Обложка

Портрет искусствоведа

Если вы долго всматриваетесь в искусство — искусство всматривается в вас. Неслучайно, представляя Александру СИТНИКОВУ — доцента кафедры культурологии и искусствоведения Гуманитарного института, мы разглядели в её жизни элементы разных направлений искусства.

Классицизм

«Мне всегда говорили: ты классицист, ты не романтик. Не знаю, что они понимают под своим романтизмом».

А под классицизмом обычно понимается простота, ясность, канон. Ещё универсальность и рациональность. Вот это последнее Александра Александровна готова за собой признать. Кроме того, к «классике» можно отнести «всеохватность» А.А. Ситниковой. Она читает курсы и по Возрождению, и по древнерусскому, и по современному искусству, и по истории кино. Всё потому, что к любому материалу её научили подходить методологически.

Красноярская школа искусствоведения, основанная докторами философских наук В.И. ЖУКОВСКИМ и Н.П. КОПЦЕВОЙ, уникальна, поскольку предлагает собственные методы анализа произведений изобразительного искусства и культуры. Традиционно искусствоведы изучают мазок, линию, правильно ли под одеждой рука прорисована. А Владимир Ильич Жуковский предложил идею, что искусство — это прежде всего философия, которая приоткрывает смыслы бытия.

Достижением школы Жуковского и Копцевой была методология, как в естественных науках. Методы: наблюдение, измерение, формализация, анализ, синтез, дедукция, индукция, экстраполяция, интерпретация. Хоть ночью разбудите — выпускники это отчеканят. Дальше шёл постатусный анализ. Материальный статус: когда на картину смотришь так, как будто это только линии и цветовое решение. Индексный анализ — здесь уже превращаешь все элементы в персонажей. Какой-нибудь коврик — тоже персонаж; или красное пятно — кафтанчик Ивана Грозного. Методом экстраполяции вспоминаешь, кто такой Грозный, чем он занимался и почему кафтанчик красный. Потом интегральный статус: всё свести воедино и сделать вывод.

Есть ещё символический статус, когда произведение теряет опредмеченность, и сквозь него проступают композиционные геометрические формы. Как в «Троице» Рублёва — чаша и храм, где происходит встреча человека и Бога. «Редкие шедевральные произведения такие формулы исследователю открывают», — говорит Александра.

Ренессанс

«Иногда мне хочется написать прекрасную оду всем своим учителям».

Саше Семёновой (девичья фамилия и творческий псевдоним) повезло: её становление проходило в легендарной 106-й школе, среди неординарных личностей и экспериментов. Например, практиковалось международное двуязычное образование. Часть предметов изучали на английском, при этом от ряда общеобразовательных дисциплин можно было отказаться в пользу изучаемых углублённо. Саша отказалась от химии и физики, хотя химия ей жутко нравилась, а преподаватель физики и теории знаний Евгений Александрович ХОДОС остался в памяти навсегда. У него школьники обязаны были прочесть «мышленческие» книги (Курт Воннегут «Колыбель для кошки», Фазиль Искандер «Кролики и удавы», Борхес «Роза Парацельса»), писали эссе о смысле жизни, составляли типологии фантастических животных, пользуясь законами придуманной логики.

Литературу, в том числе зарубежную, преподавала Флёра Анатольевна ДЕНЕЖКИНА, и Александру до сих пор удивляет, что нынешние студенты, оказывается, не проходят в школе «Фауста». Денежкина также курировала издание школьной газеты, и жизнь там кипела.

Например, тогда 106-я школа превратилась в Гимназию № 1 и поменяла логотип. Вместо эмблемы часовни на Покровской горе появилась единичка и хвостик из книг. Эмблему прозвали «петух», и школа гудела: заберите своего петуха, верните нашу часовню. А Саша писала статью в газету о том, что и в этом логотипе есть смысл, а часовня — какое отношение к школе имеет? Здесь проявилось ещё одно её качество — дипломатия.

«Я всегда хотела всех мирить. Мне казалось, я понимаю, чего люди хотят друг от друга, и могу это им объяснять на неэмоциональном языке».

Когда газету повезли на городской конкурс, Саша познакомилась с Кириллом ЗОРИНЫМ, который вместе с Юрием ПОДОПРИГОРОЙ издавал межшкольную газету «Аттестат зрелости». Саше предложили писать туда — и выплатили гонорар! Торт родителям купила на первую зарплату.

В общем, поступая в университет, Саша выбирала между филологией и журналистикой. Тогда (2001 год) ещё не ввели ЕГЭ, был устный экзамен, к которому требовалось прочесть массу советской литературы — Нагибин, Трифонов, Бондарев. А впереди лето… Похоже, здесь и сработал её рационализм: решила, что на искусствоведение поступить легче. Там был творческий конкурс: тебе дают два имени, и ты уходишь на целый день, чтобы написать эссе и сравнить двух художников. Попался Алексей ВЕНЕЦИАНОВ и Франсуа МИЛЛЕ. Пошла в краевую библиотеку, сравнила, справилась.

Но настоящий ренессанс случился в её жизни, когда она поступила в аспирантуру только что образованного СФУ, и её, как и многих других преподавателей, отправили на стажировку за границу — в самое сердце Возрождения, во Флоренцию. Вместе с коллегой Натальей БАХОВОЙ она не только осмотрела все самые крутые достопримечательности этого города (авангардные фрески Фра Беато Анджелико в монастыре Сан Марко навсегда изменили её представление и о Возрождении, и о далёком прошлом), но и в бешеном ритме объездила Рим, Венецию, Равенну, Ассизи, Падую и Пизу.

Концептуализм

«Говорят, университет — время свободы. Но это не про искусствоведов периода Жуковского».

Никакой свободы у них не было. На лекцию не дай бог опоздать на минуту. После лекций — в научную библиотеку, пока не закроется. Выходные — тоже библиотека, интернета-то не было. Час провозишься в каталоге, потом закажешь книгу, через час её принесут, быстренько читаешь.

Поздними вечерами вместе готовились к экзаменам. Собирались у ребят, которые работали сторожами: один в прачечной (лучше не вспоминать), другой в ЗАГСе. Вот прямо у стола, где наутро будут сочетать брачующихся, будущие искусствоведы засыпали, устав
от книг и разговоров.

Их учили не только теории, но и практике, чтобы прочувствовали, что значит быть художником, работать с материалом, создавать. В учебную программу была включена резьба по дереву и гончарное дело. Саша вырезала нормально, лепила не очень. А вот одногруппник слепил композицию «Похороны» в стиле дымковской игрушки, красиво получилось.

Чем ближе к выпуску, тем больше хотелось работать по специальности, и на последнем курсе она устроилась в отделение Российской академии художеств, что на Предмостной площади. Работы, впрочем, там было немного, зато предостаточно времени, чтобы написать диплом. Оцените, кстати, тему: «Космоцентрическая религиозность интегрального статуса в произведениях искусства».

Современное искусство

«Я увлекающийся человек. Если тема понравилась — буду делать. И стараюсь доводить всё до конца».

Потом было преподавание и параллельно работа в Красноярском культурно-историческом центре (ныне Музейный центр «Проспект Мира»). Прекрасное время! Александра Александровна гордится тем, что была вовлечена в рождение и развитие паблик-арта в Красноярске. Закупала 300 лопат по всему городу для инсталляции Матея ВОГРИНЧИЧА. Мыла тысячи яичных скорлупок, которые забирала каждый день в «Сладкой жизни» для другой его инсталляции. Воодушевила сообщество красноярских вязальщиц обвязать «Родину-мать» Василия СЛОНОВА в духе ярн-бомбинга. Возвращала похищенный грузовик мусора для проекта японца Тацу Ниши и тому подобное.

До сих пор продолжается в «Проспекте Мира» проект «Опыты искусства», который она запускала. По задумке там сначала читается лекция о каком-то современном художнике, а потом слушателям предлагают поработать в его технике. Пробовали технику Поллока, Уорхола, искусство по инструкции флюксуса, видеоарт. Вокруг этого проекта даже сложилось сообщество, и какие-то призвания родились.

Ещё один поступок, которым гордится Александра: ей удалось сохранить работы Владимира Ильича Жуковского. Профессор сейчас занимается исключительно творчеством, и ему важен процесс, а не результат. Создаст произведение, сфотографирует для каталога и может выбросить: работ много, хранить негде. Вот Саша и предложила учителю: «На мусорку больше не носите, возьмём машину из Музейного центра, всё перевезём». И действительно — перевезла в «Площадь Мира» десятки работ; что-то записали в основной фонд и в Госкаталог Музейного фонда Российской Федерации, что-то в экспериментальный. Теперь произведения (очень хорошие!) не пропадут, они принадлежат городу Красноярску.

Реализм

«Главная поддержка — мама, друзья и коллеги. К психологу при такой поддержке мне ходить не надо».

Когда Александра стала мамой, это, конечно, изменило всё. Дочери Агате сейчас 7 лет, сыну Пете 3 года. Понятно, дети — это ответственность, потребность в бОльшем количестве времени, чем есть в сутках, обоюдное желание больше времени проводить вместе — и при этом необходимость больше работать.

Александра Ситникова читает несколько курсов, участвует во всех проектах кафедры, сотрудничает со СМИ. И вся эта разнообразная деятельность — любимая.

Вообще, Александра хотела бы, чтобы возможность открывать новое, заниматься исследованиями оставалась у неё всегда. Ведь искусствоведение — настоящий детектив. Последняя статья, над которой А. Ситникова работала совместно с коллегами, посвящена коллекции русского авангарда в Художественном музее им. Сурикова. Ей досталась картина Александра РОДЧЕНКО «Диск и волчок». Публика больше знает Родченко как фотографа, но был у него и короткий живописный период. Что же изображено на вроде бы абстрактной картине? Русские авангардисты строили новый мир, новый космос. И диск у Родченко — это солнце нового мира. Волчок — эллипс вращения Земли, движение жизни. Посыл такой, что свершилась революция, создаётся новая жизнь, и надо вернуться к космическим первоистокам (это если кратко пересказывать «детектив»).

Сфера научных интересов А.А. Ситниковой: искусство XX и XXI веков (то есть новейшее), его систематизация, логика, применение научной методологии к произведениям перформанса, видеоарта и т.д. Здесь учителей нет, приходится двигаться своим путём, и это захватывающе.

Импрессионизм

«Мне на Новый год пожелали: мечтай о малом. Мне понравилась — хорошая философия».

Напоследок — портрет в стиле «мимолётного», лёгкими мазками.

Яркие впечатления детства? Каждое лето я проводила у бабушки с дедушкой в Байкальске на грядках с клубникой. Семь вёдер в день надо было собрать, пока сезон. Порченые отложить, хорошие на опупок, чтобы презентабельно было для покупателей.

Чай или кофе? С кофе должен начинаться день. Недавно мама мне подарила дорогой кофе — он пах орехами и апельсинами, это сказка.

Преподавать или исследовать? Исследовать, открывать. А преподавать — это ведь рассказывать о том, что наисследовал.

Желанный досуг? Я много работаю, и мне дороги редкие моменты творчества со своими детьми. На днях пришла в гости подруга с ребёнком, мы сделали тесто из муки, налепили фигурок и их раскрашивали. Было здорово.

Самый большой подарок в жизни? Дети! А если говорить о материальном — подарок от папы, машина.

Спорт? В школе играла в большой теннис и даже занимала 2-3 места. Но я медленно бегала, и тренер меня «попросил».

Любимые места в Красноярске? Люблю гулять по лесу. Мы живём на Копылова и ездим в Гремячую гриву. Раньше любила на Столбы ходить, но для детей это пока тяжело.

Религия? Я не атеистка, но и от конфессий далека. Верю в нравственный закон над человеком. Во мне жизнь как-то сформировала представления о совести, и я этим представлениям стараюсь следовать.

Похожие материалы