Форсайт на тему кризиса

Укрепить имидж СФУ как генератора инициатив, призванных сделать нашу жизнь лучше и адресованных органам власти и управления, одна из приоритетных задач руководства Института экономики, управления и природопользования СФУ. В сентябре прошлого года экономическое экспертное сообщество института закрепило за собой это направление, создав Образовательно-исследовательский центр пространственной экономики, природопользования и региональных проблем.

— Миссия центра состоит ещё и в том, чтобы дать возможность сотрудникам института и университета в целом помимо преподавательской деятельности заниматься наукой, — поясняет к.э.н., ведущий научный сотрудник центра Светлана Анатольевна САМУСЕНКО. — Также перед нами стояла задача обеспечить преемственность поколений, поэтому в штате центра наряду с опытными преподавателями работают и студенты. Официально центр открылся прошлой осенью, но сформировался коллектив задолго до этого, успешно проведено уже несколько важных для края исследований.

— Каковы направления работы?

— Одно из направлений — это формирование статистической базы, где бы мировая статистика, переведённая на русский язык, была представлена в удобном сопоставимом формате (файлы, таблицы), чтобы сотрудники наших и других институтов могли легко этими данными пользоваться. Сейчас ведь статистику формируют разные организации национального и международного уровня, это и Росстат, и ряд государственных организаций международного уровня. Есть, к примеру, статистика Китая, стран Евросоюза, есть американская статистика и т.д. Но сложно бывает исследователям всё собрать воедино. Тот, кто сталкивается с экономическими вопросами, вынужден обращаться сразу к огромному количеству баз, а иногда и вовсе не знает, где какую информацию найти.

Чтобы облегчить эту задачу, наши эксперты выпустили уже два статистических бюллетеня «Экономика Красноярского края: потенциал развития и повышения конкурентоспособности» и «Экономика Красноярского края: система региональной экономической безопасности в условиях кризиса». Тираж изданий — от 100 до 500 экземпляров. Научным руководителем сборника является директор ИЭУиП Евгения Борисовна БУХАРОВА.

Мы предоставляем читателям не просто статистику, но и аналитику. Другая задача этого издания — просветительская, мы даём сравнительный анализ в международном масштабе, показываем роль Красноярского края в российской экономике. Первый сборник был пробный и вышел благодаря финансовой помощи университета, а второй бюллетень мы выпустили уже при поддержке Краевого фонда науки. После того как презентовали бюллетень на конференции «Сибирский плацдарм», издание очень быстро разошлось по территории России. Эти сборники мы отсылаем органам власти и управления — в частности, в Законодательное Собрание края, в горсовет, краевым министрам, в правительство. Часто наши сотрудники берут с собой издание, отправляясь на конференции в другие региона, и по результатам этих форумов мы уже получили целевые запросы от учреждений Академии наук РФ, вузов; по их просьбам посылали ежегодник в Бурятию, на Алтай, в соседний Новосибирск, Иркутск, Якутск; получили много положительных отзывов.

Кстати, после знакомства с бюллетенем, Сибирское отделение РАН предложило сотрудникам нашего центра опубликовать свои статьи в ряде солидных научных изданий.

— Светлана Анатольевна, вы научный редактор бюллетеней. Какова тема следующих выпусков?

— Когда мы рассматривали и анализировали некоторые тенденции развития региона, то увидели, что самым больным местом Красноярского края является не то, что он работает в старых технологических укладах, что у нас преимущественно сырьевая экономика и даже не то, что у нас плохие дороги или недостаточная инфраструктура и т.д. Главное, что территорию в последнее время активно покидают квалифицированные специалисты. И по этой причине тема нового сборника «Экономика Красноярского края: структурная политика формирования человеческого капитала как основы устойчивого развития».

Один из факторов утечки человеческих ресурсов — это не совсем комфортная обстановка для жизни, в том числе и городская среда. Сейчас мы проводим два социологических опроса. Цель первого — выявить, как население города оценивает качество городской среды. Насколько приемлемо для людей жить в сегодняшней обстановке. Мы предлагаем разные вопросы, оцениваем и социальную активность самого населения. Далее мы пытаемся выявить, что людей не устраивает — пробки, состояние дорог, отсутствие ливневой канализации и т.д.

А во втором опросе поставлена, честно говоря, амбициозная задача. Идея в том, что основной показатель, по которому мы можем оценивать социум, — это здоровье. Статистика медицинская и официальная, по сути говоря, характеризует не здоровье, а уровень заболеваемости. А здоровье, по определению Всемирной организации здравоохранения, это, во-первых, совокупность того, как себя человек чувствует физически; во-вторых — психологический комфорт; и в-третьих — социальный комфорт (опять среда!).

Поскольку в абсолютном выражении какими-то процентами здоровье не измеришь, мы пытаемся построить индекс здоровья как некий эталон. Анализируем, насколько мы от него далеки и по каким параметрам к нему приближаемся. Если будем этот опрос запускать периодически, например, хотя бы один раз в год, то увидим ещё и то, каким образом изменяется самочувствие людей, по крайней мере, в нашем регионе.

— Интересуется вашим изданием бизнес?

— Предпринимателям важнее видеть состояние рынка и своего бизнеса, а макроэкономические тренды их интересуют в меньшей степени. Однако мы решили посвятить четвёртый бюллетень инновационному предпринимательству. Дело в том, что сейчас при поддержке фонда Фольксвагена и в сотрудничестве с Мангеймским университетом и Киевским национальным университетом им. Тараса Шевченко реализуем международный проект, рассчитанный на два года, по исследованию региональных инновационных систем. В первую очередь интересует вопрос, каким образом происходит трансфер знаний, технологий из науки в промышленность и вообще в бизнес (в широком понимании этого слова). Надеемся, что выводы будут очень интересными.

— А международная обстановка не помешает осуществить проект?

— Нет. Мы абсолютно не чувствуем ни санкций, ни каких-либо границ, с немецкими и украинскими коллегами взаимодействуем без проблем.

— Вернёмся к темам первых двух сборников. Хотелось бы узнать конкретнее экспертное мнение о том, почему квалифицированные кадры покидают край?

— Всё просто: они не находят здесь достойной и перспективной работы. Когда мы исследовали экономическую безопасность региона, то пришли к парадоксальному выводу: Красноярский край в настоящее время развивается не как регион для человека, а как регион для корпораций.

— В чём это выражается?

— При постоянном росте производительности труда (люди с каждым годом работают всё эффективнее — иногда показатель роста достигает 20 % за год) уровень оплаты труда не увеличивается. Доля просроченных кредитов у наших земляков — 20%, это второй показатель по России. Данный факт свидетельствует о том, что людям не хватает текущего дохода, чтобы финансировать свою жизнь. И живут они в среде не очень хорошей, потому что при фантастическом скачкообразном росте тарифов на услуги ЖКХ, которые мы отметили в указанном сборнике, состояние этой сферы год за годом продолжает ухудшаться. Буквально каждый год мы имеем почти один процент прироста сетей, которые нуждаются в ремонте.

Если говорить о структуре инвестиций, тут наблюдается примерно такая же картина: развивается промышленный сектор, а в обеспечение отраслей экономики, отвечающих за социальное благополучие человека, вкладывается относительно мало .

В сравнении с другими регионами край смотрится относительно неплохо, но это, опять же, за счёт крупных инвестиционных проектов корпораций. Если оценивать вложения в жилищное строительство, то здесь мы выглядим далеко не лучше всех.

— В вашем сборнике прочитала, что если пять лет назад однокомнатные квартиры занимали треть всего вновь вводимого жилья в крае, то сейчас уже половину. Чем это объясняется?

— У населения падает покупательная способность, и люди, возможно, хотели бы купить что-то большее, но не могут себе этого позволить. Если сравнивать Красноярск с Новосибирской областью, то по объёмам жилья, введённым на душу населения, мы отстаём, наверное, процентов на 30. В крае есть много городов, где практически отсутствуют новые микрорайоны — возьмите хотя бы Енисейск, Лесосибирск, Ачинск, Канск.

Все эти факторы в совокупности создают картину, связанную с оттоком человеческого капитала.

Другой показательный пример: раньше в Красноярске существовало региональное подразделение Сбербанка, где работали аналитики, управленцы, которые координировали работу банка в рамках края. В декабре 2015 года произошли массовые сокращения, и теперь все управленческие функции сосредоточены либо в Москве, либо в Новосибирске. Уволены люди с высшим экономическим, финансовым образованием, с богатейшим опытом работы — кто-то вообще не может себя найти, кто-то вынужден ехать «за функционалом» в Новосибирск, в столицу. Вот кого отдаёт наша территория…

— Любопытно и то, что в среднем по краю у нас одно из самых низких положений в стране по уровню занятых лиц с высшим образованием, т.е. специалистов готовим, а они уезжают?

— Действительно, всего лишь 28,1 % занятых в экономике края — люди с высшим образованием. Более того, если смотреть по структуре занятости — у нас 60,6% от всех занятых в промышленности работают во вредных и опасных условиях труда.

— Цифры говорят о том, что средняя зарплата у нас существенно выше, чем в других регионах — одна из самых высоких по России… Объективно ли это?

— Тут как раз играют роль опасные производства и компенсации за вредные условия труда. К тому же мы не должны забывать, что очень хороший прирост средней зарплаты нам даёт Норильск. А если брать другие районы, депрессивные, то там далеко не всё так радужно.

— В сборнике отмечено, что в условиях кризиса катастрофически снизилась покупательная способность населения.

— Показатели очень печальные, соответствуют общероссийским и связаны с тем, что начиная с 2015 года население живёт в долг сначала у себя, а потом — у банков. Впервые со времени глобального кризиса 1998 года мы вышли на отрицательный баланс доходов и расходов населения. Если посчитать, сколько население получило любых доходов — от предпринимательской деятельности, зарплаты, от сдачи жилья и т.д. — и сравнить это с расходами, то расходы впервые за почти 20 лет превысили доходы. Это означает, что если у людей были накопления, то в прошлом году они их проедали. В бюллетене просчитан бюджет среднего домохозяйства — сколько тратят, сколько на кредиты приходится. Так вот — произошло значительное сокращение депозитной базы в банках. Те вклады, которые были, население изымало и тратило, кто на что мог — кто-то жильё покупал, кто-то машины, кто-то кредиты гасил, а кто-то тратил на текущее потребление.

Реальные доходы падают у всех слоёв населения, более того, начинает расти дифференциация общества. Есть так называемый децильный коэффициент, т.е. разрыв между доходами 10% самых бедных и 10% самых богатых. У нас в 15 раз доходы богатых представителей населения превышают доходы самых бедных. И считается, что чем выше этот коэффициент, тем выше уровень социальной напряжённости. Богатые люди, по крайней мере, не беднеют, а бедные слои «проваливаются» очень сильно, и такая ситуация в масштабе всей страны, что очень тревожит. И, подводя итог нашему разговору, хочу сказать, что мы старались изложить материал доступно, понимали, что читать наш труд будут не только люди с экономическим образованием. Основные тренды и выводы пытаемся описывать максимально простым языком, чтобы всем было понятно, куда мы движемся.

Вера КИРИЧЕНКО

От редакции

Самые интересные результаты исследований, проведённых Образовательно-исследовательским центром пространственной экономики, природопользования и региональных проблем, мы планируем опубликовать в печатной и электронной версиях нашей газеты.

Похожие материалы