Весь день на ногах!

Рубрику «Первый опыт» ведёт Юлия СТАСИШИНА

Кто не был студентом,
тому не понять:
как хочется денег,
но негде их взять.

Студенчество — тот период, когда начинаешь ценить деньги и труд. Появляются первые материальные трудности из разряда «как прожить месяц на одну стипендию». Хочется модно одеваться, делать подарки любимым, да, наконец, просто перестать сидеть на шее у родителей и начать зарабатывать самому. Тут-то и возникает проблема трудоустройства: куда податься, если нет опыта работы. Такая дилемма встала и передо мной.

Так как я учусь на последнем курсе бакалавриата, определённый план действий, что мне делать после окончания университета, у меня разработан. Только вот для реализации моих планов нужна приличная сумма денег, которую просить у родителей не хочу. Конечно, я подрабатываю по профессии, но это, так сказать, скорее для души. Чтобы получать доход, выбрала одну из самых распространённых профессий среди студентов — официанта. В известную кофейню пришла, не имея никакого опыта работы в сфере услуг, но с огромным желанием и амбициями.

После заполнения анкеты мне дали первое задание — выучить меню. «Это не сложно же», — подумала я и… никогда так не ошибалась. Запомнить названия и состав двадцати видов чая и соусов было сложнее, чем мне, гуманитарию, не завалить экзамен по микроэкономике. Меню я сдавала два раза: старшему официанту и директору.

— Чем отличается капучино от латте? — был первый вопрос директора.

На этот вопрос я знала ответ. Мне, кофеманке по крови (любовь к кофе у нас с мамой общая), легче всего далось запомнить кофейную карту. Кстати, капучино от латте отличается объёмом молочной пенки: у капучино её больше, и кофе получается крепче.

Гуру этой кофейни, он же директор, провёл со мной собеседование и допустил до первого дня стажировки. На собеседовании, помимо стандартных вопросов о том, почему я выбрала именно это место и о моей желаемой заработной плате, мне нужно было представить себя директором крупной сети ресторанов и придумать три вопроса для потенциальных сотрудников. Впоследствии мне пришлось отвечать на эти же свои вопросы о вредных привычках, амбициях и стрессоустойчивости.

Наконец, наступает день моей стажировки. Волнуюсь. Меня встречает старшая официантка и направляет в святая святых любого кафе — кухню. Здесь во мне просыпаются журналистские навыки, и я чувствую себя Еленой Летучей из «Ревизорро»: «Так, вроде, всё чисто и аккуратно, даже маркировки есть». Знакомлюсь с персоналом, переодеваюсь и выхожу в зал. «Сегодня ты будешь у нас какой-нибудь Вероникой», — протягивает мне бейдж Лиза — старшая официантка, которая стала моим куратором. Она объясняет мне расположение зон, показывает, как забивать заказы. С первого раза не понимаю, как работает эта штука, через которую надо отдавать заказ на кухню. Однако после тренировок постепенно запоминаю, где какое блюдо искать.

— Ну, всё, иди, принимай заказ, — направляет меня Лиза.

С широкой улыбкой, за которой пытаюсь спрятать свои мысли «лишь бы ничего не перепутать», подхожу к молодой паре. Заказывают два средних капучино и завтрак. Подхожу к бару, жду кофе. Вспоминаю сервировку из меню: «Так, если средний кофе, то три пакетика сахара. Ложка чайная кладётся справа, сахар — слева». Теперь, когда буду готовить своим друзьям кофе, подам его по всем правилам и никак иначе!

— Мне страшно, я их не донесу! — шепчу я Лизе. Кофе бариста наливают так, чтобы оно не просто было по краю, но даже выходило за него.

— Не бойся. Капучино имеет плотную консистенцию. Вот я в свой первый день стажировки, помню, несла два больших латте, а он более жидкий, и ничего, не разлила.

Дрожащими руками ставлю кофе посетителям. Вздыхаю с облегчением: ни одна капля не пролилась! Первый обслуженный мною заказ был удачным: даже чаевые оставили.

Утром посетителей не так много. Лиза рассказывает мне другие обязанности, которые должен выполнять официант, например, принимать утреннюю смену или закрываться ночью, а также приносить посуду на бар. Да и моё любимое занятие, когда совсем скучно, — скручивать салфеточки. Такой «тяжёлый труд» очень сближает официантов между собой.

— Коллектив у нас хороший. Есть, конечно, девчонки с характером, но ведь мы все не ангелы, — вводит меня в курс дела Лиза. — Главное — это взаимовыручка. Видишь грязную посуду за столиком другой официантки — убери. Бариста, повара — все у нас хорошие. Я вообще не жалею, что пришла сюда работать: бонусов много получаешь.

Бонусы и правда есть. Бесплатный кофе любого объёма в рабочую смену, скидка на всё меню не только в нашем кафе, но и в других заведениях данной сети.

В полдень начинается самое нелюбимое время — бизнес-ланч. Как говорит Лиза, народу немерено, заказов много, а выручка маленькая: блюда из бизнес-ланча дешевле, чем из основного меню. Откладываю в сторону свои салфеточки и начинаю принимать заказы. Люди, откуда вас взялось столько! Чтобы не перепутать ничего, приходится переспрашивать у посетителей. Все равно не удаётся избежать: «Девушка, я этого не заказывал».

После шести часов первого дня чувствую, как мои икроножные мышцы горят и просят покоя. За первые мучения получаю символические чаевые и уставшая, но довольная еду домой.

Впереди меня ждёт не раз пролитый кофе, разбитая посуда, перепутанные заказы. Кто сказал, что официантом работать легко? Вы попробуйте весь день простоять на ногах, запомнить, как подаётся «Американо 250 мл» и «Американо 150 мл», выучить сорта кофе и чая и быть всегда вежливым и доброжелательным. Однако, несмотря на всё это, я почему-то иду на работу с удовольствием. Наверно, правда атмосфера там хорошая.

P.S. Теперь в других местах всегда оставляю чаевые. Профессиональная солидарность.

Похожие материалы