Обложка

Пилот, ректор, учёный

#научныйполк

Первый ректор — всегда фигура знаковая, историческая, в любом вузе. Таким был и первый ректор Красноярского госуниверситета (ныне СФУ) Александр Иванович ДРОКИН.

Замечательно, что он плоть от плоти красноярец (даже фамилия — от названия пригородной деревни Дрокино, откуда родом его семья). До Великой Отечественной войны поступил в Красноярский пединститут, но окончил вуз уже после войны: в сентябре 1941 года Александр Дрокин был призван в армию, а демобилизовался только в марте 1946.

Отучился, защитил кандидатскую и докторскую диссертации. Преподавал на кафедре физики в альма-матер, а после организации в Красноярске Института физики АН СССР (1956 год) работал в нём по совместительству старшим научным сотрудником. В мае 1964 года избран заведующим лабораторией магнитных материалов ИФ, где проводил работы по синтезу монокристаллов ферритов, изучению их механических, магнитных, электрических и СВЧ-свойств, поиску возможностей их использования в технике.

Когда в Красноярске в 1969 году открылся классический Красноярский государственный университет, возглавил его Дрокин. Александру Ивановичу было 46 лет, участник войны, активный учёный. Именно благодаря А.И. Дрокину и его учителю академику Л.В. Киренскому молодой университет развивался в тесном сотрудничестве с Академией наук, была выбрана площадка для строительства университетского комплекса — поближе к академии.

Но в 1975 году Дрокин по состоянию здоровья вынужден был переехать в Симферополь (ниже — фото телеграммы-вызова на работу в этот город).

В Симферополе основал Крымскую магнитную школу, а затем кафедру экспериментальной физики. Умер в 1993 году, в 70 лет.

Всё это — информация из Википедии, где даже не указана точная дата рождения учёного. А между тем нынче — год 100-летия первого ректора КГУ А.И. Дрокина.

Кроме того, в сведениях из интернета, как и в немногих публикациях об Александре Ивановиче, почти нет информации о его участии в Великой Отечественной. Указывалось, что служил в авиации. Как-то газета КГУ опубликовала быль-легенду «Как Дрокин увидел Ниагарский водопад». Мол, летел первый ректор в Америку по турпутёвке (это был апрель 1971 г.), и американский лётчик, узнав, что в салоне есть пассажир, тоже служивший в войну пилотом, вышел познакомиться, а потом сделал крюк, чтобы показать русскому учёному и бывшему союзнику Ниагарский водопад.

Мы стали искать более точные сведения о военном прошлом А.И. Дрокина и на платформе «Память народа» нашли такую запись.

Именно из учётно-послужной карточки на этом сайте мы узнали и точную дату рождения, и воинское звание, и наименование части.

Дата рождения: 27.01.1923
Дата поступления на службу: 09.1941
Воинское звание: техник-лейтенант
Наименование воинской части: 82 аэ ГВФ
Дата окончания службы: 03.1946

Делаем вывод: действительно, Дрокин служил в авиации, но лётчиком ли?

В Википедии также говорится, что Дрокин работал на воздушной трассе «Аляска— Сибирь»(здесь перегоняли американские самолёты через весь Дальний Восток и Сибирь на фронт), а также участвовал в боях I Украинского фронта. Но исследователь истории трассы «Аляска — Сибирь» Вячеслав Филиппов подтверждений этому не нашёл: Дрокина нет ни в штатно-должностных книгах перегоночных авиаполков, ни в списках откомандированных с трассы. По Красноярскому 9-му перегоночному авиаполку он тоже не проходит.

Мнение В.В. Филиппова: скорее всего, лейтенант Дрокин учился сначала в учебной эскадрилье ГВФ, потом в авиашколе и на фронт не попал. Именно поэтому так мало рассказывал о военном прошлом: не видел особых заслуг.

В Красноярске, в Институте физики КНЦ работает сын Дрокина Николай Александрович – доктор физико-математических наук, ведущий научный сотрудник. Увы, и он, родившийся уже после войны (1947 г.), не знает точного фронтового пути отца, хотя уверен, что он был лётчиком. Помнит огромные валенки, которые, по семейному преданию, спасали отца в кабине самолёта: на высоте было очень холодно.

Последняя попытка — полистать личное дело ректора Дрокина, которое хранится в архиве СФУ. Там есть автобиография, и наверняка данные о военном периоде указаны.

И действительно! Читаем биографию. О военном периоде сказано одним предложением: служил в авиации, был курсантом лётных школ и пилотом.

Но есть более информативная справка – личный листок по учёту кадров. В нём в хронологическом порядке требовалось указать каждое новое место работы и службы. И весь послужной список Александра Ивановича перед нами.

С сентября 1941 по апрель 1942 г. — курсант Иркутской военной авиационной школы авиамехаников.

По апрель 1943 г. — 82 авиаэскадрилья ГМФ, курсант, Иркутская область, г. Тулун.

По июнь 1944 г. — Исилькульская школа пилотов первоначального обучения, Омская область, г. Исилькуль.

По октябрь 1945 г. — Новосибирская краснознамённая школа лётчиков авиации дальнего действия — г. Бердск.

По март 1946 г. — Мичуринская высшая авиационная школа ночных лётчиков, пилот — Тамбовская область, г. Кирсанов.

А дальше уже — Красноярск, мирная жизнь, завершение учёбы в пединституте и научная деятельность.

Есть ещё одно свидетельство из личного дела. В заявлении в министерство от 18 сентября 1974 года Александр Дрокин просит освободить его от должности ректора в связи с необходимостью сменить место жительства по состоянию здоровья. И одна из причин указана такая: кислородный ожог лёгких в полётах 1944 года.

Итак, Александр Дрокин с 1941 по 1946 годы, 5 лет, был в строю. Учился на механика, потом на пилота, причём для особых задач (ночные лётчики, авиация дальнего действия). И медаль «За Победу над Германией», полученная 14 июня 1946 года, — заслуженная награда этого большого, сильного, талантливого, неординарного человека.

#научныйполк

Похожие материалы