Мобильное образование

Ещё в октябре 2013 года между несколькими федеральными университетами было подписано соглашение о взаимодействии по программам сетевой магистратуры. С 2014 года СФУ участвует в реализации шести сетевых программ. Магистранты могут освоить часть учебных модулей в университетах-партнёрах: СКФУ, ЮФУ, САФУ, ДВФУ, КФУ, УрФУ.

В марте-апреле в Институте фундаментальной биологии и биотехнологии СФУ по программе «Фундаментальная и прикладная биология» прошли обучение три магистранта Уральского федерального университета. В один из дней мы навестили ребят в Инновационном биомедицинском центре СФУ. Здесь магистранты второго года обучения проводили эксперименты по выращиванию клеток на различных биоразлагаемых полимерах.

На фото к тексту — магистранты из УрФУ в СФУ

На фото к тексту — магистранты из УрФУ в СФУ

Стерильность как в операционной! Только в бахилах и белом халате можно проникнуть в лабораторию мирового уровня — биомедицинский центр СФУ, где созданы все условия для проведения фундаментальных исследований в области биотехнологии новых биоматериалов. На двери в лабораторию надпись: «Не входить, в комнате вроде как стерильно и, скорее всего, включён УФ».

В комнате термостат, криогенная камера, центрифуга, ламинарные боксы, внутри которых мерцает ультрафиолет…

Магистранты из Екатеринбурга делятся впечатлениями.

— Первое, что нас поразило — это общежитие. Мы ожидали увидеть скромную пятиэтажку, как в Екатеринбурге, а нас заселили в 25-этажное общежитие квартирного типа — уютное, комфортабельное… Так что чувствовали мы себя как дома. Вот взять бы эти общаги и к нам переместить, — шутит будущий биолог Мария МИРОНОВА. — Первые две недели вечерами осматривали окрестности, бродили по городу, побывали на Столбах.

— С чем до поездки у вас ассоциировался Красноярск?

— С десятирублёвой купюрой! Мы видели там мост, часовню и ГЭС…

— А студенты СФУ и УрФУ чем похожи?

— Студенты везде одинаковые. Только красноярцы про лекцию говорят «лента», а мы — «пара». Сначала не могли понять почему. Оказывается, всё дело в расписании, где лекция выглядит как лента. И кампус СФУ уже основательно оформлен, а у нас строительство нового здания только в проекте. И ещё в Екатеринбурге айфоны у студентов — редкое явление, а у вас — наоборот.

— Что вы успели за месяц?

— Интересно было посмотреть другой университет, освоить новые методики. У нас тоже есть лаборатории, но биомедицинский центр СФУ впечатляет масштабом задач и наполнением. В центре ведутся разработки новых материалов — с целью их производства и применения в медицинских целях, например, для заживления ран. В университете мы послушали интересные лекции по молекулярной генетике, по материалам для клеточных технологий и ГОСТам.

— Может быть мелочь, но первое время мы никак не могли привыкнуть к тому, что здесь, в лаборатории, не используют спиртовку. У нас-то она просто незаменимый атрибут — всеочищающее пламя… — рассказывает Варвара ПОЗДИНА. — После окончания магистратуры я собираюсь работать в Екатеринбурге, в недавно открывшемся Центре клеточных технологий. Предприятие коммерческое, небольшое, но исследования там проводят серьёзные. Выращивают культуры клеток — фиб­ропласты для косметологии, для ожоговых центров. Поэтому когда я узнала о возможности поехать в СФУ, то откладывать не стала. Тем более мы уже знали, что здесь работает известный биофизик, доктор медицинских наук Екатерина ШИШАЦКАЯ. Она-то и ввела нас в курс дела, сформулировала задание для лабораторного эксперимента. В нашем университете данной темой стали заниматься совсем недавно, года два назад. Жаль, что как студенты мы уже сюда больше не приедем, но хотелось бы ещё когда-нибудь в этой лаборатории поработать. От лекций по молекулярной генетике мы в восторге, в нашем университете в этом отношении база слабее.

Эксперимент, проходивший в течение нескольких дней, подходит к завершению. На моих глазах специальной пипеткой ребята добавляют на полимер флуоресцентный краситель, чтобы потом посмотреть под микроскопом, сколько выросло клеток.

Знакомимся с ещё одним исследователем. Артём МИНИН учится в одной группе с Марией и Варварой. После окончания магистратуры собирается поступать в аспирантуру УрФУ (кафедра физиологии растений). Тема будущего исследования связана с биофизикой, хотя всегда мечтал о космосе. Сейчас Артём пишет дипломную работу, имеющую прямое отношение к медицине — к лечению онкологических заболеваний методом магнитной гипертермии (лечение опухолей с помощью высоких температур, создаваемых внутри злокачественных клеток). Магистрант сотрудничает с Институтом иммунологии и Институтом физики металлов в Екатеринбурге.

— Мы используем магнитные наночастицы, которые должны будут попасть в клетку и под воздействием магнитного поля разогреть их, — просвещает Артём. — Мой научный руководитель — Мария Валерьевна УЛИТКО, кандидат биологических наук, доцент кафедры физиологии человека и животных. Как я выяснил, в СФУ этой темой никто не занимается, всё внимание направлено на разработку различных биоразлагаемых полимеров — тоже очень перспективное, нужное направление… В СФУ мне запомнился интересный курс «Генная инженерия» под руководством Ларисы Степановны СМИРНОВОЙ, подобного в нашем университете я не проходил.

— Теперь даже странно вспомнить, что жили мы в Екатеринбурге, и никто никогда не говорил нам о возможности поехать в другой университет по сетевой программе, поучиться там новым методикам. Дальше своего огорода не смотрели, — выражает общее настроение Варвара. — Тут нас так хорошо встретили и поддерживали всё это время… Завтра ещё раз сходим на Столбы, чтобы полюбоваться красноярской природой!

Вера КИРИЧЕНКО

Похожие материалы