Им сказали: вам надо на гору, прямо и налево, по Свободному вверх. Они подумали, что близко, и пошли пешком. Шли-шли, дошли до Телевизорного. Где университет? Им говорят — ещё примерно столько же вверх. Идут-идут — кладбище. Про кладбище никто не говорил. А потом, уже студентами, они мимо кладбища ходили даже в 3 часа ночи — компьютерный счёт на ВЦ шёл круглые сутки, и в 3 ночи менялись смены.

Вспомнила она ещё перфокарты (студенты не поняли: что это?), а я вспомнил магнитные ленты на «Урал-2»; их надо было хранить в холодильнике, чтобы не размагничивались, а сам «Урал-2» был на радиолампах (что это?! Студенты сказали, что радиоламп нет даже в школьных учебниках физики).

Это племя младое, незнакомое много чего не знает.

Не знают перьевых авторучек с маленьким поршеньком.

Не знают, из чего шьют одежду асы спортивного ориентирования (из парашютного шёлка — чтобы не особо за кусты цеплялась).

Не знают, что отвечать профессору СУЧКОВУ, когда он говорит: «Ярославль» (а отвечать нужно «Калуга» — это пароль из кинофильма «Ленин в Октябре»).

Не знают приёма ЛЕВЧУКА в шахматах: берёте свою фигуру, подносите её к виску и надолго задумываетесь. Настолько, чтобы соперник уже забыл, где эта ваша фигура стояла. А потом со вздохом: «Ладно, что делать…» — берёте ею что-нибудь или ставите туда, куда она по правилам не могла бы походить.

Не знают, что нынешний корпус института — его седьмое здание, а до этого было Ленина, 70 (выездная комиссия из НГУ там принимала экзамены в 1963 г.); Мира, 49 (мраморные лестницы, камины); монтажный техникум на правом берегу; Маерчака, 6; школа в Академгородке; школа № 33 (над Качей) и, наконец, Свободный, 79. Кроме меня, все преподаватели за столом стресс-пресс-конференции тоже знали только это здание.

К вопросу о спорте

Думают, что в наше время мы играли в волейбол да в футбол. Во что же ещё? На самом деле список наших увлечений спортом огромен.
1. Скалолазание («столбизм»), альпинизм (ДЖАНСЕИТОВ, ДОРОГОВ, СЕНАШОВ… — массово).
2. Сплав по рекам, особенно порожистым (Кан, Сисим, Белая — массово).
3. Шахматы (кое-кто на деньги, кощунство!).
4. Лыжи (профессор С.Г. МЫСЛИВЕЦ — канд. в мастера; массово).
5. Начинался гандбол, потом тренер ушёл в цветмет.
6. Спортивная гимнастика (юноши — норильчане, девушки — Елена НАЙМУШИНА, чемпионка Олимпиады; тренер Валентин Анатольевич ШЕВЧУК).
7. Стайерский бег (даже на 60 км! Профессора С.Г. ОВЧИННИКОВ, А.И. НЕСТЕРОВ).
8. Стрельба по тарелкам (чемпионат России!).
9. Водомоторный спорт (чемпионат России!).
10. Самбо, вольная борьба (РАЙБЕКАС, ПАТРИН, ректор ПОДУФАЛОВ).
11. Слалом (С.И.СЕНАШОВ, В.Р. КИЯТКИН).
12. Настольный теннис (Н.М. СУЧКОВ — неоднократный чемпион университета).
13. Волейбол (профессор ЦИХ привил женской сборной «циховскую» подачу, дважды кручёную).
14. Армрестлинг (спарринг прямо в аудиториях).
15. Спортивное ориентирование (целая школа).
16. Карате (профессор БЫТЕВ, доцент ОСТЫЛОВСКИЙ).
17. Подводное ориентирование (Денис ЛЕЙНАРТАС — сын Евгения Константиновича).
18. Прыжки с парашютом (Тимур Мрадович САДЫКОВ — многократно).
19. У КГУ была яхта на Красноярском море и небольшой яхт-клуб. Может, есть и до сих пор?
20. Полёты на дельтаплане (Олег ЖДАНОВ — ученик А.К. Циха).
21. Скачки на лошадях (Илья ЛОПАТИН — ученик А.К. Циха).

Много играли в преферанс на деньги. Если проигрыш был меньше ½ стипендии, деньги отдавали живьём. А если больше — писали (и заверяли) долговые расписки. Типичный расчёт: «Вот 18 рублей, а это — бумажка от ХОРОШИХ, вот — от ПУЗАНОВА, а это — треть от ИВКИНА». Так мы поняли, как произошли деньги: не по Марксу. Первые деньги — это долговые расписки.

Кстати, стипендия была 40 рублей, а хлеб в студенческой столовой — бесплатно!

Евгения Дмитриевна призналась, что они тоже играли в преферанс, но уже не на деньги, а на спички (дефицит 1990-х?).

И ещё много в чём искренне признались преподаватели под дружные аплодисменты фактически наших детей, а то и внуков. Моему правнуку Александру 31 марта исполнился год.

Традиции 50 лет!

А это раритетные фото с первых стресс-пресс-конференций.

Виталий СТЕПАНЕНКО, доцент кафедры высшей и прикладной математики

Похожие материалы