Александра ДВОРИНОВИЧ:

«Университет никогда не заканчивается»

Уже год Управление молодёжной политики СФУ возглавляет Александра ДВОРИНОВИЧ. В копилке Александры немало побед и достижений — в профсоюзной работе, молодёжной политике, журналистике. А каково стоять у руля молодёжки в СФУ? Об этом и поговорили.

— Александра, у вас была яркая студенческая жизнь. А что особенно запомнилось — издание газеты «УМЫ», учёба или, может, обучение за границей?

— Этот список «запомнившегося» далеко не исчерпывающий. Но я бы сказала, что всё это одинаковые по эмоциональной значимости истории, про каждую можно долго рассказывать. Например, газет в моём студенчестве было две: факультетская (потом она стала институтской) и университетская профсоюзная газета «Университет — это мы» («УМЫ»). Наверное, сказались нереализованные амбиции: я ведь пробовала поступать на журналистику, но не получилось. В итоге ни разу не пожалела, что попала в ИКИТ на «Информационные системы и технологии». Тем более что мы проходили и типографское дело, и редакторскую работу, и графический дизайн. Так, на первом курсе после рассказа старожилов про мифическую факультетскую газету «Студенческий пульс» я подумала: «Хочу, чтобы эта история ожила!».

Создание факультетской газеты стало важным объединяющим процессом для студентов того времени, ведь у многих была потребность выражать свои мысли, общаться, развиваться. А когда я поняла, что пора масштабироваться, появилась газета профсоюза «УМЫ». Эта работа принесла не только много наград, но и возможность развить компетенции в сфере массовых медиа. Кто-то из ребят потом углубился в SMM, кто-то — в графический дизайн. Казалось бы, небольшая газета, а в ней оказалось столько возможностей!

Учёба в университете тоже стала отличной базой для развития навыков коммуникации, умения находить выход из сложных ситуаций, следовать регламенту.

Так получилось, что я не работаю по профессии, но мне повезло с основным и дополнительным образованием. Всё, что я делала в профсоюзе, помогало в учёбе. Вёрстка газеты «УМЫ» стала основой для диплома по дополнительной специальности в области компьютерной графики и веб-дизайна. О системе по учёту членов профсоюза я написала курсовую и так далее. В этом смысле для меня учёба неразрывно связана с общественной деятельностью. Такой активный симбиоз я называю «быть в кэш-памяти»: если ты постоянно на глазах, то, скорее всего, будешь первым, о ком вспомнят в нужной ситуации. Так у меня получилось с обучением в Австралии. Просто однажды раздался звонок с кафедры английского, где я активно писала статьи на конференции и в газету университета, и мне сказали, что есть такая программа.

— Вы были не только на включённом обучении в Австралии, но и участвовали в программе Work and Travel в США. Какие впечатления от зарубежных стран?

— Мне как-то нужно было составить список стран, в которых я была, и его внушительность меня саму удивила — около 20, и все они действительно уникальны. Если сравнивать США и Австралию, то это совершенно разный опыт. Программа в США — это взрослая жизнь со всеми вытекающими: работать на трёх работах, нести полную ответственность за себя. И Америка — это всё-таки мир для «достигаторов»: постоянно нужно работать над собой, своей эффективностью, зарабатывать больше денег. Но как возможность для студентов это было отлично: я тогда получила какие-то баснословные суммы, которые потратила на путешествия по США, побывала почти во всех крупных городах.

А в Австралии я была в академической среде, общалась с преподавателями и студентами из разных стран. Жила и училась в Брисбене — это город-миллионник, похожий на Красноярск и заточенный на семью. Все клубы, например, вынесены в отдельный район, который работает по определённым дням и где постоянно дежурит полиция. Жизнь начинается в 5 утра: открываются кафе (многие из них в 9 утра уже закрыты), люди выходят на пробежку в парк. А в 5 вечера почти все магазины закрыты, начинает темнеть. Если бы мне пришлось переехать в другую страну, наверное, выбрала бы именно Брисбен — спокойно, высоко ставятся семейные ценности.

— После окончания университета какой опыт оказался наиболее существенным?

— Окончания университета не было: так или иначе с университетом связана вся моя жизнь. И я надеюсь, так будет всегда. Опыт, полученный в университете, дал возможность идти на риск, нести ответственность, принимать решения вне зависимости от сферы — личная жизнь, финансы, профессия. Это и есть главное, чему научил университет.

— Почему основным направлением вы выбрали работу с людьми, молодёжную политику?

— Наверное, действительно бывает так, что находишь дело жизни. Однажды тебе представляется возможность попробовать себя в чём-то, и ты вдруг понимаешь, что у тебя получается. А со временем осознаёшь, что стал специалистом в своём вопросе. Так было и у меня. Особенно ценно, когда удаётся направить чью-то жизнь в эффективное русло, видеть, как люди становятся профессионалами и счастливы от этого. Я не беру на себя функцию изменения судеб, но мне нравится формулировка «Продюсер людей». Стоит поверить в человека, показать ему это — и он выходит на новую траекторию своего развития.

— Вы год как возглавляете Управление молодёжной политики. За это время произошла реорганизация: социально-воспитательная работа и молодёжная политика разделились. Для чего это сделано?

— Когда я только готовилась вступить в должность, были внесены изменения в Закон об образовании, где воспитательная работа была обозначена как одна из функций образовательной организации. И в целом воспитание нельзя завязывать только лишь на молодёжной политике, ведь оно является неотъемлемой частью и образовательного процесса. Справедливо, чтобы этим занималось целое подразделение.

На сегодняшний день мы определяем молодёжную политику как политику прорывов — личностных, командных. Нам интересны победы, поиск лидеров, талантов. Но важно понимать, что не каждый студент — лидер. Это и не нужно.

Мы создаём условия для развития активной жизненной позиции, в то время как воспитательная работа обеспечивает безопасный и фундаментальный уровень социальной интеграции каждого обучающегося. Вообще, мне кажется, что воспитательная деятельность более сложна для конструирования. Мы с коллегами по сей день продолжаем работу по разделению этих двух направлений, это рабочий процесс, который нужно выстроить.

— В самом УМП появился новый отдел — гражданских практик. В чём его отличие от отдела объединений и проектов?

— Хороший вопрос. Я продолжаю защищать идею, что это разделение суперправильное. Отдел студенческих объединений и проектов — правопреемники бывшего отдела молодёжных проектов, он занимается поддержкой талантливой молодёжи, курирует объединения, мотивирует. Специалисты работают непосредственно со студентами, могут помочь написать служебную записку, отчитаться за командировку. Это базовая платформа, на которую комфортно прийти, задать вопрос и получить ответ, а также помощь в реализации идей, участии в конкурсах и грантах.

Отдел гражданских практик занимается направлениями, связанными с патриотизмом, волонтёрской деятельностью, экологией, спортом и пр. Все они имеют фундаментальную основу. Нельзя сказать, например, что патриотическое воспитание в СФУ реализуется только через мероприятия клуба «Патриот Сибири». Нет, это широкий комплекс: антитеррористические акции, мероприятия, ежедневная работа. Она касается всех студентов университета, поэтому названные направления нужно протягивать нитью через всё обучение, создавая точки притяжения для студентов.

— Кто ваши кадры, на кого в первую очередь опираетесь?

— Кадры и вообще человеческий капитал — главный ресурс. За год коллектив обновился примерно на 50%, а после разделения управления и вовсе произошла глобальная смена кадров в некоторых отделах. Мы сохраняем практику трудоустройства ребят-активистов — кто-то после окончания университета приходит на полный рабочий день, кто-то совмещает учёбу и работу. Нам важно, чтобы сотрудники имели опыт общественной деятельности внутри университета, понимали, как устроены процессы здесь. Сейчас как раз идёт кампания по набору, и мы отдаём предпочтение тем, кто уже смог показать свою общественную активность. Когда это касается молодёжки, всё-таки важен опыт, идеально — если он получен внутри системы.

— Как строится работа, как появляются новые идеи и что сейчас в приоритете?

— Сначала важно понять и прожить все процессы, принятые здесь. Поэтому в первую очередь даю сбыться тем событиям, которые запланированы на этот год. И даже если подготовка к мероприятиям идёт не очень качественно, важно, чтобы они состоялись и чтобы, планируя работу в дальнейшем, мы знали о подводных камнях: востребовано ли это, какие есть проблемы?

В текущей работе реагируем и на вызовы извне и глубоко стратегируем на будущее. Перспективные направления на сегодня: работа по привлечению абитуриентов через вовлечение в молодёжную политику, развитие сообщества выпускников, студенческий туризм, популяризация науки, наставничество… Список бесконечный.

А что касается идей, то они, как правило, приходят от студентов. Мне, например, интересно направление киберспорта и его развитие в СФУ системно. И такой запрос, особенно в свете событий на The International, у студентов существует. Перспективно работать в сторону развития у студобъединений самостоятельности, помогать им становиться НКО с собственными ресурсами и ответственностью. Всё это серьёзные перспективы, но для начала важно их хотя бы сформулировать и начать движение к ним. Знаю по собственному опыту: то, о чём мечтала 5 лет назад и что казалось недостижимым, сбывается. Главное — не бояться и не расслабляться, если не получаешь быстрый результат.

— Молодёжная политика в разных учреждениях должна отличаться, быть специфической?

— Молодёжная политика в разных учреждениях зависит от формы организации этих учреждений. И на каждом уровне есть свои показатели эффективности, свои задачи и своя целевая аудитория. Есть повестка региональная, федеральная, городская. Организациям важно это учитывать и заинтересовать тот контингент, с которым работаешь.

В университете интеллектуально притязательная молодёжь, требовательная. Но именно здесь нет единой линии — только городской, региональной или федеральной. К решению задач можно подходить комплексно. Это непросто, но при этом у студенческой молодёжи шире спектр возможностей.

Блиц

Любимая соцсеть? Инстаграм.

Любимый фильм? «Сибирский цирюльник».

Последняя прочтённая книга?
«Без жалости к себе» Эрика ЛАРССЕНА.

Где мечтаете побывать?
В Новой Зеландии и ЮАР.

Любимое блюдо?
Тайский жареный рис с креветками. Кофе.

Если можно было бы встретиться с любым великим человеком, кого бы выбрали?
Юрия ГАГАРИНА. И не потому, что принимала участие в создании культурной станции «Гагарин». Гагарин — это воплощение знания, отваги, чести, любви к Родине и к своему делу. Если развить это в себе, то ничего не страшно. Хочется понять, как он смог.

Лучший способ отдохнуть для вас?
Уйти в горы или поспать. Поспать часто не получается, а залезть на какую-нибудь видовку, попить какао — это самый крутой способ отдохнуть. Классно ещё уезжать куда-нибудь без рабочих чатов и звонков.

Проверенный способ поднять себе настроение? Занятия спортом. Любое состояние, кроме болезни, можно исправить или улучшить спортом.

Какие качества больше всего цените в людях? Умение следовать тем ценностям, которые человек для себя считает главными. Если основы, на которых держится жизнь, у человека чёткие, и он их бережёт, это меня восхищает. На этом же уровне важности для меня — ответственность!

Анна ГЛУШКОВА

Похожие материалы