Виктор Толоконский: «Простым исполнителем никогда не был»

На одной из встреч студентов с губернатором Виктором ТОЛОКОНСКИМ третьекурсник Юридического института Семён КИЛЕПО взял и спросил: не дадите ли интервью? Губернатор ответил: если это будет интересно студентам, то он — за. И через некоторое время Семёну позвонили из администрации края — на разговор с ним губернатор выделил больше часа.

Полностью текст, видимо, появится в блоге Семёна (skilepo.wordpress.com), где под рубрикой «Успешные люди» уже опубликованы интервью с директорами институтов СФУ Ириной ШИШКО, Николаем ДОВЖЕНКО, Сергеем ГЕРАЩЕНКО.

У Семёна свой алгоритм ведения беседы, вопросы его делятся на те, что его просили задать читатели, свои собственные и «опросник Марселя ПРУСТА», который также использует в своих интервью Владимир ПОЗНЕР. Несмотря на отработанный метод, перед каждым интервью Семён ночь готовится и, конечно, сильно волнуется — потому что все люди разные и ко всем нужен свой подход.

Виктор Толоконский: «Простым исполнителем никогда не был»

— Виктор Александрович, первый вопрос будет от читателя: всегда ли вы стремились быть руководителем?

— Вряд ли у кого-то в юности есть осознанное желание быть руководителем, скорее, люди думают о содержании, характере работы, и у каждого поколения есть свои герои и ориентиры.

Моё поколение свой выбор формировало в 60-е годы, это было время совершенно необычного подъёма науки и техники. Я был в первом классе, когда ГАГАРИН полетел в космос. Я до сих пор помню это уникальное событие.

Всё было связано с прогрессом. И у меня были планы посвятить себя науке. Не думал никогда о руководстве, преподавал студентам, участвовал в различных семинарах. Для меня кумирами были выдающиеся учёные-экономисты того времени.

Предложение совместить практическую работу по специальности с руководящей показалось мне интересным. Нужно было больше зарабатывать, к тому времени я уже был женат, росли дочь и сын. И в 28 лет я оказался в управленческом аппарате. Это была не руководящая работа, не публично-политическая, а работа плановика-экономиста в небольшом коллективе в Новосибирской областной администрации, где служил 10 лет.

У меня в характере — любую работу выполнять хорошо и самостоятельно, привносить что-то своё. Никогда не был исполнителем. Мне ставили общие задачи, а я добавлял новое, много писал в то время: доклады, аналитические справки. Я отдавал очень много времени делу, не жалел вечеров, выходных, брался за любое поручение не раздумывая.

Когда мне было уже почти сорок, меня пригласили заместителем мэра Новосибирска, это уже другой масштаб. Через два года был назначен мэром Новосибирска. В то время мэра назначал губернатор. Мэром я проработал полтора года, мы тогда писали первый Устав города Новосибирска, и по этому Уставу были объявлены первые выборы. Может, кто-то отметит в истории: я был первым избранным мэром в Новосибирске с 1995 года. Это тоже накладывает свою особую ответственность — не перед одним человеком, который тебя назначил, а перед многими людьми. Это означает, что твоя работа и твоя жизнь всегда анализируются обществом и влияют на общественное настроение.

Я избирался мэром, затем трижды — губернатором Новосибирской области, потом губернатором Красноярского края. У меня выборов было достаточно в жизни, но каждый раз я волновался и чувствовал ответственность перед избирателями.

— Что интереснее и что сложнее: работать на уровне субъекта Федерации или на уровне муниципалитета?

— Для меня принципиально важно быть максимально свободным и в то же время максимально ответственным за какое-то большое дело. В этом плане работа мэра и губернатора мне ближе, чем работа полпредом Президента в Сибирском федеральном округе. Мне важно принимать решения постоянно, каждый день. Это решения, которые формируют политику развития экономики, территории и т.п. А что касается сложности — управленческая работа простой не бывает. У меня возникали сложности, даже когда я руководил четырьмя исполнителями.

— Вы в 1974 году окончили с отличием Институт народного хозяйства по специальности «экономист». Как выбрали именно эту специальность?

— Осознанного интереса посвятить себя экономике и управлению не было, более того, не совсем понимал, что это такое. В наше время были профессии инженера, биолога, врача, но не управленца. Я закончил школу, получил хороший аттестат и мог поступить в любой вуз. Пятнадцать вузов в Новосибирске, выбор достаточно большой (я рассматривал только Новосибирск, мне никогда не хотелось уезжать). Так случилось, что мне рассказали о новом институте — народного хозяйства (у меня был, по-моему, второй выпуск дневного обучения). Я отдал документы, никому не сказав об этом. Сдал экзамены. Был очень маленький набор, а конкурс огромный. Я имел право только на одну четвёрку. Набрал баллы, был зачислен.

Обычно люди при поступлении испытывают чувство радости, а я был подавлен. Зашёл в спортзал — а для меня это было важно, я только что вернулся с финала чемпионата России по баскетболу — но никто там ни во что не играл: институт без материальной базы. Так что в первые дни тяжело было переступать порог аудитории. Но потом я втянулся, было интересно.

— Какими были эти годы?

— Знаете, для меня более запоминающимися были школьные годы. Вот в школе всё помню с первого до последнего дня. С одноклассниками до сих пор очень часто собираемся, перезваниваемся, интересуемся друг другом, хотя уже прошло 45 лет, как мы закончили школу.

А вуз прошёл очень быстро. Тут я был один, ребята учились в основном после армии, постарше. К тому же на втором курсе я женился, на третьем родилась дочь. Связь с одногруппниками не сохранилась.

— Не считаете, что ваша взрослая жизнь началась слишком рано? По сегодняшним меркам вы женились совсем молодым.

— Конечно, сейчас в 18 лет не часто женятся. Но это был брак по любви. Мы учились в одном классе, дружили со школы. Родители к этому были готовы. Когда родилась дочь, я был рад, гулял с коляской.

— Это не мешало учёбе?

— Я всегда говорю, что не бывает такого вида деятельности, когда не хватает времени на что-то другое. Да, может, я меньше куда-то ездил, остальное всё было. Мы ходили и в кино, и в театр, и в компанию к ребятам. Жили с моими родителями, они помогали. У меня было распределение в Плехановский институт, в аспирантуру. Я бы поехал, но была дочь, жена училась, и я остался в аспирантуре в Новосибирском университете. Ни капли не жалею.

— Можете дать совет, что нужно усвоить со студенческих лет и как нужно прожить эти годы?

— Самое главное, чтобы был стержень, чтобы студент понимал: учёба — это его работа, ответственность, его будущее, от которого будет зависеть его благополучие и благополучие близких ему людей.

Также у молодого человека должны быть принципы. В наше время была популярна фраза «Береги честь смолоду». Понятно, что жизнь нельзя прожить без ошибок. Но какие-то ограничения должны быть. Нельзя нарушать определённую черту, нельзя предавать, унижать.

Мне хочется пожелать студентам как можно более сильного ощущения своей роли в жизни. Самое плохое — это равнодушие, неверие в свои силы, ощущение ненужности. Человеческая жизнь — это всегда отношения с другими людьми. Осознание ценности жизни и своей важности необходимо. У каждого молодого человека бывают периоды отчаяния, но нужно помнить — у тебя есть всё, чтобы быть сильным.

— Как вас воспитывали родители?

— На доверии. Денег было мало, мама работала на двух работах. Отца я тоже не видел сутками, поэтому мы с младшим братом должны были самостоятельно и приготовить, и прибраться. Была молчаливая требовательность. Никогда не говорили, что можно, а что нет, никогда не было «живите как мы». Но всегда было ощущение — нельзя подвести родителей. Я просто понимал это. И со своими детьми то же самое. Единственное, о чём мы жалеем, что не так много времени уделяли им.

— Кем выросли ваши дети, и чем их детство отличалось от вашего?

— Дочь закончила школу с золотой медалью, сын с серебряной. Оба по образованию медики. Дочь — терапевт, очень профессиональный врач. Сын, заканчивая учёбу, чувствовал, что это не совсем его, так что одновременно заочно получил специальность «управление в сфере здравоохранения». Работал одно время заместителем главного врача, сейчас руководит футбольным клубом. Всю жизнь играл и «болел».

В жизни детей, в отличие от нашей, были определённые ограничения: они росли, уже будучи детьми мэра и губернатора. Не могли учиться за границей, не могли заниматься бизнесом. Моя работа их несколько ущемляла. Но они — личности и востребованные профессионалы.

— Бывает ли у губернатора свободное время? И чем вы любите заниматься?

— Не верьте людям, которые говорят, что они так заняты, что времени нет совершенно, так не бывает. Эффективность любой деятельности зависит от того, как человек переключается, как организует своё время вне работы. Частично свободное время переходит в работу, я чувствую себя уверенней, когда в выходной день нахожусь в кабинете. Не могу войти в понедельник с нерассмотренным документом. Всё может копиться, но в понедельник утром всё должно быть готово.

Я отдыхаю, когда еду на спортивные мероприятия — поболеть. Поболеть, покричать — это моё! С большим удовольствием хожу в театр. В кино почти не бываю, к сожалению. Хотя раньше любил ходить, это ностальгия, наша молодость. Хожу в спортзал, играю в большой теннис. А придёт зима, обязательно буду ездить в Бобровый лог и кататься на лыжах. На что не хватает времени, так это на путешествия. Сожалею, что мало путешествовал по свету.

Фото Алёны Размановой, студентки 1 курса ТЭИ СФУ

Из опросника Пруста

Что считаете своим главным достижением? У меня четверо внуков и будет пятый в декабре.

Какое слово вы более всего любите?
Скорее фразу: «Ну что тут сложного?»

Каким человеческим качеством вы более всего дорожите? Порядочностью.

Каким талантом хотели бы обладать? Играть на музыкальном инструменте.

Любимый литературный герой? Если бы спросили 50 лет назад — то Д’Артаньян, лет 20 назад — учёный, особенно после фильма «Укрощение огня», сейчас — трудно сказать.

Если бы вы могли пообщаться с любым человеком, который когда-либо жил на земле, кто бы это был? Наверно, кто-то из великих… ЛОМОНОСОВ, ЭЙНШТЕЙН, КОРОЛЁВ. В Новосибирске работал выдающийся учёный ЛАВРЕНТЬЕВ, о нём столько рассказывали… Кто-то из них.


Семён Килепо:

«Почему я это делаю? Мне интересно разговаривать и писать про таких людей. Каждый из этих личностей на слуху и на виду каждый день, а как они достигли своего высокого уровня, мы знаем мало. Хочется также показать студентам, преподавателям СФУ, кто создаёт платформу для нашего развития. После каждого интервью появляется чувство гордости за университет или за наш край (как в случае с губернатором). И мне приятно видеть результат моей работы, читать положительные отзывы и критику».

Похожие материалы