Обложка

Пять вопросов скульптору

18 апреля отмечается Международный день памятников и исторических мест. Мы решили задать пять вопросов скульптору — доценту кафедры изобразительного искусства и компьютерной графики Института архитектуры и дизайна СФУ Дмитрию ШАВЛЫГИНУ.

(1) Дмитрий Олегович, может ли в городе быть перебор с памятниками? Или город в cостоянии «принять» их сколь угодно много?

— Дело не в количестве, а в качестве. Скульптура — это отпечаток нашего бытия, с её помощью мы рассказываем потомкам о том, как жили, о чём думали. Поэтому случайные вещи не должны появляться в городе, тут нужно думать о некой моральной ответственности.

Существует обширный перечень людей, внёсших огромный вклад в развитие Красноярска и края, которые достойны увековечивания. Их именами называют улицы, а некоторым делают монументы. Как Дмитрию Хворостовскому, когда певца не стало. Возникают скульптуры и благодаря определённым событиям. Сейчас грядёт юбилей Красноярска — 400 лет, и, возможно, тоже появятся новые монументы, связанные с этой датой.

(2) Топ самых интересных, с вашей точки зрения, памятников в Красноярске?

— Создание памятника — это тандем скульптора и архитектора. Когда памятник стоит на своём месте — тут всё складывается. Например, главный монумент города — памятник Ленину — организует и держит всё пространство: и площадь, и магистральную линию парка Горького. Кто-то может ругать период соцреализма, дескать, чересчур пафосно, холодно. Но этот монумент вписан в городское пространство очень грамотно, и если его не станет, город обеднеет.

Мне нравится памятник Луке Войно-Ясенецкому (заглавное фото к тексту — ред.), он гармонично связан с архитектурой архиерейского дома.

Привлекает и мемориал воинам-интернационалистам на Поклонной горе, на стыке улиц Дубенского и Игарской. Он передаёт афганскую тему, чему способствует и горный ландшафт.

Но можно все достоинства произведения свести на нет из-за неправильной постановки. Допустим, памятник первому губернатору Енисейской губернии Александру Степанову в сквере на Копылова выглядит помпезно, а расположен не совсем удачно. Нет доступной логистики, проблема припарковаться. Или мемориал «Город трудовой доблести» перед Дворцом культуры им. 1 Мая. Раньше на этом месте находилась скульптура «Бременские музыканты», и она сразу зашла зрителю.

Новая конструкция загромождает пространство.

Зато через дорогу на площадке перед заводом «Красмаш» неплохо организован памятник работникам тыла: бронзовые женщина с мальчиком, собирающие миномёт.

Хорошо вписан бюст В.И. Сурикова в сквере на ул. Ленина. К интересным отношу и скульптуру «Похищение Европы», но до её перемещения в новую среду: она сейчас кажется неуместной, потому что ей не хватает широкого пространства. Само же исполнение выразительное!

От редакции. Отметим и работу самого Дмитрия ШАВЛЫГИНА — монумент славы на набережной Качи в красноярском сквере Победителей «Журавли моей памяти». Произведение посвящено красноярцам, сражавшимся на фронтах Великой Отечественной войны. Оно необычно по инженерии: конструкция изготовлена из сварного металла, ветроустойчивая и парящая одновременно.

— Пользуясь случаем: над чем вы сейчас работаете?

— Над памятником Герою Советского Союза Андрею ВОДЯННИКОВУ. В Центральном районе Красноярска есть улица, названная его именем. Он погиб при форсировании Днепра 1 октября 1943 года. Сейчас делаю эскиз и надеюсь, что через некоторое время памятник появится в микрорайоне «Покровский» в сквере имени Водянникова.

(3) Дмитрий Олегович, как менялась ситуация с памятниками в городе с течением времени?

— В советское время существовал план монументальной пропаганды, и он выполнялся. Но дело осложнялось тем, что в Красноярске не было литейно-художественных предприятий, и скульптуры советской эпохи зачастую не могли отливать в металле, а выполняли из бетона, поэтому многие из них не дожили до наших дней, ведь бетон разрушается. Но финансирование отпускалось, и в каждом райцентре были Аллея Славы, памятники, посвящённые Великой Отечественной войне, революционным событиям.

После развала СССР процесс стал стихийным. В 90-х годах новые монументы вырастали как грибы по личной инициативе отдельных заказчиков. Помню скандал, когда на улице Копылова появились «Пингвины». Бетонные скульптуры уровня детской площадки были вынесены на городскую магистраль. Потом их переместили в парк флоры и фауны «Роев ручей».

В наши дни ежегодно из бюджета отпускают средства на развитие новых скверов и парков, но не всегда дело доходит до скульптурного убранства и арт-объектов, а жаль. Справедливости ради скажу, что мэр Пётр ПИМАШКОВ уделял городской среде внимание, и нередко рядом с фонтанами возникали и скульптуры.

(4) Кому бы вы установили памятник в нашем городе?

— Давным-давно, ещё со студенчества, я разрабатываю идею памятника Леониду ЧЕРНЫШЁВУ. Выдающийся красноярский архитектор рубежа XIX-XX веков построил много зданий в центре Красноярска в стиле модерн, по его проекту возведён и знаменитый краеведческий музей в египетском стиле. Это была историческая личность, неординарная фигура, авангардно мыслящая по тем временам. Чернышёв и родился в Красноярске, и дружил с художниками, и являлся первым директором художественной школы. Моя мечта — сделать памятник этому человеку.

Не так давно я вновь открыл для себя творчество писателя Алексея ЧЕРКАСОВА, автора трилогии «Хмель», «Чёрный тополь» и «Конь рыжий». Его произведения стали частью истории не только нашего города и края, но и общероссийской. Думаю, этот писатель достоин памятника.

Что касается вообще организации среды в городе, то, как мне кажется, у нас не хватает красивой декоративной скульптуры.

(5) Вам лично какие больше нравятся скульптуры — условно классические или условно модернистские? И какие сейчас тенденции?

Памятник Поздееву

Памятник Поздееву

— Мы живём на стыке эпох — одной ногой в Советском Союзе, другой — в новой России. Но в данный момент опыт реализма большинству зрителей ближе.

Сам я получил академическое образование, но не закрыт для новых веяний. Если я делаю памятник Герою Советского Союза, то понимаю, что тут не совсем уместны модернистские полёты. В 90-е годы шла волна жанровой скульптуры. Бытовые сценки мы делали частью монументальной культуры. Помните, забавные композиции «Дядя Яша и стажёр» или «Фотограф»? Памятник Андрею Поздееву был одним из первых памятников эпохи новой России. Именно он открыл традицию, когда монумент спустился со своего высокого постамента и приблизился к людям.

Сейчас главная тенденция, если говорить о запросах государства, — патриотическая тематика. Как скульптор я считаю — это правильно, что мы помним свою историю, и продолжают появляться монументы, посвящённые героям Великой Отечественной войны.

Но и современные формы понемногу внедряются за счёт того, что появляются новые технологии изготовления. Скульптуру сейчас реально нарисовать на компьютере, создать 3D-модель. Её может конструировать даже дизайнер. Но тут речь идёт уже не о памятнике, а больше об арт-объекте. Поиск новых форм тесно связан с современной архитектурой. Здания становятся более необычными, футуристическими, и там требуется более современная пластика скульптуры. Но дизайнерские вещи недолговечны, они живут максимум десять лет. Скульптура же укореняется прочно и живёт веками.

Похожие материалы