Формула «Студент»


Сложно представить, но в стенах нашего университета студенты собирают настоящий гоночный болид. И это не шутка!

10-13 сентября в Москве пройдёт «Formula Student Russia» — это российский этап международных студенческих соревнований «Formula SAE». Благодаря студентам СФУ Красноярск впервые примет участие в подобном мероприятии.

Корнями «Формула» уходит ещё в 1978 год, когда студенты трёх вузов США решили устроить соревнования на переделанных в багги газонокосилках. Всего через несколько лет к состязаниям подключилось Сообщество автомобильных инженеров. Гонка приобрела невероятную популярность.

Первооткрывателями «Формулы» в России стал Московский автомобильно-дорожный университет: команда МАДИ впервые отправилась со своим автомобилем в Германию в 2006 году и смогла пройти все испытания. В прошлом году количество российских участников в мире выросло до семи, а уже в этом году зарегистрировались около 35 команд со всех уголков России. Красноярск является самой восточной командой.

Эта команда...

Эта команда...

Сборная СФУ называется «Siberian Racing Team». Ребята должны сами спроектировать и построить «с нуля» гоночный болид. На сегодняшний день в команде около 30 человек, и у каждого своя роль. Руководитель проекта Павел ШЕЕНОК ради этой идеи бросил свою основную работу и снова вернулся в университет, сейчас он магистр 1 курса.

Проект поддержал заведующий кафедрой ТиТН Политехнического института Владимир Андреевич ЗЕЕР, потом ребята вышли на администрацию СФУ. В итоге добились финансирования проекта.

... собирает такой болид

... собирает такой болид

Всю организаторскую работу взяла на себя Мария УСТИНЕНКО, студентка 3 курса, будущий логист. Маша ищет спонсоров для команды, организует встречи, занимается отчётностью документов — в общем, ведёт всю менеджерскую работу. Помимо проектирования и непосредственно самой сборки болида команда должна будет презентовать свой автомобиль и пройти техническую инспекцию. Учитываться будет не только скорость, но и экономичность, экологичность, дизайн, безопасность и уникальность.

В составе команды в основном студенты пятых курсов, для них проект является одновременно и дипломной работой. По словам Марии, не так-то просто было собрать команду, ведь работать нужно бесплатно, за идею. Кто-то соглашался, не подумав, а потом уходил, некоторые говорили: «это слишком сложно». Пару месяцев назад проиошла «чистка» команды, и в нынешнем составе ребята планируют работать до самого конца. Но руководство проекта открыто к сотрудничеству и готово принять новых людей. Например, не так давно в штате команды появился свой видеооператор.

Очень много желающих откликнулось на вакансию пилота. Среди них были даже девушки. Тренировки будут проходить на картингах, а пока идёт теоретическая часть. По итогам отбора останутся 5 человек. Любопытно, но для пилота формулы даже не обязательно иметь права. По регламенту соревнований нельзя выставлять профессиональных водителей. При выборе пилотов есть свои нюансы — например, все они должны быть схожей комплекции, т.к. болид изготавливается под водителя.

На одной из площадок СФУ ребятам выделили новенький бокс — там находится их гараж. Сборка автомобиля вот-вот начнётся, инженеры ждут заказанные материалы. А пока дизайнер прорабатывает окончательный эскиз будущего болида, при этом используя цвета логотипа СФУ. По эскизу будет сделан макет на 3D-принтере. Кстати, ребята нашли спонсора для этого: компания «Импринта» в этом году напечатает все детали макета бесплатно, а в следующем уже предоставит команде собственный 3D-принтер. С учётом стоимости таких работ и оборудования — это существенная экономия. Также ради экономии команда поедет в Москву на своих машинах, а болид отправится тем же путём в грузовом авто. Получится целое приключение.

Поскольку соревнования международного уровня, все документы на английском языке. Участников команды готовят и к этому. Регламент соревнований разделили на части, участники его детально изучили, чтобы соблюсти все правила. Мария смеётся: «На лето у меня в планах гараж и английский язык».

В работе Маше очень помогла поездка в Москву на конференцию Союза молодёжи. Там она посетила тренинг профессионального российского гонщика Михаила ГОРБАЧЁВА. Мария узнала, как развивать свой проект, как «выбивать» деньги на него, ей стало легче мотивировать студентов.

Участие в таком проекте даёт огромный опыт для каждого участника, а полученные знания можно тут же применить на практике. Помимо этого, есть возможность найти себе будущее место работы в очень перспективном направлении. Организаторы соревнований постоянно делают запросы в университеты-участники гонок и предлагают достойные вакансии.

Пожелаем ребятам удачи и будем следить за гонками в сентябре.

Ада БУГАКОВА

Похожие материалы