Обложка

Ирина Максименко: «Студенткой я мечтала открыть собственную химчистку»

Самый высокий результат в конкурсе «Студенческий выбор» (где студенты СФУ определяют лучшего преподавателя года) в номинации «Мастер педагогического искусства» показала преподаватель Института гастрономии, кандидат экономических наук, доцент Ирина Анатольевна МАКСИМЕНКО. Знакомимся с победителем ближе.

— У меня нет страниц в соцсетях. Я никогда не любила и не люблю выставлять напоказ свою личную жизнь, — с такого неожиданного признания начинается наша беседа с лауреатом конкурса. — Помню, в начале 2000-х, когда сети только становились популярными, заходишь первый раз в аудиторию, представляешься, а через 30 секунд поступает вопрос: «О, а вас нет в Одноклассниках? Да у вас нет даже профиля в ВКонтакте?!». Студенты сразу начинают пробивать, искать.

Но на этот раз, так и быть, расскажу о себе. Я замужем, у меня два замечательных сына. Артёму 14 лет, занимается армейским рукопашным боем, а Дамиру 9 лет, увлечён игрой в футбол. Формула моего успеха — любовь к профессии. Когда вижу глаза студентов, как им интересно, и они задают вопросы, — у меня вырастают крылья.

— Ирина Анатольевна, а когда вы выбрали преподавание?

— Что интересно: никогда не мечтала быть преподавателем. Такое могло присниться только в страшном сне. А всё потому, что в 90-е на волне популярности была тема коммерции, бизнеса. Школу я окончила с серебряной медалью. Модное слово «менеджмент» захватило моё воображение. Я видела себя исключительно в образе бизнесвумен. На специальность «Менеджмент» поступила в Красноярский государственный торгово-экономический институт. Ещё в студенчестве родилась бизнес-идея — открыть собственную химчистку. В начале 2000-х в городе таких предприятий практически не было, и мне тогда казалось, что эти услуги будут востребованы. Но инвестиций у двадцатилетней девушки не хватило (смеётся).

В моей дальнейшей судьбе огромную роль сыграла заведующая кафедрой менеджмента, доктор экономических наук, профессор Альбина Николаевна ЧАПЛИНА. Она предложила мне пойти в аспирантуру. Да куда там! Отказалась. Мол, лучше пойду в бизнес. Но бизнес меня не очень-то ждал. Промаявшись лето, в сентябре я всё-таки поступила в аспирантуру и устроилась работать ассистентом на кафедру. Сама не заметила, как втянулась. Защитила кандидатскую диссертацию на тему «Формирование стратегии конкурентоспособности сетевых розничных торговых предприятий». На дворе был 2007 год, бурно набирали обороты розничные торговые сети, и моя тема попала в струю. Защитила диссертацию в Санкт-Петербургском государственном инженерно-экономическом университете и вернулась в родной вуз.

Потом по личным обстоятельствам наша семья переехала в другой город, где я устроилась на работу ведущим специалистом отдела инвестиций и сметного ценообразования ПАО «РусГидро». На производстве приобрела ценный практический опыт, потому что имела дело с проектами. Но в какой-то момент осознала, что это не совсем моё — работа с цифрами, программами, бумагами. Не хватало живого общения со студентами, эмоциональной подпитки, зарядки.

Когда мы вернулись обратно в Красноярск, я сразу обратилась к Альбине Николаевне, спросила, возьмут ли меня обратно на кафедру. Она без раздумий ответила «да». Вот с этого момента и появилось точное понимание, чего я хочу в жизни и что преподавание в вузе — это моё призвание. У меня уже был накоплен практический багаж, которым я могла и хотела делиться со студентами.

С 2017 года преподаю на базовой кафедре высшей школы ресторанного менеджмента. Стояла у истоков образования Института гастрономии и теперь там работаю. Наверное, мне повезло в жизни. Преподаватели, которые когда-то учили меня, теперь мои коллеги и, не побоюсь этого слова, друзья. У нас эффективная команда, уже почти 20 лет вместе.

Жюри оценивает конкурсантов

Жюри оценивает конкурсантов

Непрерывно учиться — это про Максименко. Её научные направления — проектное управление; конкурентоспособность рыночных субъектов. Ирина Анатольевна занимается StartUp-проектами и их монетизацией, инвестициями и бизнес-планированием, вопросами конкурентоспособности и конкурентной устойчивости, стратегическим управлением ресторанного бизнеса.

В 2022 году преподаватель окончила докторантуру и сейчас работает над докторской диссертацией (тема «Теория и методология стратегического управления по критерию конкурентной устойчивости»). В её портфолио 4 монографии, более 40 научных публикаций (из них свыше 20 ВАК, WoS и Scopus), порядка 50 повышений квалификации.

— Квалификацию я повышаю постоянно, — говорит Ирина Анатольевна. — С развитием онлайн-образования, дистанционных курсов это стало более доступно, разнообразно, интересно. Хочется много чего освоить и быть t-shaped специалистом, развиваться не только вглубь своей профессии, но и вширь, охватывая смежные направления, специальности. Есть много разных курсов, но на все реально не хватает времени. Вот сейчас, когда разговариваю с вами, у меня как раз идёт семинар онлайн. Время бежит быстро, изменений во всех сферах масса. Как я могу выходить к студентам, не владея актуальной информацией, и рассказывать о том, что уже устарело?

Почему именно кандидатуру Максименко студенты выдвинули на участие в конкурсе? Всё просто: она не только знает свою дисциплину, но и умеет в интересной форме донести её аудитории. Любимая форма преподавания у Ирины Анатольевны — игротехника. На конкурсе «Студенческий выбор» она провела мастер-класс в формате деловой игры с группой студентов из 15 человек. Это были ребята из различных институтов, разных специальностей и уровня подготовки. Но формат, выбранный педагогом, был понятен и физикам, и лирикам.

— Профиль преподаваемых дисциплин у меня связан с проектным управлением. Когда мы говорим о разработке нового продукта, есть такой этап — Customer Development (методика создания или доработки продукта на основе данных, полученных от потенциальной целевой аудитории, — прим. ред.). И мы этот этап провели в игровой форме. Заказчиками были Деды Морозы из разных стран со своими запросами. А наши проектные команды должны были предложить им свой продукт — снежинки. Но прежде предстояло опросить «заказчиков» и выведать, какие снежинки им нужны — круглые, квадратные или фигурные? Потом вопрос, как можно больше произвести этого продукта и суметь его продать. Мы разделились на несколько команд, были сжатые сроки, что заставило студентов интенсивно думать и принимать нетривиальные решения. Через эту игру можно чётко выявить и распределение ролей: кто-то занимался скрупулёзной работой — вырезанием снежинок; а кто-то, имея коммуникативные навыки, взаимодействовал с заказчиками. Было несколько раундов, в итоге всё прошло динамично, в жёсткий тайминг мы уложились.

— А может, студенты выбрали вас ещё и потому, что вы добрый преподаватель?

— Не могу сказать, что я сильно добрая, умею и жёстко спрашивать. В работе со студентами открытость – самое важное. Если на какой-то вопрос я не могу ответить, то честно говорю об этом ребятам и стараюсь найти ответ к следующей нашей встрече. Стремлюсь к тому, чтобы занятия были обеспечены презентационным материалом, всё максимально систематизирую. У моих студентов более десяти побед в международных конкурсах, олимпиадах, чемпионатах. Для них я всегда в доступе 24/7, хотя это, наверное, неправильно: нелегко так жить.

— Сложные студенты тоже ведь у всех преподавателей встречаются?

— У меня не было! Даже опоздания ребятам прощаю, потому что пробки, а возможно, на работе задержались (на старших курсах многие подрабатывают). Я прекрасно понимаю, что это их не оправдывает, поэтому предупреждаю: «Если пропускаете какое-то занятие, материал есть в электронных курсах, ознакомьтесь». По всем дисциплинам, которые я читаю, есть электронные образовательные курсы. Разрабатывать такие курсы, а потом всё это проверять довольно трудоёмко для преподавателя, но это выход для тех, кто пропускает занятия по уважительной причине. Лучше пусть человек, если он всю ночь отработал, поспит и на свежую голову прочитает материал, чем явится к 8:30 ко мне на занятие и будет спать там. Ребята всё понимают, мне не приходится работать воспитателем. А вообще считаю, что если студенты работают по своей специальности в той сфере, на которой они обучаются, это плюс.

— Можете нарисовать коллективный портрет сегодняшних студентов?

— Они классные! Активны, хотят познавать через деятельность, через процесс, результат. Не боятся пробовать, ошибаться, искать новое. Когда студент выполняет задание нетривиальным способом, например пишет курсовую через GPT-чат, я не занижаю за это отметку. Потому что человек нашёл новый способ решения, раскинул мозгами.

— Время для отдыха — оно есть у вас?

— Недавно мою коллегу с чем-то поздравляли и спросили, как она всё успевает. А та в ответ: «Я только жить не успеваю». Мне эта фраза запала в душу: 24 часа в сутках — это мало. К каждому занятию нужно подготовиться. На научную деятельность тоже необходимо время. Ещё я руковожу магистерской программой «Стратегическое управление в индустрии гостеприимства», занимаюсь её координацией и документальным обеспечением. Приёмная кампания в институте опять же не проходит без меня, я там секретарь. Много работы и задач. Спасибо организаторам конкурса. Они мне прислали на почту те слова, которые студенты написали в мой адрес. Когда читала, слёзы на глазах выступали. Это лучшая награда, дороже всех грамот и статуэток.

— Напоследок ещё расскажите о себе такое, чего студенты и коллеги не знают.

— Люблю ранний подъём (жаворонок). Любимый писатель Виктор Пелевин, а из классиков Лев Толстой. Не пою, не танцую, крестиком не вышиваю, картины не рисую. Иногда удаётся посмотреть стоящий художественный фильм. Из последнего запомнились «Джентльмены» (главные герои — предприниматели, но очень своеобразные! Впечатлила актёрская игра). Путешествовала я уже крайне давно, так как в последние годы постоянно работаю в приёмной комиссии всё лето. Хочется зачастую просто выспаться.

Но есть и серьёзная мечта: освоить цифровые профессии. Очень нужны технические, инженерные, IT-навыки.

Да, чуть не забыла: в детстве я занималась лёгкой атлетикой, а сейчас люблю боулинг. А ещё обожаю разводить цветы! У меня дома настоящий сад. Летом выставляю свои растения на балкон, у меня там целая оранжерея. Нравятся фикусы, пальмы, монстера. Любуюсь ими, и это разгружает эмоционально.

Комментарий организатора конкурса

Диана БРИЦКАЯ, студентка Института нефти и газа, активист Первичной профсоюзной организации студентов СФУ, руководитель конкурса-премии «Студенческий выбор 2023»:

— Конкурс берёт своё начало с 2015 года. Его уникальность в том, что он создаётся студентами для преподавателей. В этом году конкурс состоял из 5 этапов: «Анкетирование», «Формула успеха», «Портфолио», «Мастер-класс», «Управленческие поединки», в которых очно участвовали 10 преподавателей из разных институтов.

На первом этапе конкурса «Анкетирование» студенты отдают свои голоса за лучших, по их мнению, преподавателей. «Формула успеха» — один из важнейших этапов, где конкурсанты рассказывают о себе и своей профессиональной деятельности. «Портфолио» предполагает оценку личных достижений преподавателей в профессиональной деятельности, а также достижений их студентов.

Важно не только хорошо знать свою дисциплину, но и в интересной форме донести её студентам, заинтересовать их, зажечь огонёк, поэтому мы ввели новый этап «Мастер-класс».

Самый резонансный этап — «Управленческие поединки», где преподавателям необходимо аргументировать свою позицию в различных ситуациях.

В этом году мы оценивали конкурсантов в двух номинациях. За звание «Новатор педагогического искусства» соревновались педагоги, чей педагогический стаж менее 10 лет. Здесь победителями стали набравшие равное количество баллов Павел Валерьевич ЛАПО (ЮИ) и Анастасия Эдуардовна ПЕТРУНИНА (ИИФиРЭ).

В номинации «Мастер педагогического искусства», где соревновались педагоги, чей стаж свыше 10 лет, победитель один — Ирина Анатольевна МАКСИМЕНКО (ИГ).

Хочу поблагодарить всех преподавателей за достойную подготовку и участие в конкурсе, это большой путь и бесценный опыт как для преподавателей, так и для организаторов конкурса.

Для нас «Студенческий выбор» больше чем конкурс, мы вкладываем все силы в организацию этапов и создание комфортных условий для преподавателей.

ФОТО РАЗНЫХ ЭТАПОВ КОНКУРСА:

https://vk.com/album-411321_292120906

https://vk.com/album-411321_293155555

https://vk.com/album-411321_293462401

https://vk.com/album-411321_293910807

Похожие материалы