Людмила МИЦКЕВИЧ:
«И мундиры снимались только так!..»

«Не интересный я человек для журналистов, моё главное хобби — это административное право, тренинги», — с такого неожиданного признания началось наше знакомство с кандидатом юридических наук, профессором кафедры конституционного, административного и муниципального права ЮИ СФУ Людмилой Абрамовной МИЦКЕВИЧ.

Коллеги считают профессора основоположником и вдохновителем красноярской школы административного права, а в 2015 году Л.А. Мицкевич стала лауреатом премии «Юрист года», учреждённой Красноярским региональным отделением Ассоциации юристов России — это самая престижная в профессиональном сообществе награда.

— Когда я с красным дипломом окончила Красноярский госуниверситет, меня пригласили на кафедру. Однако вскоре прошло сокращение, и я, молодой специалист, осталась без работы, — рассказывает Людмила Абрамовна. — Но нет худа без добра. Устроилась юристом на маленькую зарплату в небольшую торговую организацию «ОРС Красноярского леспромхоза». В пору тотального дефицита мы, сотрудники ОРС, жили как у Христа за пазухой. Посмотрите миниатюры Аркадия РАЙКИНА: всё про сферу торговли в те годы — правда! А когда на кафедре юрфака освободилась ставка, меня нашли и позвали на работу.

— Почему вы решили покинуть хлебное место и вернуться в университет?

— Это было непросто. Но сильно уговаривало руководство факультета и особенно заведующий кафедрой, профессор Борис Тимофеевич БАЗЫЛЕВ — человек незаурядного ума, уважаемый, творческий. Помню, напирал на социальную значимость: «Кто, если не ты? Ты же понимаешь, что студенты — это будущее нашей страны» и т.д. Одновременно и мужа моего Александра Фёдоровича МИЦКЕВИЧА (он тоже окончил юрфак университета с красным дипломом) в это время пригласили на факультет. Хорошо запомнила, что меня уговаривали в деканате 1 час 40 минут, а мужа — часа два. Долго мы с ним думали, не спали несколько ночей. В конце концов оба пошли в университет, и это решение было такой точкой аттрактора, потому что предопределило не формальный, не застойный характер жизни.

Я попала на кафедру государственно-правовых дисциплин и наивно думала, что меня научат вести занятия, дадут возможность освоить предметы в деталях. А мне вдруг говорят: завтра в 8:20 читаете лекцию. Я спрашиваю: как готовиться? методика? И получаю решительный ответ: как у вас преподавали, так и вы ведите.

Весь свой первый отпуск я провела в библиотеке, набирала специальную литературу: как нужно преподносить материал, как задачи и вопросы ставить. Всё лето конспектировала. И сложилось. Это сейчас со студентами непросто работать, а тогда всё было легко, я была молодая, все обо мне заботились — домой провожали, на праздники студенческие приглашали…

Видимо, в человеке заложена программная, генетическая склонность к тому, чтобы другим информацию передавать. И я работаю на кафедре с большим удовольствием. Если обнаружу новую информацию — обязательно систематизирую, а пока этого не сделаю — уснуть не могу, а утром уже надо бежать другим рассказать.

Кстати, мама моя была школьным педагогом, преподавала естественные науки, и отец (этнический немец) учился на учителя, но был репрессирован.

В перестройку, когда в стране вектор с застойного управления сменился на свободное, никто не знал, что с этим делать, и вот тут началось самое интересное. Мы со студентами стали проявлять творчество и определять, каким должно быть эффективное управление и нормы, его регулирующие. А раз предмет деятельности — исполнительная власть, конечно, я должна была вплотную с этой властью работать — стажировка, практика… И как раз в то время к нам в город приехала большая группа ведущих столичных учёных по государственному и административному праву, они проводили какой-то проект. Несколько дней работы в крайисполкоме бок о бок с выдающимися юристами страны — это был бесценный опыт!

После этого я заинтересовалась наукой, несколько раз ездила в Москву, в Институт государства и права РАН на конференции. Продолжала и работу в исполкоме, потому что темы моих научных исследований касались эффективности и совершенствования деятельности исполнительной власти. Потом на волне гласности и перестройки началась административная реформа (забегая вперёд, скажу, что довелось мне быть даже региональным экспертом Всемирного банка по этому направлению). В университете проводили семинары зарубежные эксперты из Германии, Америки, Франции. Тогда и зародилась проектная деятельность с Германией по программе DAAD на отделении сравнительного правоведения — обучение за границей, стажировки.

— В настоящее время вы проводите управленческие организационные тренинги, но участники из разных сфер: образование, культура, медицина. Есть отличия в механизме управления?

— Я два с половиной года училась ведению этих тренингов и поняла простую истину: это для тех, кто управляет самолётом, автомобилем или комбайном, есть различия, а управление в отраслях — всё равно управление людьми, поэтому закономерности универсальные. Технологии работают, несмотря на то, что цели и интересы разные.

Помню, однажды делали мы тренинг для завучей школ, разрабатывали тему, связанную с профилактикой правонарушений среди несовершеннолетних. Школьные работники — специфический народ, они привыкли к абсолютному послушанию, чёткости и любят командовать сами. А тут надо было, чтобы они сняли с себя мундиры и выполняли задания, в том числе игровые и нестандартные. Очень я беспокоилась. Но в итоге получился один из самых интересных тренингов! Оказалось, когда участники освободились от обуви на огромных каблуках и стали, ползая на четвереньках, рисовать на полу, на больших листах бумаги, то очень хорошо сработались! И мундиры снимались только так!

Но встречаются на тренингах и люди (особенно госслужащие бюрократических структур), которые встают и уходят с занятия, мол, не буду я тут на четвереньках лазить. Мы к ним относимся с пониманием, более того — это совершенно чёткий диагноз. Человек работает в субординационной структуре: вышестоящим подчиняется, а нижестоящим не считает нужным.

Я очень люблю тренинги, они никогда не повторяются! Бывает, на выездных тренингах модераторы — а это всегда и управленец, и психолог — всю ночь не спят, думают, как найти выход из тупика, в который зашла группа. И есть закономерность: чем труднее модератору, тем больше потом эффект.

Расскажу, как создавался кадровый центр для госслужащих. Мы устроили мозговой штурм на тему: что университет может дать краевым органам исполнительной власти, чтобы служащие стали профессиональнее? Пришли к выводу, что нужно сделать специальную совместную с администрацией края структуру. Были определены дисциплины, чему учить — психология, филология, юриспруденция, теория управления, этикет и ещё много чего.

И эта обучающая программа функционирует до сих пор, представляете?

— Людмила Абрамовна, вы успели поработать со многими губернаторами — ВЕПРЕВЫМ, ЗУБОВЫМ, ЛЕБЕДЕМ, ХЛОПОНИНЫМ…

— Особенно с Зубовым много, потому что Валерий Михайлович сам в университете преподавал и понимал, как важно учёных привлекать. Сейчас вхожу в комиссию Законодательного Собрания края, которая занимается антикоррупционной экспертизой проектов нормативных актов краевых законов, и это вещь не просто модная, а действительно работает.

— Вы автор цикла лекций по совершенствованию государственного управления. Этот цикл чрезвычайно популярен у госслужащих. В качестве регионального эксперта участвовали и в Межрегиональном проекте «Разработка и внедрение методик проведения конкурсного отбора на замещение вакантной должности и оценки деятельности государственных служащих»…

— … и разработала методологию оценки госслужащих, которую до сих пор используют. Её время от времени поправляют, но основа создана была с помощью зарубежных экспертов, специалистов из Америки, Франции, Германии. Ими дана была отличная база — объективное оценивание управленческого труда.

— А разве труд управленцев можно как-то измерить?

— Можно, если описать функцию правильно, как набор действий. Тогда обязательно у функции будет конкретный результат и его получатель. А результат можно определить по трём критериям: количество, качество и сроки.

На практике часто сталкиваюсь с тем, что функция описывается общими фразами типа: «разработка проекта краевого бюджета». Я говорю: разве ваш отдел это разрабатывает, а не Минфин? Оказывается, функция в следующем: подготовка проекта предложений для внесения в определённую часть краевого бюджета о возможности выделения денег на поддержку малого бизнеса. Такая маленькая бумажка…

Бывают целые органы и отделы, в которых нет функции, или она неправильно описана. Начинаешь читать — общие фразы: орган несёт ответственность за развитие и повышение благосостояния народа. И получается, что этот орган надо убирать, а у людей зарплата…

Однажды, когда я написала заключение в одном субъекте Федерации, думала — ноги не унесу, были угрозы. Когда через полгода вернулась туда, увидела, что ничего не изменилось. Но как эксперт я делаю заключение, а заставить губернатора реорганизовывать орган — не имею полномочий. И несмотря ни на что даже в мыслях не было — перестать заниматься экспертизой, потому что это безумно интересно!

— Когда вы стали лауреатом премии «Юрист года», была ли эта награда для вас неожиданной?

— Я понимаю, что стала экспертом-профессионалом, и очень приятно было получить признание коллег. А в прошлом году меня наградили Почётной грамотой губернатора Красноярского края «за большой личный вклад в совершенствование государственного управления в Крас­ноярском крае», что тоже очень приятно.

Но есть у меня одна историческая награда, которой больше всего горжусь, — это Бла­го­дарственное письмо за подписью ректора КГУ, члена корреспондента Российской академии образования Александра Сергеевича ПРОВОРОВА, где меня поздравляют «с блестящей победой в настоящих демократических студенческих выборах «Лучший преподаватель университета-2001»…

— В 2015 году в издательстве «Проспект» вышел один из самых значительных ваших трудов «Очерки теории административного права: современное наполнение». Он рассчитан и на студентов, и на практикующих юристов?

— В большей степени на студентов, но и юристы, занимающиеся административным правом, и судьи арбитражных судов тоже им пользуются. Я анализирую там самые сложные проблемы административного права.

— Многие ваши ученики стали прекрасными специалистами, кандидатами юридических наук…

— Я требовательный преподаватель, и со мной занимались только очень ответственные и способные ребята. Например, моя бывшая студентка Анна Федотовна ВАСИЛЬЕВА написала великолепную кандидатскую диссертацию, сейчас она доцент кафедры конституционного, административного и муниципального права, работает заместителем директора ЮИ СФУ по науке. К слову, Анна Федотовна в совершенстве владеет немецким языком, и мы часто работаем с ней в паре по зарубежному административному праву.

Денис Сергеевич АНДРЕЕВ — тоже гордость нашего института. Он дважды занимал первое место в России среди студентов по административному праву. И в первый раз комиссия даже заподозрила, что он пользуется техническими средствами, не поверили, что студент из Сибири может быть настолько эрудированным. А когда стали его подробно обо всём расспрашивать, очень удивились, что в далёком Красноярске действительно читают лекции про передовые зарубежные технологии.

— Если отвлечься от работы — как любите проводить отпуск, свободное время?

— В путешествиях! Много раз бывала в Германии. После падения железного занавеса все мои родственники вернулись на историческую родину. Когда я впервые побывала в этой стране, то почувствовала себя настолько дома… Тем более языком хорошо владею (папа с мамой всегда разговаривали и по-русски, и по-немецки). Это чувство насквозь пронизывало, до глубины души. И мне так захотелось сохранить это состояние, но не остаться ТАМ, а вернуться в Красноярск и сделать ЗДЕСЬ хорошо, как там. И с начала 90-х мы с Александром Фёдоровичем (он был деканом юридического факультета, а потом проректором КГУ) создавали проекты и программы отделения сравнительного правоведения в нашем университете, и до сих пор студенты ездят на учёбу по этой программе.

Несколько раз я бывала в слу­жебных командировках во Франции, в Чехии, отдыхала в Испании, Италии, Черногории, Хорватии, в Индии, в Тунисе. Теперь мечтаю побывать в Китае. Очень ценю новые впечатления, экзотику. Обычно беру с собой в дорогу детективы. Ещё я фанат «Игры престолов» — студенты удивляются: неужели мы не смогли, а вы осилили? Там действительно много информации, сюжетных ходов, много героев, событий — это всё надо держать в голове и систематизировать, а у меня это всегда хорошо получается.

***

Дома у Людмилы Абрамовны прекрасный зелёный уголок на подоконнике — все цветы, в том числе и роскошные орхидеи, подарены выпускниками, коллегами. А ещё — целая коллекция сов из фарфора, стекла, глины… Это и понятно, что же ещё дарить профессору, как не символ мудрости?

Вера КИРИЧЕНКО

Похожие материалы