Обложка

35 лет ППФ

в Институте педагогики, психологии и социологии

19 мая 1987 года появился приказ об организации психолого-педагогического факультета КГУ (ППФ). На базе ППФ уже в СФУ был создан Институт педагогики, психологии и социологии.

В первые годы на новый факультет студентов набирали с педагогических специальностей других факультетов (биологического, физического, математического) после 2 курса... Прошло 35 лет. Воспоминаниями сегодня поделятся выпускники ППФ разных лет.

Сергей Рафаэльевич КЕНИГ, генеральный директор технопарка «Кванториум»: «Для меня ППФ — это, прежде всего, школа жизни. Обучение там научило меня трудиться и правильно расставлять приоритеты. Научило пониманию, что во всём я должен отвечать за себя сам, никто за меня мою жизнь лучше делать не будет. Научило брать ответственность на себя, а также выступать перед аудиторией (в школе я был довольно застенчивым). А ещё благодаря ППФ тяга к учёбе сохранилась у меня на всю жизнь, я уже четвёртое по счёту образование получаю. Даже признавать свои ошибки и просить прощения я научился благодаря ППФ».

Мария Александровна ВОЛКОВА, старший преподаватель кафедры общей и социальной педагогики: «Для меня три главных имени ППФ — это Андрейчикова, Цареградский и Окладникова. Почему?

Ольга Геннадьевна Андрейчикова заведовала кафедрой социальной психологии и была куратором специализации «Психо-
логия управления». Благодаря ей мы усвоили диалектику социальной работы.

А) Любое индивидуальное и групповое поведение подчиняется известным схемам, из которых бывают исключения. Есть задача — попробуй найти схему. О.Г. это доказывала каждой лекцией.

Б) Человек всегда больше схемы. А это доказывалось не только и не столько блестящими лекциями, но самой жизнью и отношением к студентам.

Валерий Гервасьевич Цареградский постоянно работал с нашей специализацией. Он остался крепкой зарубкой в душе как объективный и одновременно потрясающе человечный преподаватель. Никогда не произносил «высоких слов», но сформировал мою позицию по отношению к образованию в целом: в каждом человеке есть потенциал, вопрос в том, как подобрать к нему обстоятельства.

Татьяна Васильевна Окладникова читала всему потоку «Педагогическую психологию». Её преподавательская позиция «нет конспекта — нет студента» помогла и развитию аналитики, и основанию собственной педагогической позиции. «Пойми классику, и да изобретёшь ты свои инструменты».

Ольга Васильевна ЖИВИЦА, Московский открытый педагогический университет им. М.А. Шолохова: «ППФ для меня стал путёвкой в жизнь, заложил основы критического и научного мышления, привил креативный взгляд на проблему и тягу учиться у лучших! Олицетворение факультета для меня: Б.И. Хасан, Т.В. Окладникова, А.Г. Копытов, Г.Р. Москвин, А.К. Лукина и, конечно, В.И. Жуковский».

Надежда Анатольевна ФРОЛОВА (Ольшевская), методист Красноярского информационно-методического центра: «Первым запоминающимся событием стала организационно-деятельностная игра по запуску и вхождению в образовательное пространство. Потом было несколько игр, в которых мы были уже группотехниками, потому что уже сами вводили первокурсников в осмысленную студенческую жизнь.

Дальше были события, в которых нужно было самоопределяться относительно образовательного контента: ходить на тот или иной курс или взять что-то другое, например, на мастерской. Такие моменты были ключевыми.

Событийность учёбы на ППФ, в общем-то, задаёт саму жизненную траекторию, потому что не было желания где-то отсидеться, войти в то, что уже сделано.

Что для меня ППФ в трёх словах?

1. Преодоление, и в этом смысле развитие. Для того чтобы двигаться, нужно пробовать задавать вопросы умным людям (не всегда это получается), обозначать свою позицию. Пробовать делать новое, проектируемое в процессе или не до конца определённое.

2. Деятельность и кооперация с другими людьми, которые могут включиться в работу или помочь какими-то ресурсами. И в этом смысле это —

3. Команда».

Татьяна Александровна КОНДРАТЮК (МИЛКИНА), замдиректора института физической культуры, спорта и здоровья им. И.С. Ярыгина КГПУ, доцент ИППС СФУ: «Мы с моей подругой на грузовом самолёте прилетели поступать в Красноярский государственный университет из маленького города Игарка, что расположен за полярным кругом. Тогда казалось, что это почти МГУ. Вместо денег у нас была бочка рыбы, которую мы благополучно продали у общежития по 250 рублей за хвост.

Встреча с ППФ случилась в лихие 90-е. Поступив на биологический факультет, я мечтала быть охотоведом. Ведь человек именно этой профессии на моей малой родине самый важный. Я уже представляла себя в соболиных мехах, в тёплой квартире и с сытой семьёй. Но к третьему курсу поняла, что в ближайшем будущем биологи пополнят ряды безработных, не видать мне ни соболей, ни рыбы… «Папа, что мне делать?» — обратилась я к любящему отцу с профориентационным вопросом. «Психологи? Кто это? Что-то новое? — уточнял отец. — Всё, решено! Иди, дочка, в психологи — психи и дураки у нас будут всегда! Будет тебе работа. Да и учиться там, наверное, будет не так сложно!». Так, получив в первый раз профориентационное консультирование, я оказалась на 3 курсе ППФ. Моей мечте о лёгкой учёбе не суждено было сбыться.

Теперь моими лучшими друзьями, с которыми я проводила не только дни, но и ночи, стали Франк, Адлер, Фрейд, Эриксон, Берн, Макаренко, Эльконин, Выготский… Они стали жить у меня под кроватью, на кухне, в коридоре, в сумке, в голове…

Наши Учителя, такие как Антонида Константиновна ЛУКИНА, никогда не ограничивались программным материалом. Лукина учила нас дружить с Ричардом Бахом, его «Чайкой по имени Джонатан Ливингстон», его Единым, понимать смыслы. «Вот что главное!» — восклицала она. Мы читали эти книги вслух, ждали семинаров и мастерских.

К слову сказать, я посещала одновременно несколько мастерских — профессоров Геннадия Алексеевича БОКАТЮКА, Вадима Николаевича КОЖЕВНИКОВА, Александра Моисеевича АРОНОВА. На факультете служил профессор Евгений Андреевич ЛОЗИНСКИЙ и его жена Вера Петровна, которые в течение двух лет читали нам лекции по мировой культуре. Раз в неделю мы встречались в малом концертном зале, слушали великую музыку.

Мы много часов проводили в краевой библиотеке. Со стипендии покупали книги из ларька прямо на входе в университет, обменивались купленными книгами с одногруппниками, питаясь только появившимся «Дошираком», йогурт позволяя себе по выходным. В университет ходили пешком, автобуса было не дождаться. Жили в общежитии, на общей кухне подрастал наш сынок, который с первых дней посещал занятия и лекции, слушал наши разговоры.

Заседает ГАК

Заседает ГАК

Практика проходила в 106-й школе. Там работал коллектив единомышленников: ФРУМИН, БАШЕВ, КОСТЮК, ИЛЬИН и другие. Первые уроки, как первые шаги, дрожь в коленках. Наши педагоги радовались и переживали за нас, как за своих первенцев. Сами были очень увлечены новациями, наукой. Порой казались нам «чудиками», и мы смеялись над ними, но хотели быть на них похожими. Были счастливы, любили детей. Факультет был пронизан уважением к человеку, почтением и интересом к науке.

Моим научным руководителем был глубокоуважаемый Николай Николаевич КРУГЛОВ. Он всегда говорил о том, что люди забудут то, чему они от вас научились, но никогда не забудут, как они себя чувствовали рядом с вами. Он много лет отработал директором школы, огромный опыт практики, доброта и мудрость, любовь к науке примагничивали меня к нему. Скромный, добрый, мудрый, солнечный учитель-профессионал.

Вечера ППФ — отдельная история общения, дружбы и творчества; многокилометровые плакаты, сценарии, репетиции, смех. До самой ночи в колодцах факультета мы пели, танцевали, читали стихи, играли на музыкальных инструментах, рисовали.

Наши Учителя с нами поддерживали связь и после окончания университета. Мы продолжали проводить исследования, ходили на мастерские. Я 11 лет проработала в профессиональном училище, защитила диссертацию.

Мы были свободны, любили свой факультет и науку, свою Родину и хотели служить ей, приносить пользу через воспитание себя и детей.

Вот так, не получился из меня охотовед. За что благодарю Бога, моих Учителей и родителей».

Игорь Михайлович РЕМОРЕНКО, ректор МГПУ: «Я поступал на математический, а после перевёлся на психолого-педагогический. Это было необычно, потому что прорывные образовательные проекты в Сибири касались технического образования, поскольку здесь заводы, промышленность. А тут возник гуманитарный факультет, который был связан с работой с людьми. В то время это было весьма экзотично».

Ольга Юзиковна ДИВИКОВА, педагог-психолог, заместитель директора Лицея № 8, ст.преподаватель ИППС: «Уже несколько дней крутится в голове песня группы «Иваси» «Альма-матер». Вот для меня ППФ — альма-матер в дословном смысле: «кормящая мать», или «мать-кормилица». Всё, что есть в моей жизни после переезда в Красноярск, связано с ППФ: друзья, семья, работа, летние школы. А ещё неуёмное желание развиваться, меняться, не бояться и анализировать, задавать вопросы, делать вместе новое и... Жить! ППФ и сейчас жив в нас. В нас живут частички всех преподавателей и тех, с кем свела судьба.. Спасибо тебе, ППФ! А людей, которых помню и кому благодарна, их много: А.К. Лукина — мой Учитель и Друг! Т.В. Окладникова, А.М. Аронов, В.С. Ефимов, Б.И. Хасан, И.Р. Петерсон, О.Г. Андрейчикова, А.Г. Копытов, В.А. Потуремский, В.И. Жуковский».

<

strong>Валентина Викторовна ТРОФИМОВА, замдиректора по учебной работе, начальник учебно-организационного отдела ИППС: «Всю жизнь я хотела быть экономистом. Подала документы на экономический факультет и на ППФ — для подстраховки. Первые зачисления абитуриентов на ППФ были 13 июля 2000 г., а 15 июля у экономистов. По семейным обстоятельствам в сроки зачисления экономистов мне нужно было вернуться домой к родителям. В будущем я ни одного дня об этом не пожалела!

Первые два года мы учились на матфаке, это были сложные годы обучения — сессии и мини-сессии, сплошная математика. Но вот 3 курс — и наша новая жизнь на ППФ! Мы поняли, что нас здесь любят и ждут. Каждое занятие — это что-то новое. Незабываемой стала традиция ходить с Б.И. Хасаном и А.М. Ароновым на Столбы. В стенах университета они серьёзные учителя, а в горах — родные люди. Каждый поход сопровождался жизненной историей наших профессоров. Нам было весело и интересно с ними. Остановки на перевалах с песнями, обедами, кострами. И эти воспоминания дорогого стоят.

С ППФ началась моя трудовая деятельность. ППФ — мой дом, моя жизнь, моё профессиональное становление. И, наверное, судьба».

Игорь Анатольевич КОВАЛЕВИЧ, и.о. директора ИППС: «За 35 лет наш институт стал одним из ведущих образовательных учреждений, готовящих специалистов для системы образования и социальной сферы. Выпускники ИППС работают в самых разных учреждениях, многие сделали карьеру и сегодня занимают высокие должности. Мы гордимся своими выпускниками и радуемся победам наших студентов! Поздравляем коллег и выпускников с юбилеем ППФ! Вы всегда будете частью нашей истории!»

Подготовили А.К. ЛУКИНА и А.В. ТКАЧЁВА

Похожие материалы