Обложка

Три правила наставника

Как и многие сверстники, в юности он мечтал стать лётчиком. После школы решил поступать в лётное училище, но не прошёл медкомиссию из-за зрения. Тогда они с другом подали документы в танковое училище. Друг подходил по всем параметрам, был невысоким, а у Владимира рост зашкаливал — больше 180, для танка уже перебор.

— В военкомате меня предупредили: мол, не надейся, не возьмут тебя в танковое, слишком высокий. И поехал я в Омск, где без проблем поступил в высшее общевойсковое дважды Краснознамённое командное училище имени М.В. Фрунзе. Окончил его в 1986 году. Помимо военной получил и гражданскую специальность «Эксплуатация автомобильной и гусеничной техники», — вспоминает заместитель директора Военного учебного центра СФУ по учебной работе полковник запаса Владимир Александрович СТАРОВЕРОВ.

В декабре этого года Указом Президента РФ от 12.12.2022 г. преподаватель награждён знаком отличия «За наставничество».

— Я не чувствую себя каким-то особенным, просто выполнял и выполняю свои обязанности. А эта награда — результат коллективного труда, я бы не сделал один все проекты и даже учебник бы не написал в одиночку, — говорит Владимир Александрович.

Его общий трудовой стаж — более 40 лет, из них 26 лет Староверов преподаёт в вузе.

Порой, листая школьный альбом, он вспоминает свою 76 школу на правобережье Красноярска и учителя начальной военной подготовки Владимира Николаевича, благодаря которому трое парней из их класса решили стать военными.

— Наш военрук с таким воодушевлением вёл свой предмет, что все, даже девочки, обожали военную подготовку! — вспоминает офицер запаса. — В школах тогда тиры были, мы там стреляли из пневматических винтовок. На уроках автомат Калашникова разбирали-собирали, противогазы учились надевать, много чего ещё осваивали.

Поступить в военное училище мне не составило труда — я хорошо учился в школе, в аттестате в основном пятёрки. Из предметов особенно любил математику и химию, даже в олимпиадах участвовал. В 9 классе мне выпала честь стоять на Посту №1 у Вечного огня на Красной площади, неподалёку от железнодорожного вокзала. Опять же, военрук настоял, чтобы я прошёл конкурсный отбор. Почётная миссия! Патриотизм и правильное воспитание закладывались в наши головы изначально. Это было в крови. Помню, когда мы заходили в автобус, никто не садился, сразу шли на заднюю площадку, потому что понимали: рядом всегда едут люди либо старше нас, либо беременные женщины. А сейчас молодые сидят поголовно, в смартфоны уткнутся и ничего вокруг не замечают.

В училище

В училище

— Когда вы решили стать военным, родители не возражали?

— А я сам привык принимать решения. Они на меня не давили. Папа у меня строитель, мама работала на мебельной фабрике. Для военного я был в прекрасной физической форме: пока учился в школе, занимался сначала дзюдо, потом классической борьбой. Одно время даже тренировался у самого Алексея Шумакова, олимпийского чемпиона! У меня первый спортивный разряд. Но в 10 классе, когда решил поступать в военное училище, борьбу пришлось оставить, чтобы больше времени уделять учёбе.

— Как складывалась судьба после окончания училища?

В Германии

В Германии

— В сентябре 1986 года я получил распределение в группу советских войск в Германии. Наша часть располагалась в Людвигслюсте, недалеко от Ростока — портового города на Балтийском море. Я на последнем курсе училища женился, и в Германии у нас родился сын (есть ещё дочь, но она появилась на свет позже, уже на родине). На территории военного городка были и медпункт, и магазины, но для детей — ни детских садов, ни школ. Работы для жён офицеров не было, они занимались детьми.

Некоторые считают, что служба в Группе советских войск в Германии — самая лёгкая. Это не так: с утра до вечера — боевая подготовка на полигоне. Часто нас поднимали по тревоге ночью. Никто ничего не объяснял, просто задачу ставили — выехать с подразделениями, расположиться, оборудовать окопы, блиндажи. Помню, в парк бежим, заводим машины. Понимаем, что это учения, и тем не менее всё как на войне, и настолько приближено к реальности, что думаешь: а вдруг началось? Может, что-то уже случилось — просто нам не говорят? Лишь изредка удавалось выйти в город, съездить на экскурсию. Пять лет я отслужил в Германии.

В конце 1991-го вернулся в страну и был направлен в Сибирский военный округ, а оттуда попал в воинскую часть, расположенную в посёлке городского типа Козулька. Здесь нас и застали самые трудные времена. В 90-е, если помните, сильно сокращали армию. Военным задерживали зарплату, а нужно ведь было семью кормить. Отчасти выручало подсобное хозяйство в части. Коллектив у нас был хороший, всегда поддерживали друг друга. А тяжело было не только в материальном смысле, но и в моральном. Мы чувствовали духовное опустошение, крушение надежд — присягали одной стране, а её не стало. Мучил вопрос: кто мы теперь? Всё рухнуло.

Затем я перевёлся в военный комиссариат Козульского района на должность заместителя военкома, а оттуда уже мне предложили перейти в КГТУ на военную кафедру, где как раз началось реформирование, и нужны были специалисты по моей военно-учетной специальности «Командир взвода мотострелковых подразделений». Учил молодёжь правильно организовывать бой, воевать. Мы выпускаем офицеров запаса, командиров, и от того, как они правильно подготовятся к бою, всё организуют, будет зависеть жизнь их подчинённых. Груз ответственности за людей я и сам чувствовал всегда, днём и ночью, где бы ни работал.

— Получается, преподаёте вы большую часть своей жизни?

— Так и есть. И ни разу не пожалел о таком выборе. Мне всегда приятно работать с молодёжью. За 26 лет сменилось несколько поколений студентов. В 90-е многие не знали, что такое компьютер, а сейчас у каждого он в кармане. Сегодняшняя молодёжь по-другому относится к жизни, более продуманно, чем мы. Многих выпускников я помню. Из первых — Михаил ИЗРАИЛЕВ, он был у нас командиром взвода и по сей день продолжает служить в Вооруженных силах. Лет пять назад я погнал машину на техосмотр. Приезжаю, а там ко мне подходит капитан полиции: «Здравия желаю, товарищ полковник! Я учился у вас, когда вы ещё были майором». Конечно, фамилию я уже не помнил, и это был уже не юноша, а взрослый мужчина лет 35. Но узнал знакомые черты.

Мы гордимся всеми нашими выпускниками, а их уже порядка тысячи, и 52 из них имеют государственные награды. В последние годы нам пришлось многое сделать, чтобы исключить «случайное попадание» в профессию. Плотно работаем с юнармейцами — подбираем себе ребят подготовленных, патриотически настроенных, воспитанных. И с красноярским кадетским корпусом отношения выстроили. В прошлом году девятиклассникам-кадетам провели экскурсии, рассказали о профессии военного. Итог — набрали из них профильный класс. А с этого года кадеты 10 класса обучаются на базе нашего ВУЦ по специальной программе. Ребята уже многое знают о профессии военного, понимают, какие задачи будут выполнять. Через два года, думаю, мы увидим результат.

Много проектов у нас сейчас. Например, в рамках государственной программы «Приоритет 2030» в СФУ действует цифровая кафедра. Я курирую этот проект со стороны нашего института. В идеале в будущем все студенты будут обучаться на цифровой кафедре и помимо основного набора знаний дополнительно получат ещё IT-образование.

В прошлом году ВУЦ СФУ принял участие в олимпиаде «Я — профессионал», инициированной МГТУ им. Н.Э. Баумана. Блестяще выполнив тестовые задания по направлению «Вооружение и военная техника», наши студенты заняли несколько призовых мест и получили премии. В нынешнем учебном году готовим следующую группу для участия в очередной олимпиаде Бауманки.

— А могли бы вы сформулировать три правила наставника?

— Пожалуйста! Первое — это человеческое отношение к людям. Скажем, еду я на своей машине на работу и вижу, на остановке наши курсанты мёрзнут. Останавливаюсь, забираю, подвожу их. И неважно, что я для них командир и начальник.

Второе — строгая дисциплина. Опять же — на личном примере. Если преподаватель опаздывает на занятия, какой пример с него будут брать студенты? У нас опоздания недопустимы.

Третье — физическое развитие, здоровый образ жизни, спорт. Ребята наши мотивированы, они знают, что если у военнослужащего физподготовка на высоте, то и надбавка к зарплате будет солидной. Я сам в свободное время хожу в тренажёрный зал. Зимой в выходные беру лыжи напрокат и с удовольствием бегаю на них в роще Студгородка. Красота!

— Владимир Александрович, мы беседуем накануне Нового года. Какое желание вы бы загадали Деду Морозу?

— Мой сын с семьёй живёт в Калининграде. Мы редко видимся. А я скучаю по внуку и хотел бы проводить с ним как можно больше времени.

Пользуясь случаем, хочу пожелать всем здоровья, тепла в доме и благополучия. Это главное.

Похожие материалы