Ого, какой «Резонанс»!

Многие важные вещи происходят благодаря случайностям. Так было и с театральной студией «Резонанс»: просто Татьяна ПУШКАРЕВА, тогда первокурсница СФУ, опоздала на набор в студенческие театральные студии. Сначала расстроилась, а потом решила открыть свою студию на базе родного Политехнического института. И всё получилось!

Сегодня «Резонансу» уже полтора года. В студии занимаются около 25 студентов, причём «занимаются» — не просто слова. Обучение разбито на два года. Три раза в неделю ребята изучают самые важные в актёрской профессии предметы: актёрское мастерство, пластику и сценическое движение. «А с октября с нами будет работать профессионал по сценическому бою. И занятия пластикой по субботам мы будем чередовать с тренировками», — рассказывает Татьяна. Ещё для каждого курса запланировано 6 мастер-классов, первый из них состоится уже в октябре.

Про себя девушка рассказывает просто: «загорелась» театром ещё со школы, благодаря талантливому педагогу. Занималась в школьном театре 7 лет, одно время даже подумывала поступать в театральный, но родители сказали своё веское «нет». О выборе технической специальности (Татьяна учится на направлении «Стандартизация и метрология») не жалеет и до сих пор помнит слова своего школьного театрального наставника, что сначала нужно получить профессию, которая сможет тебя прокормить.

«В ресторане», А. Аверченко

«В ресторане», А. Аверченко

Попасть в «Резонанс»

Студия появилась в апреле 2015 года, когда, несмотря на сомнения Тани (поддержат ли её идею студенты Политехнического?), в студию пришли шесть человек. Вместе они поставили отрывок из романа Б. ВАСИЛЬЕВА «А зори здесь тихие».

«При работе над постановкой спектакля я поняла, что мне очень не хватает режиссёрских навыков. И настоящей находкой для нас стало знакомство с Ириной МАРТЫНЮК», — признаётся Татьяна. Ирина Мартынюк, выпускница СФУ, актриса Красноярского народного театра «Наш театр», к тому времени уже давно искала площадку, где могла бы преподавать и заниматься любимым делом. Эта встреча и определила, каким будет «Резонанс».

Став режиссёром-педагогом студии, Ирина разработала для ребят программу занятий, и уже в нынешнем сентябре состоялся первый полноценный набор в студию, началась еженедельная и кропотливая работа по обучению актёров-любителей.

Если в прошлом году в «Резонанс» брали всех желающих, то в этом пришлось проводить конкурсный отбор. Кандидаты должны были исполнить стихотворение или прозаический отрывок на выбор, показать сценический этюд (по заданию педагога). В итоге в этом году в студию набрано 13 студентов из разных институтов СФУ, ещё два места организаторы оставили для тех, чьи выступления покорят их на грядущем «Прошу слова». Поэтому шанс попасть в «Резонанс» ещё есть.

Любители от слова «любить»

«Почему-то актёров-любителей часто учат по принципу «Всё постигается опытом», — рассказывает Ирина Мартынюк. — Первый месяц покажут что-то элементарное, и всё: «Вот тебе пьеса, иди и играй». А что с ней делать? Как её играть? Что такое роль? В итоге сложно всем — и актёрам, и режиссёру. Ведь чтобы получать что-то от своих учеников-актёров, это «что-то» нужно сначала дать. Поэтому первая часть «Резонанса» — это студия, где я стараюсь заложить этот фундамент актёрского мастерства. У нас любительский театр, ребята — не профессионалы, совсем немногие из них останутся и будут работать на любительских подмостках. Было бы странно надеяться, что все 25 станут актёрами. Нет, они в большинстве станут тем, на кого учатся: инженерами, архитекторами, информатиками. Но сейчас театр для них — хобби, и им хочется делать хороший продукт, хочется, чтобы на них обращали внимание. И наша задача — дать им всё необходимое для этого».

Творческие планы на этот год организаторы пока не раскрывают. Работу над спектаклем в «Резонансе» начнут будущей весной, когда основная образовательная программа уже будет пройдена. Постановке посвятят два месяца. И если первый курс будет готовить литературный спектакль из отрывков известных произведений, то, что покажут второкурсники, пока обсуждается.

А ещё в «Резонансе» сумели определить, чем любительский театр отличается от профессионального, подчас в лучшую сторону.

«Чем любители отличаются от профессионалов? Не только уровнем мастерства, опыта — это всё понятно. Отношением. Среди профессионалов встречаются те, кто относятся к театру исключительно как к работе. А любители — действительно от слова «любить»: они любят театр, — говорит Ирина. — Здесь всё на энтузиазме, готовы репетировать день и ночь, сами шить костюмы, мастерить декорации и работать в любых условиях. И ребята не перестают меня удивлять. Когда я училась, нам хотелось играть только главные роли (и лучше прямо сейчас и сразу во всех спектаклях). Здесь же я встречаюсь с чем-то невероятным: им всё равно, кого играть, им главное выйти на сцену, пусть даже просто ведро пронести… У нас бойня даже за маленькие роли. И я действительно горжусь всем этим, потому что это и есть истинная любовь к театру».

«Егерь», А. Чехов

«Егерь», А. Чехов

Рождение театра

На втором курсе для студентов «Резонанса» всё не закончится. «Мы приняли решение, что сменим название с театральной студии на театр-студию. Весной, когда наши второкурсники полностью пройдут программу, мы начнём работать над созданием именно театра — с основным составом актёров и своим репертуаром. Таким образом, занятия будут проходить в студии, а выпускники смогут играть в нашем театре. Моя главная мечта, чтобы через 20 лет театр-студия «Резонанс» всё ещё существовал», — рассказывает Ирина Мартынюк.

И последнее: занятия студии проходят в студенческом комитете Политехнического института. Несмотря на спартанские условия, здесь просто кипит атмосфера творчества и (в хорошем смысле слова) азарта. Сейчас организаторы мечтают о собственном театральном «закутке», чтобы не мешать другим занятиям, которые проводятся здесь. «А может быть, потом получится построить здесь и небольшую сцену для репетиций», — в свою очередь делится мечтой Татьяна Пушкарева.

Анна ГЛУШКОВА

Похожие материалы