Обложка

Сессия «супергероев»

Какими навыками и качествами должен обладать идеальный староста? С какими задачами супергерои (так иногда называют старост однокурсники) справляются ежедневно? Есть ли примеры успешных практик работы старостата в институтах СФУ? Эти и другие вопросы обсуждали участники первой проектной сессии старост, инициированной университетским отделом воспитательной работы.

Староста — не просто главный представитель группы, отвечающий за посещаемость, связующее звено с руководством университета, а ещё и лидер, что ярко проявилось в ходе проектной сессии. Почему возникла нужда в такой встрече? В СФУ много активистов, и с ними выстроено взаимодействие; со старостами тоже работают учебные отделы, заместители директоров институтов, а вот общеуниверситетской координации нет.

Всего в университете 1009 старост!
(столько у нас учебных групп на очном обучении на 1.02.2022

— Мы ожидали, что в сессии примут участие порядка 30-35 человек, но оказалось в два раза больше, хотя никто никого не принуждал. Пришли те, кому действительно нравится эта миссия. Ребята знакомились друг с другом, обменивались опытом. Управление социально-воспитательной работы СФУ видит в работе старост очень ценный ресурс, и такая партнёрская работа со студенчеством позволит развивать университет совместными усилиями по разным направлениям. К сожалению, в нашем университете пока нет единого документа, который бы очень подробно описывал деятельность старост, закреплял их задачи, обязанности, права и т.д. Для того чтобы выстроить эту систему эффективно для всех участников, и нужна была проектная сессия. Мы увидели, как горят у ребят глаза, поняли, что они готовы развиваться и становиться лучше, — поясняет начальник отдела воспитательной работы Рузанна МИРОНОВА.

Одним из самых интересных моментов проект-сессии стало выступление отдельных старост с презентацией лучших практик. Например, на высоте старостат в Институте экономики, государственного управления и финансов.

— Вот уже три года, как мы отошли от классических функций старост (ведение журнала и связь с преподавателями) и пытаемся развиваться. На каждом курсе у нас есть координатор — проще говоря, «староста старост», это очень помогает. Даже если старосты групп не знают, как поступить в той или иной ситуации, координаторы всегда в курсе! — рассказывает заместитель председателя старостата ИЭГУиФ Жанна МИРОНОВА. — Ежегодно мы даём оценку каждому старосте и каждому координатору, что позволяет вовремя принять меры, если в работе что-то проседает. Хорошую штуку мы придумали в прошлом году — создали базу внеучебной деятельности студентов, что сильно облегчает задачу поиска и приглашения людей на те или иные мероприятия, проекты и встречи. В базе указаны умения, интересы студентов — музыкальные, спортивные, научные, в сфере журналистики и другие. Старостат работает как часы: каждый староста чётко знает свои обязанности; информирование студентов происходит моментально, и ни один вопрос не остаётся без ответа.

— Мы попытались копнуть историю, поинтересовались, как раньше строилась работа старост. Поняли, что функции и задачи старост в институтах разнятся, — продолжает начальник отдела воспитательной работы Р. Миронова. — Сейчас где-то ребята просто выступают в качестве информаторов (передать или взять информацию из группы), а где-то старосты выполняют роль актива института и сами организуют мероприятия, выступают инициаторами проектов, событий. Наша мечта — чтобы в каждом институте был настоящий актив старост.

Как мы эту структуру себе представляем? В некоторых институтах уже существуют старостаты — это что-то вроде органа студенческого самоуправления, который собирается, решает общие задачи, проводит планёрки, организует события. В каких-то институтах такого органа нет, но благодаря проектной сессии и выступлению спикеров — активистов ИЭГУиФ и ИФБиБТ, ребята увидели, что эта практика оправдала себя. Наша мечта воплотится, в идеале, когда в каждом из институтов сформируются профессиональные комьюнити из старост, которые активно будут взаимодействовать с одногруппниками и администрацией институтов, и мы рады, что идею создания старостатов поддержало большинство участников сессии.

— Рузанна Аксановна, какие вопросы задавали ребята спикерам?

— Вопросов было много. Например, интересовались, каким образом старостаты вписываются в структуру института? Являются ли они самостоятельной единицей на фоне других сообществ либо выполняют свою автономную функцию внутри молодёжных центров? Кстати, оба варианта имеют место быть. Участники сессии спрашивали, как активистам удаётся совмещать хорошую учёбу и насыщенную общественную жизнь и т. д.

— Какие ожидаются перемены после проектной сессии?

— Мы с ребятами обсудили, какие задачи они выполняют в своих институтах, какие умения для этого необходимы, чем полезна их деятельность для учебной группы, института, вуза. За пять минут ребята «нарисовали» портрет идеального старосты. Назвали 55 основных качеств, а потом из них выделили 15 главных, в том числе: стрессоустойчивость, упорство, толерантность, креативность, настойчивость, самокритичность, эрудированность, многозадачность, ответственность и др.

Проект-сессия помогла нам услышать студентов, получить от них обратную связь. Все данные мы используем для того, чтобы сформулировать и описать концепцию деятельности старост СФУ. Эта концепция станет основой для разработки положения о деятельности старост.

На 2022 год мы запланировали беспрецедентное для нашего университета событие — проведём большую школу старост СФУ. Мероприятие состоится в сентябре 2022 года и охватит новый набор первокурсников. Школа будет проводиться для всех институтов одновременно, поэтому ребята, которые проявили себя максимально активно во время проектной сессии, смогут стать не только участниками, но и организаторами. Хочу напомнить, что накануне сессии была создана группа в ВК «Старосты СФУ». Чтобы быть в курсе всего происходящего, советую подписаться.

Похожие материалы