Обложка

«Блажен, кто учится, тепло ему на свете»

Лучший преподаватель университета в 2022 году – какой он? Ответ на этот вопрос стал известен первого июня на подведении итогов ежегодного конкурса-премии «Студенческий выбор» в СФУ. Из более 500 преподавателей, первоначально названных в анкетах студентов, по традиции был сформирован топ-10 кандидатов с наибольшим количеством голосов. Второй раз в истории конкурса, который проводится с 2015 года, первое место отдано доктору филологических наук, доценту, заведующей кафедрой теории германских языков и межкультурной коммуникации ИФиЯК Оксане Валериевне МАГИРОВСКОЙ.

По словам одного из руководителей конкурса Анастасии ШИЛЬНИКОВОЙ, в этом году организаторы отказались от этапа «Портфолио», где преподаватели представляли свои достижения, научные статьи, публикации, гранты. Взамен предложили участникам подготовить «Автопортрет» — небольшую презентацию о себе, своих достижениях. Получилось здорово! Преподавателям удалось раскрыться, познакомиться друг с другом. Ещё один новый этап «Электронный курс» навеян пандемией, а оценивали его сами студенты и специалисты отдела информатизации СФУ. Сохранились этапы «Студенческое слово», где ребята готовят ролики о своих любимых преподавателях, и «Управленческий поединок».

— ИФиЯК участвовал в этом конкурсе уже раз пять, и наши преподаватели всегда занимали призовые места, а я приходила их поддержать, — рассказывает Оксана Валериевна Магировская. — Всё познаётся в сравнении. Вижу, что с каждым годом «Студенческий выбор» набирает популярность, привлекает внимание и прессы, и руководства университета. На финальном этапе в этом году присутствовали представители департамента кадровой политики СФУ, проректор по учебной работе Денис Сергеевич ГУЦ. При необходимости можно было задать им напрямую какие-то вопросы.

Фото к тексту Алины Семёновой и Дарьи Перетятькиной

Сама Оксана Валериевна впервые стала участником конкурса в 2020 году. Говорит, когда прошла отборочный тур, была уверена, что, скорее всего, выиграет со своими студентами в этапе научных достижений. И на открытом уроке понимала, что не ударит в грязь лицом.

А нынешний конкурс, по её словам, был непредсказуем и по-другому выстроен.

— Конкурс интересный, но сложность в том, что ты для студентов — самый лучший; круче, интеллектуальнее тебя на свете нет. И я волновалась: а вдруг у меня что-то не получится? Даже когда защищала докторскую, так не переживала, — признаётся победитель. — Все этапы были сложными психологически, особенно «Управленческий поединок». А самый приятный этап — «Студенческое слово». Если честно, я боялась, что ролик, сделанный студентами, не возьмёт за душу, а в итоге, на мой взгляд, он самый изысканный, хотя и занял второе место в рейтинге. В подготовке ролика принимали участие даже мои выпускники, что очень трогательно. Болели за меня не только студенты, но и мои собственные дети.

— Оксана Валериевна, расскажите о себе и о своей семье.

— Я родилась в Кемеровской области, в Новокузнецке. Потом родители переехали в Зеленогорск, где я окончила школу с золотой медалью, поэтому у меня были большие амбиции. Казалось, раз я хороша во всём, то надо бы выбрать московский вуз, но это далеко. Потом хотела подать документы в иркутский институт, но поняла, что мне страшно ехать даже туда. В итоге поступила в Красноярский педагогический институт, который окончила с отличием. В Красноярске живёт моя любимая школьная учительница Наталья Владимировна КАУФМАН, преподаватель русского языка. Мы с ней до сих пор дружим, знаем друг друга более 40 лет. Помню, чтобы мне было комфортно готовиться к вступительным экзаменам, педагог уступила свою квартиру, а сама с семьёй переехала к свекрови. Сейчас Наталья Владимировна — крёстная мама моей дочери. Все думают, что мы родственники.

После окончания учёбы я осталась в родном вузе, работала там до 2009 года, там же написала докторскую диссертацию. Позже вместе с группой коллег перешла в СФУ. Долго к нему привыкала, пока не полюбила. Теперь я не представляю себе другого места работы. И, конечно, не представляю себя без родного ИФиЯК.

— Вы родились гуманитарием или точные науки тоже легко давались?

— Мой дедушка по папиной линии имел техническое образование и обожал математику. Он даже помогал писать курсовые по этому предмету студентам. Единственные книги, которые он читал, — по математике и физике. И мне учителя математики советовали идти на математическое направление, потому что не раз побеждала в олимпиадах. В свою очередь, учителя русского говорили, что язык — это моё, по истории — то же самое. Мама же советовала иностранные языки, и я поступила на англо-немецкое отделение.

Интересно, что моя бабушка по маминой линии — этническая немка, а дедушка латыш. По папе, вероятно, есть французская линия, потому что моя девичья фамилия — старинная, французская — ШАПЕЛЬ. Настоящая дружба народов!

Больше всего я общалась с бабушкой-немкой, каждое лето к ней ездила и слышала немецкую речь, которая меня завораживала. В Кемеровской области есть настоящие этнические немецкие деревни, где люди говорят на родном языке. Картина из детства: моя бабушка через забор общается со своей соседкой по-немецки.

Любовь к языку привела меня не только к преподаванию, но и переводческой профессии: после окончания вуза я одновременно устроилась работать преподавателем в вуз и переводчиком в крупную компанию. Переводом занимаюсь до сих пор: перевожу международные документы по сертификации производства, получению международных кредитов, отчетов для внешнеэкономических организаций. Благодаря работе переводчиком мне удалось побывать в разных странах мира. Мне всегда и везде комфортно с английским языком. Но так как моя дочь сейчас учит китайский (в этом году оканчивает школу и собирается сдавать по этому предмету ЕГЭ), я понимаю, что восточные языки мне как учёному тоже были бы интересны.

— После вуза главным делом жизни стали наука и преподавание. Почему?

— С детства я понимала, что хочу стать учителем, а ещё — иметь много детей. Всё сбылось — у меня двое своих детей и большая студенческая семья. Если меня спросить, что я больше всего люблю — науку, руководящую должность или преподавание, то отвечу — последнее. Иногда бывает тяжело на работе, много отчётов. Но когда захожу в аудиторию, вижу студентов и понимаю, что смогу им многое рассказать и многому научить, уходят куда-то все проблемы.

Я выбрала эту профессию, потому что люблю учиться. А когда любишь учиться, то любишь и учить. Кстати, в ролике, который придумали и сняли студенты, есть перефразированная цитата из Грибоедова: «Блажен, кто учится, тепло ему на свете». В последнее время часто думаю, что могла бы, пожалуй, уйти и в другую область. Например, в психологию. Это тоже моё. Я вижу, что сейчас у студентов реально много проблем. И уверена, что могла бы им помочь.

У меня получилось хорошо воспитать и собственных детей. Сын Дмитрий стал первым 16-летним миллионером в России, потому что работать начал очень рано. В студенчестве он обучался в том числе по программе «Сколково». Сейчас занимается бизнесом, имеет несколько высших образований и учится в аспирантуре СФУ. Он знает специфику малого бизнеса и помогает его развивать частным предпринимателям. Про мою дочь Регину МАГИРОВСКУЮ тоже писала пресса. Она переводит манги с английского и китайского на русский, и это хобби приносит ей хороший доход.

— Помните свою первую педагогическую практику?

— Конечно. Когда на третьем курсе института я вела урок в школе и показывала детям карточки, у меня тряслись руки, потому что велась видеосъёмка. Руки буквально ходили ходуном, и я никак не могла их выправить. Знакомые учителя говорят, что по моим открытым урокам до сих пор учатся.

— В сфере ваших научных интересов — когнитивная лингвистика, жестовые языки. Чем привлекают именно эти направления?

— Когда в 2001 году я защитила кандидатскую диссертацию, в Красноярске не было ни одного доктора наук по лингвистике. Я имею в виду свою специальность — германские языки, теорию языка. Мне повезло: научным консультантом моей докторской был человек №1 в области когнитивной лингвистики Николай Николаевич БОЛДЫРЕВ. Он меня многому научил. И я счастлива осознавать, что принадлежу настоящей научной школе.

А жестовые языки — совсем новое направление. Эту семантическую систему ещё разгадывать и разгадывать. И это несмотря на то, что она появилась гораздо раньше, чем язык звучащий. Научным коллективом ИФиЯК мы выиграли грант по созданию мультимодального электронного корпуса региональных жестовых языков Восточной Сибири. Получился удачный и значимый проект.

— Вы строгий и требовательный преподаватель? Или наоборот — мягкий?

— Студенты считают меня строгой — ни за что не поставлю пятёрку тому, кто на отлично не знает. Но я никогда не кричу и никого не пугаю. Не представляю своей жизни без улыбки, уверенности и спокойствия. В моём институте нет студента, имени которого я бы не помнила и с кем бы не работала. До сих пор мне пишут письма выпускники: кто-то 20 лет назад закончил вуз, кто-то 15. Могу забыть год выпуска, но имена-фамилии помню.

— Чем вы «приворожили» студентов? Применяете какие-то «секретные» практики?

— Мне кажется, профессионализмом. Я люблю то, что делаю. Никогда не могу закончить занятие вовремя, всю перемену меня кто-то о чём-то спрашивает.

— В конкурсе вы победили дважды. Умеете ли проигрывать?

— Если честно, не умею. И грустить не умею. У нас в семье так: ты зашёл домой, закрыл дверь — и оставил за порогом все свои проблемы. Во многом благодаря этому я могу сказать, что мне в жизни удалось всё: замечательные дети, любящий муж, хорошие родители, профессиональные коллеги. Я вообще из семьи успешных людей. Папа мой был руководителем, которого выбрали сами работники предприятия. А потом, когда он уже не был директором, в рейтинге самых известных людей в городе занял 4 место. Представляете? На первом месте — мэр города, а 4 место — ШАПЕЛЬ Валерий Николаевич. И рядом с фамилией пояснение: «человек, который себя никак не рекламирует». И вот эта идея — «просто человек» — самая главная для нашей семьи.

Мне тут приснился сон, что я стала министром образования страны. Проснулась в ужасе... Думаю: ну я же не откажусь, это ведь надо делать кому-то. И понимаю, что тогда совсем не буду себе принадлежать. Рассказала сон родным, а они в ответ: «Не дай бог!». Если серьёзно, грандиозных планов я не строю, хочу просто жить и общаться с людьми, которые мне дороги.

Итоговый рейтинг конкурса

Итоговый рейтинг конкурса

Похожие материалы