Обложка

Революционное приложение за месяц

«Новая эра адаптивного спорта»! «Революционное VR-приложение»! Эти и другие, более разговорные, слова и оценки («Круто!», «Какие вы молодцы!», «Спасибо!») звучали на презентации результатов проекта по разработке VR-тренажёра «Следж-хоккей».

Тренажёр готовили сотрудники лаборатории «Digital Humanities» Гуманитарного института СФУ (создана в рамках стратегического проекта СФУ программы «Приоритет 2030»). Заказчиком выступила Красноярская региональная общественная организация родителей по защите прав детей с ограниченными возможностями «Открытые сердца», которая на сегодняшний день объединяет более 300 семей.

Когда хотят подчеркнуть масштаб и качество работы, обычно говорят о том, что процесс был долгий, усилий потратили много. У сотрудников лаборатории СФУ на реализацию проекта ушёл месяц. Да, 6 апреля на странице детской следж-хоккейной команды «Красная молния» появилось объявление о начале такой работы, а уже 6 мая первый этап проекта — прототип VR-тренажёра с полностью разработанной мини-игрой «Точный бросок» представили общественности.

Про то, как спорт адаптирует

Елена Нига, руководитель организации «Открытые сердца», на собственном опыте знает, что такое ребёнок с ограниченными возможностями. Большая часть таких детей не могут самостоятельно ходить, имеют множественные нарушения развития и сложные заболевания. Зачастую мамы растят их в одиночку. Объединившись в организацию «Открытые сердца», родители стараются сделать всё возможное, чтобы качество жизни детей и в целом семей стало лучше. Потому что ребёнок с ОВЗ — это прежде всего человек. И когда семья от мыслей «какие мы несчастные» переходит к активному участию в жизни, это настоящий общий прорыв.

Одна из самых востребованных программ социализации и реабилитации для ребят с ограниченными возможностями — адаптивные виды спорта. В 2010 году была создана первая детская команда по паралимпийскому кёрлингу; затем мы передали эту технологию команде взрослых, так как для детей с ОВЗ этот вид спорта тяжеловат. С 2016 г. осваивают горные лыжи в Фанпарке «Бобровый лог». Наши дети самые дисциплинированные лыжники: с первого снега до последних весенних луж они упорно тренируются. И следующий сезон будет 10-м, юбилейным.

В том же 2016 г. «Открытые сердца» создали и первую в России детскую хоккейную команду. Сейчас таких команд больше 96 по стране. В Лиге адаптивного хоккея уже 3 направления: следж-хоккей, хоккей для детей с ментальными нарушениями и для незрячих детей.

Красноярская команда по следж-хоккею «Красная молния» три последних года привозит золото Всероссийского фестиваля по адаптивному хоккею, в своём дивизионе ребята носят звание трёхкратных чемпионов. Сегодня в команде тренируется 24 человека, самому маленькому спортсмену 7 лет, а старшему 22 года.

Недавно ребята впервые ездили на первенство, пока — в составе сборной команды Екатеринбурга. Сильные игроки есть не в каждой команде, приходится объединяться, но это тоже способствует росту: у когда-то изолированных детей появляются новые друзья, а первенства входят в календари, так что можно говорить о разрядах. Всё это позволяет семьям забывать о болячках и двигаться вперёд.

В 2024 году «Открытые сердца» выиграли президентский грант на организацию «Игр на Енисее». На игры приедут спортсмены из 5 регионов по четырём видам спорта: традиционные следж-хоккей, горные-лыжи и инновационные киберспорт, фиджитал-спорт.

Крупные соревнования диктуют необходимость системной подготовки спортсменов. А ещё ребятам важно оставаться в тренде, быть актуальными. Именно для того, чтобы спортсмены с ОВЗ тоже получали новые предложения, осваивали инновационные подходы в тренировках «Открытые сердца» и обратились в лабораторию СФУ. Так началась разработка VR-тренажёра «Следж-хоккей».

Про секретное оружие лаборатории «Digital Humanities»

Заказчика особенно удивила… душевность исполнителя. «Мы благодарны, что специалисты СФУ откликнулись на наше предложение всем сердцем, — говорит Елена Нига. — Приложение получилось удивительное, яркое, классное. Без эмоционального отношения это было бы невозможно».

Действительно, Степан Колесников, Артём Силинский, Алексей Санин (руководитель лаборатории) первым делом познакомились с ребятами и родителями, пришли на ледовую тренировку, узнали правила игры и аспекты биомоторики следж-хоккея. Сами сели на сани, падали с них, пробовали играть. Зато и продукт сделали на 5+.

Ректору СФУ М.В. Румянцеву, похоже, было приятно, что эта особенность — человеческое отношение к работе — отмечена партнёрами проекта. В какой-то степени отношение объясняется тем, что лаборатория «Digital Humanities» открыта в Гуманитарном институте. В своё время Максим Валерьевич стоял у истоков прикладной цифровой гуманитаристики в университете. Начинали с оцифровки культурного наследия, а теперь вот и актуальная тема виртуальных тренажёров сложилась как один из элементов научно-исследовательской работы гуманитариев СФУ.

«У нас есть профильные институты, развивающие технологии, — отметил Максим Румянцев. — Но гуманитарии имеют панорамное видение и вдумчиво погружаются в работу. Это иногда даже мешает динамичному развитию, но не в данном случае. Я следил за тем, как ведётся работа, и вижу, что проект сложился. Надеюсь, получится выйти на его следующий этап».

А по словам руководителя лаборатории Алексея Санина, главное — что команда сразу увидела высокий потенциал в применении и развитии данного тренажёра. Он не только поможет спортсменам улучшить свои навыки, но привлечёт в спорт и других ребят. Потому что иногда ни родители, ни сами дети не верят, что смогут. Пока не попробуют.

«Мы сделали тренажёр доступным, мобильным и простым, — объясняет Алексей Санин. — Его можно использовать как в спортивных центрах, так и в домашних условиях. Всё, что нужно, — это VR-очки, наше приложение и два метра свободного пространства. И можно приступать к тренировке, независимо от предназначения помещения».

Тренажёр выполнен в формате увлекательной игры, чтобы спортсмены не просто отрабатывали физические навыки (реакция, координация, моторика) в безопасном VR-пространстве, но и вовлекались в процесс. На сегодня подготовлен прототип тренажёра с мини-игрой «Точный бросок». Команда «Красная молния» стала основным тестировщиком продукта.

Тестирование

Приложение выполнено в двух версиях — для компьютера и телефона. Настройки главного меню позволяют выставлять параметры по расстоянию до ворот, по режиму: лёгкий, средний, сложный. Задача — поразить ворота. За попадание начисляются баллы, которые суммируются. Ведётся счёт, есть таблица игр, учитываются пасы, скорость, что в совокупности создаёт соревновательный эффект.

Прямо на презентации два спортсмена-колясочника Радислав Нига и Роман Никулин (кстати, студент Института физической культуры, спорта и туризма СФУ) продемонстрировали возможности тренажёра. Зрители реагировали активно, радовались голам. Радик Нига подчеркнул: одно дело убеждать к занятию спортом словами, и совсем другое ощущение — надеть очки и взять в руки джойстик. А Роман был удивлён. Он занимается кёрлингом («его не брошу, кёрлинг меня направил дальше, до этого сидел дома и боялся высунуться») и представил, как здорово перед соревнованиями с капитаном дистанционно что-то отрабатывать. Захотел попробовать.

Первый заместитель министра спорта Красноярского края Марк Пнёв, посмотрев приложение в действии, отметил, что в голове после всей полученной информации рой вопросов. Одна из проблем для спортсменов с ОВЗ — вынужденные перерывы в тренировках. Навыки, которые с таким трудом нарабатываются, в период застоя быстро утрачиваются. Тренажёр, который позволяет регулярно заниматься, решает эту задачу.

Также у многих людей с инвалидностью есть ряд блок-факторов, которые не позволяют им включиться в активную жизнь. Кто-то не может добраться на спортивный объект, кто-то думает: там все крутые, а я?.. Через подобные технологии облегчается вход людей в спорт и взращивается уверенность в своих силах. Безусловно, тренажёр незаменим для людей на удалённых территориях. А ещё интересным представляется сетевое взаимодействие, когда большое количество людей могут заниматься и соревноваться.

Оценка экспертов однозначна: проект уникален по функциональности и качеству проработки; ни в России, ни за рубежом не существует ничего подобного.

Однако предстоит ещё много работы. Дальнейшее финансирование проекта позволит разработать дополнительные мини-игры, внедрить мультиплеер, интегрировать тренажёр в другие виды спорта.

Ключевая цель всего этого — создать пространство, которое обеспечит доступность спорта в виртуальной среде, независимо от способностей и возможностей здоровья. Тренажёр может стать мощным инструментом для физической активности и социальной интеграции.

Похожие материалы