Сам — за себя
В СФУ разработана автоматизированная система самоконтроля студентов

Непростые времена настали для студенчества СФУ. Захочешь расслабиться, поразвлечься, а Web-технологии начеку: «А ты усвоил полученные знания?»... Для осуществления контроля успеваемости студентов применяются самые различные методы, в том числе с использованием возможностей Internet. Вот что рассказал доцент кафедры, директор студенческого конструкторского бюро ФИСС Валерий Александрович Помазан.

– Студенческое конструкторское бюро нашего факультета в течение трех лет принимает активное участие в конкурсе молодежных инновационных проектов. В минувшем году под руководством декана ФИСС И.А. Ковалевича мы создали систему тестирования и реализовали в ней методику проверки знаний по курсу «Информационные технологии». Мы постарались показать, что для контроля степени освоения материала возможно проведение промежуточных тестов по разделам курса. Студент может пройти тест и узнать свою текущую оценку, и у него остается время на исправление, на освоение недостающих знаний. Рекомендуется переходить к следующим разделам только после успешно проведенного тестирования по предыдущему материалу. В итоге все это способствует более глубокому пониманию и усвоению изучаемого курса.

Студент может самостоятельно изучать материал, но при этом обязан регулярно посещать семинарские занятия по каждому разделу курса и проходить аттестацию. Этот подход, с одной стороны, повышает ответственность и организованность студентов при самостоятельном изучении материала (в отличие от пассивного прослушивания лекций), с другой стороны, частично снижает аудиторную нагрузку преподавателя.

Возможно использование информационных технологий в проведении практических контрольных заданий по курсу. В данном случае изучение теории происходит в процессе общения с преподавателем, что снимает все недостатки «безличностных» технологий, а компьютерные средства используются для выполнения самостоятельных практических работ.

Реализованная тестовая методика проверки знаний по курсу «Информационные технологии» может быть применена и для других дисциплин.

Пользу может принести и другая разработка творческой группы кафедры ИТСС – автоматизированная система самоконтроля студентов на основе Web-технологий.

Разработка нацелена на оценку соответствия объективного и субъективного восприятия материала. Есть два режима: студент и преподаватель. Студент, даже не посещая все занятия, вправе самостоятельно подготовиться и пройти тест. В свою очередь, преподаватель в любое время может войти в систему, посмотреть, как студент ответил на вопросы и сделать соответствующие выводы. Каждая тема по дисциплине должна быть оценена. Вычисление ошибок позволяет уделить большее внимание изучению соответствующего теоретического материала.

Еще одна разработка кафедры – комплекс автоматизированных тестовых методик для оценки профессиональной направленности абитуриентов СФУ с помощью Web-технологий. Мы предлагаем внедрять в образование профориентационное тестирование. Оно позволит выявлять и развивать познавательные и творческие способности школьников, их интересы и склонности, жизненные ориентации, волевые и профессиональные качества личности. Вообще, планируется данный продукт разместить на сайте СФУ, где любой абитуриент, пройдя тестирование по методикам профессиональной направленности, сможет получить рекомендации по поводу того, на какую специальность ему ориентироваться при поступлении в вуз.

Вера КИРИЧЕНКО