Обложка

Учёный, что рисует джаз

Когда педагог по русскому языку и литературе узнала, что одна из её лучших учениц поступила в технический вуз на направление, которое традиционно принято считать мужским, она не могла сдержать эмоций: «Лена, зачем? Ты же чистый гуманитарий!».

Доцент кафедры прикладной механики Политехнического института СФУ Елена ФЁДОРОВА с улыбкой вспоминает, как расстроилась, узнав, что не прошла по конкурсу на экономический факультет КГТУ. В те годы, как и сейчас, экономика была на пике популярности. Зато на машиностроительный факультет приняли без проблем.

Прошли годы. Елена освоила все тонкости «неженской» специальности «Динамика и прочность машин», стала кандидатом технических наук и влюбила в преподаваемые ею дисциплины не одну сотню студентов.

— У моих родителей технические специальности. Папа авиатехник, мама работала мастером цеха на радиотехническом заводе. Брат программист, — рассказывает преподаватель. — В школе мне нравились литература, русский язык и география. Физику я полюбила только в старших классах благодаря требовательному учителю. Он начал ставить мне тройки, и это задело. Я основательно взялась за предмет и почувствовала невероятный интерес.

В КГТУ поначалу было непросто. Помню, курсовую пишу и думаю: если не справлюсь — наверное, уходить придётся. В итоге справилась, и желания оставить учёбу больше не возникало. Я была даже рада, что не поступила на экономику, которая теперь мне казалась скучной. К выпуску из университета оказалась единственной девушкой в группе.

В сторону науки и преподавания Елена Фёдорова пошла под влиянием своих наставников — в те годы заведующего кафедрой динамики и прочности машин Игоря Александровича ЗЫРЯНОВА, который пригласил её работать на кафедре, и Владимира Викторовича МОСКВИЧЁВА, руководившего базовой кафедрой безопасности технических систем в КГТУ.

— Чем интересен курс «Сопротивление материалов», который я сейчас преподаю? Тем, что за каждым расчётом стоит физическое явление и конкретное применение. Допустим, можно рассчитать прочность различных элементов конструкций, которые нас окружают в повседневной жизни (например, стула, на котором мы сидим, или перекинутого через реку моста), и понять, при какой нагрузке произойдёт разрушение.

Елена Николаевна читает студентам инженерные дисциплины, такие как «Сопротивление материалов», «Теория упругости», а научные исследования проводит в лаборатории прикладного материаловедения Политехнического института и в лаборатории электронной микроскопии ЦКП СФУ. Кроме того, она сотрудник Красноярского филиала Федерального исследовательского центра информационных и вычислительных технологий. Её кандидатская диссертация на тему «Получение и исследование новых керамических материалов на основе нанопорошков оксида алюминия» и сегодня актуальна.

— Материалы диссертации очень помогают мне в текущей работе. Как раз сейчас занимаемся высокотемпературными теплозащитными покрытиями для авиационных лопаток газовых турбин. В структуре этих покрытий используют защитный слой из оксида алюминия. Работаем с «РУСАЛ ИТЦ», выполняем хоздоговоры по разработке защитных покрытий для конструктивных элементов алюминиевых электролизёров, — рассказывает Е.Н. Фёдорова. — Помню, когда писала диссертацию, мы науку делали, как любил говорить мой научный руководитель Андрей Анатольевич БУКАЕМСКИЙ, на майонезных баночках (смеётся) и с помощью других подручных средств ещё советских времён. Сейчас появилось современное оборудование и возможность получать интересные результаты.

Преподаватель участвовала в различных международных научных проектах с лабораториями Франции, Германии, университетами Португалии и Сербии; побывала на различных международных конференциях в Южной Корее, Канаде, Чехии, Великобритании и других странах.

— Несколько лет я координировала сотрудничество СФУ с французскими вузами. Оттуда в Красноярск приезжали коллеги для обсуждения научных проектов, студенты на стажировки по программам обмена, а наши ребята ездили во Францию. Долгое время мы тесно сотрудничали с Политехническим институтом Тулузы, где в лаборатории я получила бесценный опыт работы на различном современном оборудовании, в том числе первый опыт в области электронной микроскопии.

Под руководством Елены Николаевны защитила кандидатскую диссертацию её бывшая студентка Надежда Вячеславовна СУХОДОЕВА. И это только начало.

— Когда видишь, что человек вырос на твоих глазах, защитился, это согревает. Сейчас Надежда работает на нашей кафедре, мы вместе проводим научные исследования в лаборатории. Есть и другие ребята, с которыми мы уже как коллеги и друзья общаемся.

Каким-то чудом она выкраивает свободное время на свои увлечения. Иностранные языки, танцы, спорт, керамика, живопись — всё успевает. Такое ощущение, что в сутках у неё не 24 часа, а больше.

Джазмен

Джазмен

— Когда чем-то увлекаешься, хочется довести до совершенства, — признаётся Елена Николаевна. — Понимаю, что языки освоить на уровне носителя невозможно, но прикоснуться к культуре другой страны, читать и смотреть фильмы в оригинале — это же здорово! Французским языком владею свободно. Любовь к нему привила преподаватель КГТУ Лилия Ивановна АКСЁНОВА, о которой храню светлую память. У нас в Техническом университете был клуб любителей французского языка, где мы проводили много времени. Позже занималась в клубе любителей французского в КНЦ СО РАН. Там же начинала изучать английский, затем продолжила в рамках курсов повышения квалификации в СФУ. Испанский изучала в Центре испанского языка СФУ. Хотелось бы выучить португальский, для работы он бы тоже пригодился. Ещё начинала учить японский и с удовольствием бы продолжила.

А рисовать люблю с детства. Помню, у бабушки в деревне стоял комод с книгами, но все они почему-то были без иллюстраций. Я их читала, а потом рисовала к ним картинки. Уже взрослой научилась писать маслом, освоила техники пастели и акварели. Мой первый педагог по живописи Наталья Валентиновна МУРИНА работает здесь же, в СФУ, в Институте архитектуры и дизайна. Раньше она вела занятия в детской школе искусств. Я их посещала и многому научилась, сейчас в этой же школе учусь писать портреты.

Елена Николаевна пишет также пейзажи, натюрморты. Говорит, когда слышит музыку (а на концертах бывает часто), ей всегда хочется её изобразить. В личной коллекции есть портреты любимых джазовых музыкантов. Но джаз — дело тонкое, и сейчас автор думает над тем, как лучше передать движение в этих работах.

Другое её увлечение — керамика. Обожает гончарничать и лепить из глины, прошла несколько обучающих курсов. Делает посуду, вазы и сама всё расписывает, а потом дарит друзьям и коллегам. Сначала занималась индивидуально в мастерской Натальи САМСОНОВОЙ, потом в гончарной школе «Колокол». Хочет когда-нибудь открыть у себя дома собственную мини-мастерскую живописи и керамики.

Помимо преподавания и науки Елена Фёдорова (загибайте пальцы): знает три иностранных языка, рисует картины, изготавливает керамику, танцует, занимается бегом и горным треккингом, покоряет вершины, погружается под воду (фридайвинг), любит музыку, чтение и путешествия.

Спорт — отдельная глава в биографии. Елена немного занималась фридайвингом с любимыми тренерами Светланой и Владимиром ИВАНИЦКИМИ.

— Они меня научили особенному отношению к воде как к живому существу. Благодаря им такая любовь у меня к этому виду плавания! К сожалению, пришлось временно прервать занятия из-за учебной нагрузки. Но я, конечно же, вернусь.

Увлечена преподаватель также бегом и горным треккингом. Была в Бурятии, на Алтае, а в Красноярском крае — в Ергаках и на Борусе.

— Готовлю себя к альпинизму. Попробовала уже подняться на главную вершину Саян — Мунку-Сардык. Было непросто, но понравилось! Теперь хочу пойти дальше. Всегда беру с собой блокнот, по возможности делаю наброски с натуры.

А ещё есть в моей жизни танцы. Сейчас занимаюсь современным направлением танца хаус (house). Я пока новичок, мало что получается, но преподаватель и ребята в группе классные! — радуется Елена Николаевна.

«Город после дождя»

«Город после дождя»

В соцсетях она не активна, потому что банально жаль тратить на это время. Зато её неуёмная гуманитарная сущность материализовалась в чтении. Читает не с экрана, а именно бумажные книги. Любит Булгакова. Восхищена творчеством Стейнбека. Его повесть «О мышах и людях» кажется ей многослойной и глубокой. Читала её на нескольких языках — русском, английском и французском. Периодически перечитывает Достоевского, Стругацких, Ремарка. Из современной литературы предпочитает детективы на французском, например книги Фред Варгас.

На всякий случай интересуюсь, не пишет ли Елена стихи.

— Пишу, но только для себя. Когда в голове много-много расчётов, мозг таким хитрым способом разгружается, и сами собой рождаются строки.

Она много о чём мечтает. Минувшим летом впервые увидела Фанские горы в Таджикистане. До сих пор перед глазами изумительные виды («хорошо бы туда ещё разок вернуться»). Хотелось бы и Север поближе узнать, полярный Урал, Дальний Восток. Если говорить о зарубежье, то Южную Америку, особенно Патагонию, потому как навеяно ещё Жюлем Верном.

Похожие материалы