Обложка

Ахмед Аль Тувайни: «Своё будущее связываю только с Красноярском»

С начала учебного года в СФУ начали работать 8 преподавателей из зарубежных стран. Кто эти люди, как попали в Сибирь, каковы их дальнейшие планы? Несколько интервью с новыми сотрудниками университета мы планируем опубликовать. Первый — Ахмед Аль ТУВАЙНИ из Ирака. В 2017 году он приехал в Красноярск поступать в аспирантуру, а с сентября преподаёт на кафедре теории и методики спортивных дисциплин Института физической культуры, спорта и туризма.

Родом Ахмед из города Эн-Насирия, что на юге Ирака в провинции Ди-Кар. Там у него родители, пять младших сестёр и два брата. Отец всегда был спортивным человеком, в молодости серьёзно увлекался футболом, а потом стал президентом федерации спорта в Насирии и по сей день занимает эту должность.

Диплом бакалавра по своей специальности Ахмед получил на родине, а потом уехал в Россию, в Нижний Новгород, где сначала изучал русский язык, а затем окончил магистратуру в Университете Лобачевского.Так что в России он уже восемь лет.

— Я не планировал приезжать в Красноярск, — признаётся преподаватель. — Но в Нижнем Новгороде нет диссертационного совета по моему направлению «Физкультура и спорт», а в СФУ есть. Прямого авиарейса не было, поэтому я поехал в Сибирь поездом. Эти три дня пути стали для меня захватывающим путешествием. Я посмотрел половину России! Всю, наверное, не посмотришь никогда — слишком много времени нужно; площадь одного только Красноярского края в пять с лишним раз больше площади Ирака. Поразила природа — она восхитительна! Естественно, у любого человека, не знакомого с Сибирью, много стереотипов в голове: снег, нестерпимый холод, злые люди. Да-да! Я это много где слышал: «совсем не улыбаются», и ещё говорили, что медведи ходят вокруг.

Пока поезд шёл, много у меня сменилось попутчиков; это были люди разных национальностей. Много интересных собеседников встретил. В конце концов понял, что в этой стране живёт очень дружелюбный народ. Такое путешествие было единственным в моей жизни, и я бы хотел его ещё раз повторить.

Когда приехал в Красноярск и добрался до университета, меня отправили в отдел аспирантуры. Там я встретил Ольгу Анатольевну ГРИГОРЬЕВУ — женщину, которую до сих пор называю мамой. («Она нарисовала улыбку на моё лицо и на всю мою дальнейшую жизнь в Красноярске» — дословная фраза Ахмеда, — прим. автора). Я увидел доброе ко мне отношение в коллективе, коллеги всегда открыты, отвечают на любой мой вопрос. Я рад, что нахожусь здесь. Уже называю себя красноярцем и даже научился печь блины. За четыре года успел побывать на Столбах, на Мане, в Дивногорске, в тайге, на Красноярском море, в Назарово, в Хакасии.

Сейчас Ахмед готовится к защите кандидатской диссертации, посвящённой сравнительному анализу программ подготовки студентов-волейболистов в России и в Ираке. Сам он занимается волейболом с пяти лет, дорос до профессионального игрока. В Ираке играл и в первой, и высшей лиге, и за национальную сборную страны. Потом была травма плеча, пришлось на полтора года уйти из спорта. Подлечившись, играл до 23 лет, а после переезда в Россию из-за большой учебной нагрузки спорт пришлось оставить. В Красноярске переключился на лёгкую атлетику — благо живёт в кампусе на Свободном. Каждый день бегает в парке «Гремячая грива». И не просто бегает. Он марафонец. Дистанцию в 42 километра 600 метров преодолел за 2 часа 50 минут. И собой недоволен, считает, что бежал слишком медленно.

— Это тяжёлый спорт, требует хорошей физической и моральной подготовки, — говорит Ахмед. — В университете я веду занятия по баскетболу и волейболу и подрабатываю фитнес-тренером в одном из спорткомплексов города. То, что я в этом году стал преподавателем СФУ, — большое достижение в моей жизни. Хочу поблагодарить своего научного руководителя, доктора педагогических наук Михаила Дмитриевича КУДРЯВЦЕВА и директора нашего института профессора Александра Юрьевича БЛИЗНЕВСКОГО. Они замечательные! Научили меня писать и готовить к публикации статьи, консультировали по диссертации. До сих пор помогают во всём.

Я окончил аспирантуру и подал документы в диссертационный совет. Планирую защититься в следующем году. После защиты продолжу работать преподавателем и буду тренировать команду СФУ по волейболу. Пока что подготовка наших спортсменов, на мой взгляд, слабовата. Последняя Универсиада проходила в Италии, где команда РФ заняла 8 место, а из Красноярска вообще волейболистов не было. Поэтому надо игроков подтянуть в этом виде спорта, повысить их уровень. Буду над этим работать.

Ахмед является председателем союза иракских студентов «Вавилон», который действует при СФУ уже не первый год. Союз способствует решению вопросов, связанных, например, с изучением русского языка, организацией быта, помогает ребятам налаживать отношения с преподавателями и друг с другом.

Сейчас в СФУ учится несколько десятков студентов из Ирака. Раньше было больше, порядка 200 человек, поэтому мы не можем, как прежде, принимать участие в крупных массовых мероприятиях, — сожалеет преподаватель. — Зато в этом учебном году в нашем университете появились арабы из других стран — Марокко, Египта, Иордании, Туниса.

— Комфортно ли вам в Красноярске? Или есть сложности?

— Город большой, мне часто приходится пользоваться общественным транспортом. Он хороший, но постоянные пробки. Иногда возникают проблемы с языком. Но всё поправимо со временем.

Однажды я участвовал в качестве переводчика в судебном процессе по уголовному делу, связанному с ДТП. Судья (полное ей уважение) была в маске, говорила быстро и совсем тихо. Она уже много чего наговорила, а я в это время уже много о чём успел подумать и далеко уйти в своих мыслях, как вдруг слышу: «Предоставляем слово переводчику. Почему не переводите?». «А что, надо переводить?» — спрашиваю. В этот момент меня просто разбирал смех, но я сдержался. Судья сурово напомнила: «Вы для того здесь и находитесь, чтобы переводить». Я отвечаю: «Да, естественно, но я вас не то что не понимаю, а даже не слышу». С того момента я понял, что это разговорный русский язык кажется лёгким и узким, а если в отдельные сферы углубляться, то он очень широкий. Есть спортивный язык, есть кулинарный, юридический, литературный и есть научный.

— Возникло желание углубиться в какую-то сферу, чтобы лучше язык узнать?

— Конечно. У меня давняя мечта стать актёром. А где можно услышать грамотную русскую речь? Конечно, в фильмах, в сериалах, в телепередачах. В Россию я приехал в октябре 2014 года, а с 2015-го начал смотреть фильмы и сериалы на русском языке. И с тех пор стою перед зеркалом и как маленький ребёнок повторяю монологи актёров. И мне это интересно! Мечтаю выучиться именно на драматического актёра.

— Что ещё в планах?

— Пора заводить семью. Мне 31 год. Хочу остаться в России, в Красноярске. Я официально трудоустроен в госучреждении, и хотелось бы дальше развиваться. Мои родители рады за меня, мы часто общаемся по видеосвязи. Я им показываю, как здесь красиво и замечательно — лучше, чем где-либо.

На заглавном фото: Ахмед с «любимым Пушкиным» в фойе Красноярского государственного театра оперы и балета имени Д.А. Хворостовского.

Похожие материалы