«Шлагбаум» готовится к большой охоте

И большой премьере. Уже совсем немного времени осталось до премьеры нового спектакля молодёжного театра-студии «Шлагбаум». 23 мая ребята представят спектакль по пьесе Николая ГУМИЛЁВА «Охота на носорога», и, по словам бессменного режиссёра и художественного руководителя театра Людмилы ЕФИМОВОЙ, написанный около ста лет назад текст никого не оставит равнодушным...

— Почему вы выбрали именно эту пьесу для новой постановки?

— Пьеса «Охота на носорога» — из нашего «золотого фонда». Мы давно мечтали поставить спектакль по этой пьесе. И, наконец, в этом году сложились обстоятельства так, что это стало возможным. Актёры, занимающиеся несколько лет в театре, выросли в плане мастерства, созрели для больших и сложных ролей. Кроме того, пришли талантливые и работоспособные новички.

— О чём будет спектакль?

— Он о конфликте нового и старого, о молодом человеке, который хочет изменить мир. Я думаю, это темы на все времена.

— С какими сложностями пришлось столкнуться?

— Действие происходит в доисторическом племени. Для нас сложность в том, чтобы показать эту жизнь: племя должно дышать в одном ритме, двигаться. Для начинающих актёров это непростая задача. Нужна особая пластика, особая убедительность. В пьесе мало текста и много действий. Нужно существовать на сцене, не говоря ничего, и при этом оставаться достоверным, жить.

И второй момент — это актёрское братство. Когда по роли нужно показать агрессию к другому персонажу, но при этом партнёрски поддержать. А это требует от актёров определённой подготовки.

— Как готовили ребят, чтобы научить этому?

— Мы достаточно долго делали разбор пьесы. Каждый из ребят писал о том, как он понял пьесу, потом мы «сводили» эти смыслы, чтобы не каждый про своё играл, а все играли одно. Было много споров и разговоров, мы долго проясняли наше понимание и договаривались.

— Какие моменты в понимании пьесы студентами стали для вас неожиданными?

— Первым делом меня удивили простые моменты. Когда на вопрос, про что пьеса, мне отвечали: «Про доисторическое племя». Это же студенты, они хотят ответить правильно. Я им всегда говорю: «Вы не на зачёте, не нужно придумывать правильный ответ».

Много обсуждений было о персонажах. Например, в пьесе есть Старуха. Хотя когда стали разбираться, то поняли, что в первобытном племени 25 лет — это уже старуха, в те времена просто не жили долго. Поэтому приходилось прояснять, что не нужно играть дряхлую старуху, на самом деле это очень сильный персонаж. Разбирались, в чем её сила и на чём эта сила держится.

И самое главное — много обсуждений было о главном герое, который хочет изменить жизнь племени. Какой он? Как ребята сами меняют жизнь вокруг себя? Что они вообще делают в этой жизни, чтобы изменить её? Мы искали ответы на эти вопросы, и это важно. Мне кажется, спектакль очень много должен дать для духовного роста актёров.

— В чём были сложности при подготовке спектакля?

— Как я сказала, в нём очень мало текста. Коротенькие фразы по 2-3 слова. Если у тебя много текста, ты можешь постепенно подвести зрителя к главной мысли, а тут ты должен сразу сказать чётко и ясно, чтобы не было разночтений..

— То есть не было проблем с заучиванием текста, но были совсем другие…

— Да, особенно пластика. Я обычно говорю: «Вот вы прошли пять уровней игры, вышли на шестой, теперь усложняем». Они удивляются, сколько можно усложнять. Но это действительно так — от них требуется предельная концентрация. Всё время видеть партнёров, понимать, кому нужна поддержка, и ещё работать на сверхзадачу — в этой игре много уровней.

— Доисторические времена — колоритное время. Какими костюмами будете удивлять?

— Мы отказались от шкур. Это первое, что приходит в голову, но не хочется. Тема, о которой мы говорим, на самом деле актуальная. Поэтому мы придумали интересный ход с костюмами, рассказывать пока не буду — всё увидите. Уже готовим и декорации: ребята сами красят задник, обшивают формы из кубов. И костюмы тоже шьём сами. В театре есть своя швейная машинка, ребята остаются после репетиций, строчат.

— С девушками понятно. А парни тоже сами справляются?

— Парни обычно ищут девочек, которые им шьют. За задачки, например. Когда новые актёры приходят в театр, я говорю: вы должны уметь всё. Шить, печь пироги, забивать гвозди... Актёр любительского театра — он специалист широкого профиля.

— Какие у вас ожидания от премьеры?

— Перед премьерой всегда волнуюсь: сложится — не сложится. Ведь театр — это такой вид искусства, который очень сильно зависит от зрителя. Если зритель настраивается на нашу волну (если мы можем его настроить), тогда получается нечто потрясающее. Но это должно случиться. Именно поэтому первый показ всегда делаем для своих. Знаем, что придут люди, которые любят нас, любят наш театр, наши работы, наш стиль. Это самая доброжелательная аудитория. А для начинающих актёров ведь так важно почувствовать энергию зала. Это непередаваемое ощущение, которое невозможно получить нигде, кроме театра. И я надеюсь, у нас всё произойдёт.

— Сколько спектаклей планируете показать в мае и как на них попасть?

— Премьера состоится 23 мая, ещё один спектакль сыграем 27 мая, дату третьего показа пока уточняем. Показы состоятся в Доме актёра (Бограда, 26). Пригласительные мы традиционно оставляем на всех площадках Центра студенческой культуры. Кроме того, ребята будут раздавать флаеры у себя в институтах. Зал у нас небольшой, сцена камерная, но мы будем рады всем зрителям.

Анна ГЛУШКОВА

Похожие материалы