Обложка

Студенчество как оно есть

Понятно, что студенты во все времена есть разные. Но всё-таки... Как меняются студенты со временем и что принципиально отличает сегодняшних? Этот вопрос мы задали преподавателям СФУ разных поколений.

«Пирамида» конкуренции

Досье. Доктор физико-математических наук, профессор кафедры математического анализа и дифференциальных уравнений ИМиФИ СФУ Александр Анатольевич ШЛАПУНОВ в 1992 году окончил математический факультет КГУ с красным дипломом. В 1996 году получил также диплом Пизанского университета (Италия) по специальности «Математика». Стаж работы 26 лет. Во время обучения в университете был одним из лидеров Студенческого научного общества и одним из организаторов Дней математика с 1987 по 1992 гг. В 1987 году в составе студенческого отряда ходил по Енисею на теплоходе от Красноярска до Дудинки, показывал местным жителям, как выглядит компьютер, и рассказывал о сложной науке информатике.

— Когда в 1986 году я поступал на матфак КГУ, несмотря на хорошую подготовку (родственники тоже математики), испытал шок от того, как сильно отличалось университетское образование от школьного! Сейчас сплошь и рядом студенты-математики слабо подготовлены и в результате — апатия, неумение бороться, адаптироваться. Этому их не научила школа. После 11 класса ребята понимают: надо куда-то поступать, а выбрать не могут. В советское время, даже если человек поступал «не туда», это компенсировалось тем, что он всё равно мог вписаться в общество, потому что существовала государственная система распределения. Выпускник в СССР чувствовал себя более защищённым, знал, что не останется с дипломом без работы.

Какое-то время я работал в Германии, в Потсдамском университете, где у студентов ответственное отношение к учёбе.

Дело в том, что немецкая молодёжь приходит в «абитуру» в более зрелом возрасте, в 20 лет, и уже ориентирована на осознанный выбор вуза.

Сейчас, как и 20-30 лет назад, среди студентов-математиков ребят с особым математическим складом ума около 5 процентов. Они и адаптацию проходят быстро, и находят себе научного руководителя, и продолжают развиваться профессионально, и быстро вырываются в лидеры, поступают в магистратуру, находят себя. А так называемая серединка сошла на нет, хотя прежде была существенной и «поддавливала» лучших. Сейчас большинство студентов сразу попадают в отстающие, не могут приспособиться. Нехорошая тенденция — отсутствие конкуренции в студенческой среде. Для эволюции образования важна «пирамида»: наверху лучшие, снизу поддавливают, и это заставляет двигаться всю систему.

— Я обычно начинаю курс с простых вещей. Но как только идёт материал посложнее, многие начинают отставать и даже не пытаются догнать. Не хватает отдачи, а для лектора — это всегда удар. Но и понижать уровень сложности нельзя, конкуренты в затылок дышат: иркутский, томский, новосибирский университеты.

В 80–90-е годы, если студенты не справлялись с нагрузкой в университете, они могли перейти в институт «второго эшелона». Из моего курса многие доучивались в пединституте и довольно успешно. Сейчас поменять вуз гораздо сложнее.

У сегодняшних студентов отсутствует желание адаптироваться. По новому закону об образовании вуз имеет право не отчислять задолжников до самого первого госэкзамена, то есть до 4 курса, в надежде, что они проснутся и доучатся. Студент может уйти в академический отпуск (мол, заболел, испытываю стресс и прочее). Как ситуацию переломить? Фактически надо менять закон об образовании. Я не говорю, что давление должно быть, как в 60-70-х годах, когда система в вузах была жёсткой. Вот представьте: 8 зачётов, 3 экзамена. Если не сдал хотя бы один зачёт, даже по физкультуре, — не допускают к экзаменам, а как только три долга накопил — сразу отчисляют. Думаю, сейчас наши студенты в такой системе долго не протянули бы.

И об инфантилизме. Я преподаю у ребят довольно сложную дисциплину «Математический анализ». В какой-то момент заметил у одной из студенток явные способности к чистой математике. Но мама сказала ей: «Зачем тебе наука? Она разве прокормит?». Девушка послушалась и выбрала другую специализацию. Жаль — такой талант встретишь не часто.

Поделюсь ещё одним наблюдением: ребята, поступающие к нам из других городов, взрослеют гораздо быстрее. И несмотря на то что уровень подготовки в красноярских школах выше, чем по краю, иногородние быстрее адаптируются.

Другой принципиальный момент — удалённое обучение. Я убеждён, что это массовое образование для бедных. Учатся не у компьютеров, не у программ, не у книг — учатся у людей. Во всяком случае, богатые точно будут обучаться у людей. Но это несправедливо: талант может родиться в любой семье. И если мы такую сегрегацию устраиваем, то какую-то талантливую часть молодёжи просто отсекаем. С точки зрения государства — это разбазаривание ресурса.

Что неплохо в сегодняшних студентах? Для математики важно свободное мышление, а сейчас свободно мыслящих людей гораздо больше, чем в 70-х годах, можно посмотреть на какие-то предметы и с одной, и с другой стороны. Хорошо, что студенты склонны к дискуссии, это важно для многих дисциплин.

Студент пишущий

Досье. Доктор филологических наук, заведующая кафедрой теории германских языков и межкультурной коммуникации ИФиЯК Оксана Валериевна МАГИРОВСКАЯ в 1993 году окончила с отличием Красноярский педагогический институт. В Сибирском федеральном университете работает более 10 лет. Общий стаж работы — 29 лет. В 2020 году стала победителем конкурса-премии «Студенческий выбор-2020». Сфера научных интересов — когнитивная лингвистика, теория дискурса, жестовые языки. В студенческие годы активно занималась языками, была переводчиком и редактором англоязычных версий журналов организаций г. Красноярска, стремящихся выходить на международный рынок.

— Умение работать с интернетом обеспечивает доступ ко всей необходимой информации. И сейчас, если студенту что-то на самом деле интересно, он может узнать об этом быстро и в большом объёме. Как правило, такие ребята обладают компетенциями высочайшего уровня. Они конкурируют со студентами ведущих европейских и американских вузов, выдерживают высокорейтинговые конкурсы и поступают на магистерские программы в различных городах мира.

Современный студент умеет делать много дел сразу. Иногда кажется, что он невнимателен на лекции или на семинаре, занят своим планшетом. Но стоит задать вопрос — и ответ на него есть всегда.

Вопрос повторять не нужно, студент сразу же включается в диалог. Сегодня ребятам нравятся все виды творческих заданий, для рутинной монотонной работы они не созданы.

Студенты становятся более требовательными к окружающим (к преподавателям, в частности). Они хотят учиться только у суперпрофессионалов. Это часто продиктовано стремлением получить всё знание в аудитории, не прикладывая к этому собственных усилий. Раньше студент был более требователен к себе, много работал самостоятельно. Современный студент менее ответственный. Работы, как правило, сдаются в последний момент или позже срока. Меньшая требовательность к себе часто приводит к неуспеху и депрессии, определённой степени манипулятивности по отношению к преподавателям и родителям.

Современный студент — «человек пишущий». Все вопросы, которые необходимо решить, обычно задаёт в письменной форме. При этом просьба/требование изложены подробно, все конвенции вежливости соблюдены. Нередко случаются ситуации, когда преподаватель получает письмо от студента, который ещё только минут 20 назад был у него на занятии.

Раньше студент только учился, а подрабатывал (и то в редких случаях) на выпускном курсе. Сейчас начинают работать рано, часто с первого курса. В результате смещаются приоритеты: интерес к получению профессионального знания заменяется желанием быть финансово обеспеченным. Если стоит выбор между посещением занятий и работой, то выбор всегда в пользу последней.

Выпускники предпочитают работать в свободном режиме и в дистанционном формате. Здесь в полной мере проявляется вся их творческая направленность. Ведь умение быть конкурентоспособным в современном мире часто предполагает умение быть более креативным и оптимистичным по сравнению с другими. Радует тот факт, что самые ответственные и знающие свою специальность студенты остаются работать в вузе. Это уже тенденция последних 3-5 лет. Именно поэтому на кафедрах и в структурах СФУ много молодых кадров.

Культурная трансмиссия

Досье. Доцент, кандидат философских наук Антонида Константиновна ЛУКИНА преподаёт почти полвека. Сейчас заведует кафедрой общей и социальной педагогики СФУ. Сфера научных интересов — различные аспекты социальной педагогики и социальной работы, молодёжной политики и образования, хотя оканчивала Антонида Константиновна Красноярский госуниверситет по специальности «Физика». В студенчестве активно занималась спортом, играла в сборной Красноярского края по ручному мячу, была командиром первого женского стройотряда в университете.

— Сейчас другие темпы жизни, устремления, взаимоотношения, и это естественно. В советское время моя приятельница защищала диссертацию про идеалы молодёжи. В наши дни даже само это слово «идеал» ушло из лексикона, а речь — всегда отражение сознания. Откуда же идеалам взяться в сознании студентов? Не секрет, что молодёжь стала более прагматичной. Даже в школе дети шагу не ступят, пока им не пообещают хорошую отметку. Отношения между студентами и преподавателями формализовались, да и общностей студенческо-преподавательских стало значительно меньше, чем раньше.

Замечаю, что у студентов отсутствует критическое мышление, есть критиканство. Они либо легко верят на слово, либо, наоборот, не верят, но опять же бездоказательно. Две крайности. Не могут отстаивать свою точку зрения, спорить аргументированно. Мне кажется, как только мы ввели какие-то программы развития критического мышления в образование, так это самое мышление стало исчезать из сознания людей. Отсюда — битвы экстрасенсов, увлечение мистицизмом и прочее. В пору моей молодости студенты высказывали разные точки зрения, не принимали всё сразу на веру, а обсуждали, искали аргументы, спорили. Меня недавно огорошила выпускница бакалавриата, сказав, что прошлого и будущего нет, надо жить только настоящим. Но ведь человек без прошлого и будущего — это животное!

Иногда слышу разговоры студентов о советском времени. Ребята говорят, как тогда ВСЁ было плохо. А пытались ли они хотя бы выяснить, как всё было на самом деле? Автор книги «Текучая современность» Зигмунт БАУМАН писал: чтобы сформировалось критическое мышление, необходимо устойчивое мировоззренческое ядро. Поскольку мы сейчас не имеем устойчивой системы общественных ценностей, то и ядра нет, а только гибкая оболочка, позволяющая человеку приспосабливаться к требованиям сегодняшнего дня.

Другая проблема современного студенчества — отсутствие любопытства. Мне кажется, изобилие информации его начисто убивает. Почему информации много, а знания нет? Да потому что знание — это информация переработанная, присвоенная, ставшая частью твоей внутренней картины мира.

Отдельно о дистанционном обучении. Чем всегда была ценна студенческая жизнь? Тусовками, студенческой дружбой. Такая дружба если случилась, то навсегда. Мы со своими однокурсниками до сих пор встречаемся. Но сейчас идеологи новых моделей образования твердят, что «дистанционка» — это наше всё. Понятно, что обучать таким способом намного дешевле. Но если мы начнём всё удешевлять, то отберём у людей самое главное — человеческие общности. Вне живой общности люди теряют свой облик. Человек — существо социальное, и ему нужен реальный, настоящий контакт.

Изменился качественный состав студентов. У нас на потоке было несколько парней после армии, и они составляли ядро курса. Теперь после армии в вуз практически не приходят.

И в прежние годы студенты работали, и сейчас. Разница в том, что в наше время старались, чтобы работа не мешала учёбе. Сейчас одна моя студентка, приходя на занятия, сразу садится подальше и спит. Мне не ясно, зачем она учится и зачем вуз на неё силы тратит? Раньше, когда студент пропускал занятия, были отработки. И лекции переписывали вручную, а сейчас курсовые из интернета скачивают. Хорошо, если преподаватель успевает проверить работу на оригинальность.

Забавно, что нынешних студентов опекают взрослые. Раньше даже мысли не возникало, чтобы на вручение дипломов приходили родители. А теперь не только мамы-папы, но и бабушки-дедушки на церемонии присутствуют.

В отличие от предыдущих поколений нынешние студенты не начитанны. Не так давно я испытала культурный шок. Зашла в краевую юношескую библиотеку, а там стоит изданный в Японии и потом переведённый обратно на русский язык комикс по роману Достоевского «Братья Карамазовы» — толстая книга с картинками. Такая вот культурная трансмиссия!

Мои бакалавры, будущие психологи-педагоги, тоже читают мало. Я им говорю: книги Стругацких — это лучшие учебники по педагогике. Любую открывайте и вытаскивайте педагогический смысл. Хоть «Отягощённые злом....», хоть «Улитка на склоне». Но слушатели делают большие глаза, мол, при чём тут художественное произведение и педагогика? Приходится «вылавливать» вместе с ними смыслы и содержание.

А ещё беспокоит то, что жизнь всё более формализуется и бюрократизируется. Нужно составлять портфолио, доказывать факт своего существования и деятельности десятью бумажками, причём легче что-то сделать, чем потом доказать. И это отражается на студентах. Получается, мы сами насаждаем прагматизм, а они вынуждены слушаться. И порой бывает противно, что мы работу студентов оцениваем по портфолио. Теперь они должны всякое доброе дело документировать. Грубо говоря, бабушку через дорогу перевёл — попроси у неё подпись.

Я не хочу сказать, что сегодня студенты стали хуже. Они отвечают своему времени! Всегда радостно, когда появляются отдельные «звёздочки», те, кто учится по призванию, те, кто к детям на практику идёт, чтобы им помочь сделать жизнь интереснее, а не только ради зачёта. Вот ради них и стоит работать, даже если это — один на поток.

«Не за красивые глаза»

Досье. Ольга Викторовна ФЕЛЬДЕ, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка и речевой коммуникации, заместитель директора ИФиЯК СФУ по научной работе, член-корреспондент Сибирской академии наук высшей школы. Преподаёт более 35 лет.

— И в докомпьютерную эпоху, и теперь, в век новых технологий, студенты — РАЗНЫЕ. Всегда были умные, креативные, талантливые, патриотичные, воспитанные молодые люди. Потом на радость мне и моим коллегам они становились учёными, поэтами, журналистами, учителями, чиновниками. А были и те, кто несколько легкомысленно относился к учёбе и собственной жизни. Но глупыми и троечники никогда не были. Чтение книг, изучение основ языкознания «ум в порядок приводят» не хуже математики.

Не понимаю и не принимаю тех, кто утверждает, что нынешняя молодёжь — это потерянное поколение. Мне кажется, так говорят люди, которые давно и безнадёжно сами потерялись во времени. Порой просто хочется их пригласить на семинар к нашим студентам, чтобы у них прибавилось оптимизма.

Я всегда уважала и любила своих студентов и аспирантов. У нас ведь одна особенная (филологическая!) группа крови. Но несколько лет назад мне посчастливилось выйти за пределы сугубо филологического и «инязовского» миров — начала вести курсы «Введение в языкознание», «Общее языкознание» для будущих военных переводчиков и «Теорию и практику эффективного речевого общения» для первокурсников факультета экономической безопасности. Убедилась: можно быть спокойной за страну. Умные, дисциплинированные, ответственные, творческие люди покинут стены нашего университета. Недавно экономисты сдавали мне зачёт. Им было непросто (я никогда не ставлю зачёт или экзамен «за красивые глаза»). Нужно было пройти четыре важных контрольных этапа. Прошли! Даже сказала им на последнем этапе: «Как же я рада за ваших родителей и школьных учителей. То, что вы такие «классные», — это их заслуга!».

Еще мнения преподавателей ИФиЯК СФУ

Башкова Ирина Венадьевна:

— Как это ни удивительно, студенты не изменились. Во все времена среди них были те, кто с интересом учится, и те, кто не любит учиться. Может быть, появилось больше студентов, которые настаивают на получении более высокой оценки. Для этой категории людей оценка важнее знаний. Но творческих, умных молодых людей и сейчас очень много! Не меньше, чем раньше! Но и не больше».

Евсеева Ирина Владимировна:

— Студент советских времён верил в приметы, кто-то в шутку, а кто-то всерьёз. Приметы, среди прочего (анекдоты, поговорки, шутки, розыгрыши и др.), формировали студенческий фольклор того периода. Например, в ночь перед экзаменом нужно было положить пятак (пять копеек) под подушку — получишь пять баллов. Кто-то клал пятак под левую пятку, идя на экзамен. Ерунда, конечно, но некоторые верили! А если не верили, то иногда клали пятак — на всякий случай. Студенты, живущие по принципу, отображённому в специфической поговорке «От сессии до сессии живут студенты весело», перед экзаменом/зачётом высовывались в окно и кричали: «Мать, халява, помоги!». Чтобы студент хорошо сдал экзамен, ближайшее окружение должно было ругать этого студента во время экзамена. Если успешно сдал предыдущий экзамен/зачёт, на следующий надо было идти в этой же одежде — «везучей». Была вера в «счастливый билет», номер которого писали на руке, а брать билет нужно было именно этой рукой.

Разного рода приметы, расхожие анекдоты и подобные продукты советского студенческого фольклора — это, думаю, не что иное, как способ развлечься, отвлечься от сессионного волнения. Современный студент (специально выяснила!) подобного рода приметы, а точнее – применение их на практике, назвал бы «зашкваром» (Гугл помог определить значение этого слова: что-то очень глупое, неправильное, позорное, что может вызвать неодобрение у окружающих). Такая оценка, как кажется, с одной стороны, связана с тем, что современному студенту предлагают готовые способы развлечения через сеть, а советский студент должен был сам себя развлекать. С другой стороны, современный студент — прагматик, представляющий поколение детей, которые рано перестают верить в Деда Мороза. А мы, бывшие советские студенты, до сих пор верим в чудо и светлое будущее».

Копнина Галина Анатольевна:

— Такое впечатление, что современный студент находится в какой-то растерянности, когда его спрашиваешь о будущем. Он отвечает с использованием вводных слов типа наверное, возможно, скорее всего, свидетельствующих, как мне кажется, о его неуверенности в завтрашнем дне. Он не всегда чётко представляет, куда пойдёт работать и кем станет. Конечно, сказанное справедливо по отношению не ко всем студентам, но ко многим. С чем это связано? С тревогой родителей, которая передаётся детям, или со сложностью политической ситуации в стране и мире, или с различными страхами, которые являются следствием деструктивных информационных потоков в массмедиа, или…. Причины различны, но нуждаются в осмыслении.

Многие факторы, среди которых разделение студентов на бюджетных и платящих за образование, не способствуют чувству единения в группах, коллективизму, а наоборот, вызывают конкуренцию, в некоторых случаях наносящую вред.

Часто современный студент-бакалавр вынужден совмещать работу и обучение, это уже взрослый ребёнок, хотя и совершеннолетний. Были случаи, когда студент год работал, чтобы оплатить следующий год своего обучения, и снова год работал, накапливая деньги для дальнейшей учёбы. И достигал своей цели – оканчивал бакалавриат. Так что современному студенту приходится преодолевать такие трудности, что некоторым преподавателям в молодости и не снились».

Славкина Инга Анатольевна:

— По-моему, сравнивать разные поколения студентов не совсем верно. Скорее, студенты всех поколений всегда отличались и отличаются от тех, с кем еще это студенчество «не случилось». Недаром Асадов назвал студентов «особой нацией». И те, кто студентом был, и кто имеет счастье им быть сейчас, в равной мере поймут глубинный смысл сочетаний: «а автоматы будут?», «отметьте меня кто-нибудь», «не буди, мне ко второй», «не знал, но забыл», «на лекции отмечают?», «а она строгая?»...

Студенчество — это пора, в которой мало полутонов – беда так беда, радость так радость, любовь так любовь – жизнь на максималках... И пусть так и остаётся!

Но если всё же серьёзно искать отличия студентов нынешних от студентов «тогдашних», то тут, как и в самой жизни, всё по Тоффлеру: «Безграмотными в 21 веке будут не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не умеет учиться, разучиваться и переучиваться». Вот и современный студент учится учиться, но на всякий случай уже готов разучиться и переучиться. Им хочется знать многое, им многое интересно, они всё хотят успеть. И уж если «объять необъятное» нельзя, то современный студент таки попробует это сделать. Правда, стремятся знать они многое, но немного.... гранит грызут вширь, а не в глубину... Не восхищаюсь, не обвиняю... просто констатирую! А если серьёзно... ДА КЛАССНЫЕ ОНИ... эти студенты!!!))) #но_им_знать_об_этом_не_нужно»

Кудрявцева Екатерина Александровна:

— Современные студенты умеют делать то, что не могли делать их предшественники ещё 15 лет назад, — «вбивать» лекции в планшет или телефон. Как-то сделала замечание молодому человеку, который активно что-то печатал в своём мобильнике во время занятия, и получила ответ, что он записывает лекцию. Я ему не очень поверила. Позднее такие случаи мне встречались всё чаще. Тетрадки остались, но они понемногу уступают место гаджетам.

Соотношение же студентов заинтересованных и умеющих рассуждать и студентов, которые просто «отбывают срок» обучения, по-моему, стабильно на протяжении многих лет».

Смирнов Евгений Сергеевич:

— Я работаю в институте с 2015 года, веду занятия у студентов разных направлений: юристов, экономистов, программистов, филологов, математиков и др. За эти семь лет (пусть и небольшой срок) заметил некоторые изменения в студентах, поступающих в СФУ. Студенты, которые обучаются на гуманитарных направлениях (юристы, филологи и др.), с каждым годом всё больше становятся именно «гуманитариями», т.е. они много читают, много смотрят, неплохо рассуждают на темы гуманитарного профиля. В свою очередь, студенты, обучающиеся на технических направлениях, всё больше становятся «технарями».

Емельянова Ольга Николаевна:

— В романе «Мастер и Маргарита» Коровьев интересуется мнением Воланда о «современных» москвичах. «... Ну что ж... они люди как люди... в общем, напоминают прежних... квартирный вопрос только испортил их...»," - отвечает Воланд. Вот и я могу сказать про нынешних студентов — «Ну что ж... они студенты как студенты... В общем, такие же, как и прежде... (пандемия только испортила их, а вернее - связанная с пандемией «организационная непредсказуемость» учебного процесса. Но они в этом не виноваты). Среди них, как и всегда, есть глупые и умницы, ленивые и трудолюбивые, сами не знающие чего хотят и целеустремлённые, честные и лживые, интересные и никакие и т.д. и т.п. Люди, как известно, не меняются. Меняются условия. Например, во времена моего студенчества нужно было с трудом «добывать» единственный экземпляр (из читального зала библиотеки) необходимой для изучения статьи, монографии, любой другой книги — записываться в очередь, потом как можно подробнее её конспектировать. Хорошие конспекты передавались из рук в руки как ценность. Сейчас миллион источников и все они доступны в 2-3 клика. Только успевай скачивать. Поэтому нынешний студент, существующий в переизбытке всевозможной информации, относится к ней часто без особого пиетета и занят бесконечной компиляцией. Он гораздо свободнее в общении с преподавателями, т. к. у него есть практически круглосуточная возможность писать и звонить. Сколько раз, например, я слышала от своих студентов: «Когда я в 2 (3) часа ночи отправлял вам свой реферат, вы были в сети, Ольга Николаевна. Когда же вы спите?».

Современный студент имеет гораздо больше самых разных возможностей круглосуточной коммуникации с себе подобными во всём мире и со всем миром. Он зачастую уже много где побывал и знает мир «с географической точки зрения» лучше, чем тот, кто его учит. Вообще у него с материальной точки зрения нередко много чего больше и лучше, чем у преподавателя (да и преподаватель теперь не «свет в окошке», а работник сферы услуг). А всё остальное, по-моему, как прежде.

Похожие материалы