«Не кажется ли вам, джентльмены, что вы слишком долго прячетесь за моей спиной?»,

или Красота спасает мир

Я не зря вынес в первую часть заголовка широко известные слова снайпера Людмилы ПАВЛИЧЕНКО (Герой Советского Союза, уничтожила 309 фашистов), с которыми она обратилась к мужчинам в Чикаго во время поездки делегации советской молодёжи в США в 1942 году. Как знать, может, именно эти слова разбудили спящую совесть союзников по антигитлеровской коалиции и привели к открытию второго фронта в Европе.

Как ни странно, реплика Павличенко актуальна и сегодня. Обратите внимание на новостные передачи по ТВ — участившиеся репортажи с учений Вооруженных Сил России не обходятся без подчёркнутого участия в них совсем не «слабого» пола — девушки-военнослужащие в камуфляже проходят «на раз» полосу препятствий, отлично стреляют из всех видов оружия и т.д. Кадры марш-броска морской пехоты на Каспийском море на территории Дагестана, в центре кадра — девушка-связист, с рацией и всем снаряжением наравне с бойцами-мужчинами «преодолевает все тяготы и лишения воинской службы», причём с ясной улыбкой. Вкладыш в «Комсомольской правде» (последняя страница) — обязательная статья об одной из умниц-красавиц (неразделимые понятия!) в военной форме.

Мы давно уже не удивляемся обилию женщин на офицерских должностях в полиции, прокуратуре, таможне, службе судебных приставов. Что — красота спасает мир? Или и впрямь совсем уж плохо с нами, мужиками, на военном поприще? Сгущать краски незачем. Но то, что женщин в армии становится больше — неоспоримый факт.

Наш Военно-инженерный институт — «испытательный» полигон многих нововведений министра обороны. Мы уже рассказывали о подготовке солдат и сержантов запаса, о научных ротах, о внедрении в реальную жизнь научных разработок двойного назначения, одинаково полезных и в мирной, и в военной сфере. ВИИ — это во многом ломка стереотипов. Старый стереотип из СССР, что выпускник гражданского вуза в армии — «пиджак», отбывающий свои два офицерских года без особой радости, сломан давно, в том числе и с нашим участием. Об этом говорят отличные отзывы от командиров самых высоких рангов и государственные награды на кителях недавних наших курсантов.

Часть ритуала вручения  офицерских погон выпускникам ВИИ СФУ

Часть ритуала вручения офицерских погон выпускникам ВИИ СФУ

Вот и девушек в наших рядах становится с каждым годом всё больше. В 2008 году — 27, в 2009 — 20, в 2013 — 24, в 2014 — 41, в 2015 — 43. Ломаем и этот стереотип: раньше женщина-офицер на командных и инженерных должностях в войсках ПВО если и встречалась, то как единичный случай. В 2013 году 16 наших выпускниц, 22-летние лейтенанты (или лейтенантши?), были назначены, например, на такие грозные должности, как начальник отделения радиолокационной разведки зенитно-ракетного дивизиона; офицер наведения зенитно-ракетного полка; начальник отделения управления радиолокационной роты; инженер радиолокационной станции;начальник смены группы боевого управления и т.д.

В 2014 году ещё 9 девушек-офицеров ушли служить в радиотехнические войска, четверо — военными переводчиками в штабы соединений. А лейтенант Валерия ДЕРЮГОВА летает в составе экипажа военно-транспортного самолёта бортовым переводчиком.
География службы наших выпускниц — вся страна и немного дальше: Москва, Псков, Волгоград, Курган, Челябинск, Астрахань, Самара, Омск, Оренбург, Хабаровск, Иркутск, Чита, Улан-Удэ, Комсомольск-на-Амуре, Абхазия. Служат все без исключений — ХОРОШО! Об этом говорят отзывы из воинских частей.

Какие они, курсантки Военно-инженерного института, девушки в камуфляже? Они — разные, очень разные. Может быть, камуфляж и мужские зимние шапки не красят девичьи фигурки, но они умудряются так подогнать свою форму (причём не противореча Уставу!), что окружающие мальчишки начинают нервничать и беспричинно улыбаться. Армия не предполагает обилия косметики на лице, разноцветья и многостилья причёсок. Аккуратные головки, минимум косметики, розовые щёчки после зимнего утреннего построения на плацу — есть в этом своя прелесть. При всей строгости распорядка, определённых ограничениях они остаются девочками, непосредственными, улыбчивыми, интересующимися всем и вся, старающимися реализовать себя по максимуму.

У меня было устойчивое мнение, что в военное учебное заведение идут девушки из семей военных, для которых гарнизонный поселок — родной дом, а частые переезды и смена школ — привычное дело. Няньки в солдатской форме, сапёрные лопатки и патроны в песочнице… (ну это я уже шучу). Или как бывает — не родился у мужика сын, и дочь теперь должна реализовать несбывшиеся мечты отца. Вырастает такая пацанка, что и в глаз дать может легко, и вообще — «капитан Каталкин, чёрный пистолет». Это тоже был стереотип, который с треском сломался после общения со студентками ВИИ.

Из двадцати девушек, с кем я разговаривал, только у одной родители — военнослужащие. Отец Алёны ИВАНОВОЙ (Канск) Дмитрий Иванович — капитан, старший инженер авиационной части, мама служит по контракту. Мой вопрос: «Это родители настаивали на продолжении династии?». Алёна смеётся: «Да они не знали о моём выборе до последнего!».

Второкурсница Катя ЦЕОВА (Енисейск) с малолетства часто приезжала к тёте, военнослужащей «Полюса». Хорошие отзывы последней о службе в воинской части стали решающими, когда пришло время выбирать профессию — Катя поехала поступать в Военно-космическую академию им.Можайского в Санкт-Петербург. Поступила, но через две недели остро затосковала по дому и перевела документы в ВИИ. Та же самая специальность, но рядом с домом.

Практически все девушки — первые будущие офицеры в своих семьях. И у всех девчонок выбор родители одобрили.

«В выборе вуза колебалась между МЧС и университетом гражданской авиации в Санкт-Петербурге (мама работает в авиации, папа - речник). Не хотелось уезжать далеко от дома. Просматривала сайты СФУ, увидела в списке институтов ВИИ. Другие уже и не рассматривала». (Мария ИЛЬИНА, Усть-Кут)

Второй курс на занятиях

Второй курс на занятиях

«Хотела поступить в вуз МЧС, но там не было набора девушек. Знакомый парень — второкурсник ВИИ рассказал про институт, сказал, что девочкам там учиться нравится. Пришла сдавать документы, офицер (теперь это наш начальник полковник С.Н. ГРИЦЕНКО) ответил на все вопросы. Его доводы «за» ВИИ были настолько убедительны, что не видела смысла искать другие институты. Не жалею, всё хорошо. Дисциплина только в плюс. Нравится, что всё чётко». (Софья АЗАРОВИЧ, г.Красноярск, родители — железнодорожники)

«В семье военных не было, но к военной форме с детства была неравнодушна. Сомнения в выборе сначала были. По баллам проходила в любой институт в СФУ, но всё-таки выбрала ВИИ. Детская мечта должна же осуществиться! Да, у нас меньше свободного времени, чем в гражданских вузах, но для самовоспитания это только полезно». (Илона САМОЙЛОВА, с.Берёзовское Шарыповский район)

«В нашей школе (№ 1 в Зелёной Роще) были агитаторы из ВИИ — офицеры и курсанты, выпускники нашей же школы. Рассказывали интересно, увлекли. То, что услышала, легло на подготовленную почву. Про военный вуз думала с 9-го класса благодаря военруку Леониду Григорьевичу, очень хороший был и учитель, и человек. В сайте ВИИ сразу не разобралась. Приехала в институт наобум, дежурный офицер всё подробно рассказал, скинул на «флешку» необходимую информацию. Был очень приятен такой моментальный «шаг навстречу». Люди здесь точно неравнодушные». (Дарья МАЛЫШЕВА, Красноярск)

«В ВИИ привёл спорт. Пятый год занимаюсь рафтингом. Однажды на сплаве у нас потерялись двое. Искали их с вертолётом, долго, всей командой вместе со спасателями МЧС. Много разговаривали, видели профессионализм этих людей. Зацепило. Честно говоря, захотела в спасатели, в МЧС, но у нас в Железногорске готовят пожарников. У меня вода – любимая среда, а там огонь. Не моё. В спортклубе разговорилась с девушкой-второкурсницей ВИИ. Она очень хорошо отзывалась о порядках в институте, о людях. После того как в нашей школе (№ 88 в Черёмушках) увидела агитаторов из ВИИ, решила приехать и сама посмотреть. Вот и посмотрела! Я спортсменка, постоянная занятость и дисциплина уже в крови, поэтому мне в таком ритме жить комфортно. Даже не представляю, как училась бы в другом институте». (Маргарита ЭРДМАН, Красноярск)

Маргарита — чемпион мира 2015 по рафтингу на «шестёрках», мастер спорта. После победы на чемпионате мира отправлено представление на звание «Мастер спорта международного класса». Кстати, наша красноярская команда по рафтингу в течение 4-х лет выигрывала и чемпионаты России, и первенства России.1-2 место — норма, ниже не опускаются!

«Мой папа мечтал о сыне, а на свет появились две девчонки. Мы с сестрой возились в папином гараже, делали вид, что помогаем ему ремонтировать машину, что-нибудь строить. Папа буквально млел от удовольствия. Спорт в семье – любимое занятие, это тоже от папы. Когда выросли, профессии выбрали мужские, сестра — энергетик. Я же с малолетства привыкла больше времени проводить с парнями, играли в «войнушку», маскировались. Мне захотелось связать свою судьбу с армией. Мама очень переживала. Но ведь армия - это не обязательно война, боевые действия, смерть. Это и защита, оборона, наука. Это возможность реализовать себя, познакомиться с новыми людьми». (Зоя ТОРШИНА, г. Нерчинск, Забайкальский край)

«Всегда считала, что я прямо «девочка-девочка».Всё детство — музыкальная школа, танцы, песни. Когда определилась с экзаменом, смотрела перечень институтов. Взгляд зацепился за ВИИ. Сначала не была уверена, но сейчас «+++». Для меня важно, какой коллектив окружает. Было даже неожиданно, что командиры и преподаватели КАЖДОМУ курсанту уделяют индивидуальное внимание, знают и ПОМНЯТ все наши беды и радости, относятся, как к собственным детям. И старшекурсники помогают во всем. Музыка никуда не делась – с удовольствием участвую в инструментальном ансамбле ВИИ». (Ангелина СЕМЕНЕНКО, Красноярск)

«По характеру девушки устойчивее и целеустремленнее парней, они всегда доводят дело до конца. В некоторых случая мы мальчишкам фору даём даже там, где они не ожидают». (Зоя Торшина)


«Изначально я поступала в Военно-космическую академию имени А.Ф. Можайского, но не прошла и решила попробовать свои силы сюда. Я с детства хотела стать военным. Когда я маме сказала, что хочу поступить в Мариинскую гимназию, мама сказала, что я слишком маленькая и не разрешила. Тогда я поставила цель, что после школы обязательно поступлю в военный вуз. Увлекаюсь футболом (занимаюсь уже 7 лет), поэтому в свободное от учёбы время — тренировки по мини-футболу в СФУ. Ребята-курсанты, которые нас окружают, ведут себя как настоящие мужчины, они никогда не позволят обидеть девушку. В нашем коллективе - полная гармония, все друг друга понимают и уважают. В любой момент каждый из нас готов подставить плечо товарищу. Главный вывод для себя я сделала: военный вуз объединяет людей». (Катерина НОВОХОВИЧ, г. Боготол)

«Женщине есть место в армии. Если мужчина не готов — мы готовы. Если у меня есть желание заниматься этим делом — почему нет? Пока всё нравится, дальше будет видно. Очень интересны военные дисциплины, интересно узнать армию изнутри. То, что все в форме, сближает и уравнивает». (Илона Самойлова)

«В моей семье из военнослужащих только дедушка — майор запаса. Сама же я не думала про военную службу, собиралась поступить после 9-го класса в Красноярский колледж искусств им. Иванова-Радкевича, так как до этого обучалась в музыкальной школе по классу вокала. Передумала, доучилась до одиннадцатого класса. У меня в принципе не было предпочтений, куда поступить, и по совету родителей я решила поступать на военную специальность. Подала документы в несколько вузов, сообщили, что я поступила в ВИИ СФУ, приехала на собеседование, прошла, и вот уже второй год учусь и не жалею». (Екатерина КЛЕПИКОВА, село Качулька Каратузского района)

«Нравится, что офицеры относятся, как к своим детям, говорят: «Вы наши дочки». Не было случая, чтобы не вникли в проблему и не помогли её решить. Для меня это важно - дом не близко, к маме не забежишь на минутку». (Мария Ильина)

Пути разные, но привели они в Вооруженные Силы. Выбор всё-таки нестандартный для девушки. В и рейтинговых ток-шоу СТАНДАРТНЫЕ ответы девушек на вопрос «Кем вы собираетесь стать в будущем?» - это: 1. Моделью. 2. Певицей. 3. Телеведущей. 4. Актрисой. Чувствуете разницу? Наверное, у нас другие девушки, и это хорошо. Их присутствие в мужском коллективе даёт только положительные результаты. Меньше грубости, больше вежливости, меньше неряшливости, больше старания выглядеть прилично и прочая, прочая. К хорошему принципу соревновательности добавляется и такой психологический фактор, что стыдно сдать «мужской» норматив хуже девчонки.

Сейчас меняется отношение к армии и у мужской половины российского человечества. Армия изменилась в лучшую сторону, в ней служить не стыдно. «Косить» — стыдно. И «косящих» становится всё меньше.

А девушки идут в офицеры не от безысходности. Все наши курсанты–девушки могли с успехом поступить в другие институты, но выбрали военный. Причины (кроме указанных выше) просты: хорошее «ликвидное» образование, стабильность, гарантированное трудоустройство после окончания института с весьма приличной заработной платой и многими очень важными в наши непростые времена дополнениями (жильё, пенсионное обеспечение в будущем и т.д.). Да и моральный фактор тоже никто не отменял – эта работа приносит видимые результаты, а соответственно и удовлетворение тем, что жизнь твоя проходит не зря.

Пожелаем им успеха. Пусть красота и дальше спасает мир! А вы, джентльмены, задумайтесь!

Вячеслав ФИЛИППОВ, Военно-инженерный институт

Похожие материалы