Хип-хоп с точки зрения лингвиста

Аспирантка кафедры теории германских языков и межкультурной коммуникации Института филологии и языковой коммуникации СФУ Яна ЯНЧЕНКО готовит к защите кандидатскую диссертацию на тему «Хип-хоп-дискурс как способ конструирования реальности: концептуальный, культурологический, социолингвистический аспекты» (научный руководитель — доктор филологических наук Оксана Валериевна МАГИРОВСКАЯ).

Часто термин «хип-хоп» используют для обозначения исполнения рэпа, хотя он более точно обозначает практику всей субкультуры. Автор изучала специфику субкультуры хип-хопа, носителями которой являются жители бедного района Нью-Йорка, объединённые общими социально-экономическими условиями жизни, ценностями, образом жизни, особой бунтарской идеологией.

— Я исследую особенности американского хип-хопа как культуры, а музыка этой культуры сейчас очень популярна, большая часть песен в чартах — как раз хип-хоп, — поясняет выбор темы Яна Янченко. — В разных странах хип-хоп свой, уникальный, но все его разновидности появились на базе американского, потом уже трансформировались.

Хип-хоп зародился в 1970-х годах в афроамериканской и латиноамериканской уличной среде Бронкса, района Нью-Йорка, и получил широкое распространение по всему миру.

Основной идеей хип-хопа США считается выражение своей позиции, протест против расизма и отстаивание своих гражданских прав. Именно из-за идеологии мне всегда нравилась такая музыка и была интересна субкультура.

Хип-хоп-дискурс отражает особый ментальный мир его участников. При этом, несмотря на то что хип-хоп существует уже более полувека и присутствует во многих сферах, данная субкультура не получила широкого научного освещения как в рамках гуманитарных исследований, так и в области лингвистической науки.

— Какую задачу вы ставили, приступая к работе, и какие выводы сделали?

— Моя задача — выявить и описать основные лингвистические особенности субкультуры американского хип-хопа. Объектом исследования является хип-хоп дискурс, т.е. песенный текст с вербальным и невербальным содержанием, контекстом и экстралингвистическими факторами. У субкультуры хип-хопа есть свои ценности, свой идеальный образ жизни, факторы формирования. А расизм до сих пор остаётся проблемой в США, вот почему рэперы выражают протест, стремление к равноправию в своих текстах. И получается, что расизм — одна из основных тем, вокруг которой строится система знаний и ценностей участников субкультуры.

Другой отличительной чертой является насилие. Хип-хоп-дискурс довольно груб, что объясняется нищетой, безработицей и высоким криминальным уровнем населения бедных районов. Эти люди не имели доступа к хорошему образованию, и единственным выходом для них порой становился криминал. Вот почему в текстах мы встречаем табуированную лексику, вульгаризмы, нарушение всех грамматических правил.

— Вы общались с рэперами вживую?

— Общалась с одним на форуме в интернете. Это Rinsa Malone, он говорит, что занятие музыкой помогает ему и многим его товарищам самовыражаться, а в прошлом, возможно, спасло его от неправильного и даже преступного пути.

— Какие удивления и открытия случились за время исследования?

— Я удивилась такой особенности хип-хопа, как быстрая реакция на всё, что происходит в мире. То есть эта культура очень социальна и моментально реагирует на изменения в жизни общества. Например, в 2020 году были беспорядки и массовые акции «Black Lives Matter» после убийства полицейскими афроамериканца Джорджа Флойда. И буквально через несколько недель в топы и чарты попали песни с апелляцией к этой ситуации.

Политические решения также становятся причиной появления новых тем. Например, в песенных текстах встречается много упоминаний Дональда ТРАМПА: американское хип-хоп-сообщество плохо к нему относится, и его имя окружено вульгаризмами. Кроме того, хип-хоп-дискурс довольно религиозен, потому в нём встречается множество отсылок к религиозным текстам, и не просто к общеизвестным фактам из Библии, а к писаниям, частям из писаний. Их мне пришлось пристально изучать, потому что без этого я бы не поняла, что имелось в виду.

Много в текстах имён собственных. Это имена активистов, которые боролись за права чернокожих, и рассказ, как и за что их убили. Много имён жертв полицейского произвола, а это лишний раз указывает на проблему расизма. В этих текстах лексика уже более чуткая, эмпатичная: говорится, что это жертвы, и умерли они несправедливо.

В тексте песни The Ruler’s Back («Правитель вернулся»), которую исполняет Jay-Z, названы имена трёх борцов за права чернокожего населения (Rosa Parks, Malcolm X и Martin Luther). Борцы Malcolm X и Martin Luther были застрелены во время своих публичных выступлений. Указанные общественные активисты являются значимыми для субкультуры личностями и примерами для подражания. Вот небольшой фрагмент: «I'm representin' for the seat where Rosa Parks sat // Where Malcolm X was shot, where Martin Luther was popped» («Я отстаиваю честь тех мест, где сидела Роза Паркс // Где застрелили Малкольма Икса, где грохнули Мартина Лютера Кинга»). В этой песне сделаны отсылки к конкретным ситуациям: Rosa Parks во время автобусной поездки отказалась по просьбе водителя уступить место белому пассажиру в секции салона для цветных. После этого случая началась волна протестов, и Роза Паркс стала влиятельной общественной деятельницей.

Ещё в хип-хоп-дискурсе распространена тема зависти и предательства. Как пример — апелляция к предательству Иисуса Иудой за тридцать сребреников, это воспроизводится во многих песенных произведениях.

Также удивительно, что у исполнителей и слушателей хип-хопа ярко выражены границы своего-чужого, понятие идентичности. Это видно по языку, стилю, образу жизни.

Хип-хоп-дискурс как бы делит общество на «своих» и «чужих», и сразу видно, кто является участником данной субкультуры, а кто нет, что показывает, насколько сложно в неё внедриться.

— Как реагируют коллеги, студенты, когда узнают о теме вашей диссертации?

— Все удивляются, потому что я выгляжу довольно традиционно, «социально приемлемо», а хип-хоп считается чем-то резким и не достойным внимания интеллигенции. Я пытаюсь объяснить, в чём суть, и убедить, что всё не так, как на первый взгляд кажется. Хип-хоп считается аморальным, низким, деградирующим стилем культуры в музыке. Однако по текстам я поняла, что это не так, и доказала это в процессе работы над диссертацией. На сегодняшний день у меня вышло семь публикаций по результатам исследования песенных текстов.

И ещё об интересных наблюдениях. Мы сейчас проводим опрос-анкетирование слушателей хип-хопа, свободно говорящих на английском. И в анкете есть вопросы: считаете ли вы хип-хоп мотивацией, подвигает ли он вас делать что-то хорошее, полезное для общества или наоборот — ведёт к агрессии? Большинство из тех, кого мы опросили, считают, что хип-хоп позволяет молодым американцам не вставать на путь криминала и употребления наркотиков, а идти в сторону образования, мотивирует на получение достойных профессий. Данное открытие также выступает аргументом в пользу важности научного исследования хип-хопа.

— Вы упомянули, что хип-хоп влияет на манеру общения, стиль одежды...

— Поскольку хип-хоп — это субкультура, здесь есть определённый стиль, а современный хип-хоп даже определяет моду. В клипах исполнители активно демонстрируют, какие крутые у них машины, какая дорогая одежда, сколько у них домов и т. д. Такая тема материализма и демонстративного потребления наиболее распространена в самых популярных коммерциализированных песнях.

— Получается, что хип-хоп не только помогает выжить и найти себя в этом мире... А зачем рэперам эти дорогие вещи, если их аудитория — социальные низы??

— Причина в таком демонстративном потреблении заключается, по мнению исследователей, в отсутствии равных с белокожим населением прав и возможностей, доступа к высокому уровню жизни, позволяющему обладать дорогостоящими вещами.

Что ещё интересно? Хип-хоп не только задаёт модные тенденции, но и влияет на коммуникацию. Лингвистические средства хип-хопа молодые афроамериканцы переносят в свою бытовую речь, в соцсети. Хип-хоп — наиболее популярное культурное направление преимущественно среди молодёжи, и среди наших студентов есть его фанаты, что прослеживается в их культуре общения и внешнем виде.

— На какие работы вы опираетесьв своём исследовании? Что сделано до вас? Много ли в России лингвистов, кто изучает хип-хоп?

— Лингвисты широко изучают песенный дискурс, а хип-хоп — это песенный жанр. Мы опираемся на работы об особенностях песенного дискурса, потому что в песнях любого жанра передаются основные ценности какого-то сообщества. Используем и исследования зарубежных лингвистов. Особенно интересно выяснять, откуда приходят различные, свойственные афроамериканцам — участникам субкультуры, лексические средства, грамматические конструкции. Они у них отличаются от традиционного английского языка, потому что есть определённый афроамериканский диалект, корни которого идут ещё от африканских языков.

— Какие ваши любимые исполнители и конкретные композиции?

— Мне нравится период, который называют золотой эрой хип-хопа — это конец 80-х — начало 90-х. Его основные темы — как раз отстаивание своих прав, выражение протеста против системы, которая ущемляет права афроамериканцев.

— На каком этапе исследования сейчас находитесь?

— На завершающем. Защита должна состояться в ближайшие месяцы. Пожелайте мне удачи!

Похожие материалы