Столбы, лыжи и сплавы

в контексте радиотехники


Я горжусь своей профессией и принадлежностью к ней, когда думаю о Георгии Яковлевиче ШАЙДУРОВЕ и о том, что пересечение наших судеб есть большая удача для меня. Формула счастья по Ландау (счастье = работа + любовь + общение) в полной мере описывает нашего героя, у которого сегодня юбилей.

Он носитель множества титулов: профессор, доктор технических наук, заслуженный деятель науки и техники, основатель и многолетний руководитель кафедры радиотехнических систем нашего вуза, председатель профессорского собрания СФУ и пр., и пр., но никогда не придавал им большого значения, потому что главное для него — работа, радиотехника.

Он — счастливый человек. Выходец из рабоче-крестьянской семьи, Шайдуров достиг в жизни своим трудом и талантом таких результатов, что не снились многим другим, кому не пришлось зарабатывать свой хлеб с ранних лет. Трудности в жизни, конечно, не являются условием успеха, но абсолютно точно формируют характер человека, его мироощущение, понимание своего места.

Его отец погиб на фронте, так и не узнав, какой жизненный путь изберёт его сын. Чем прельстила нашего героя радиотехника, он даже сам не может вспомнить. В 1957 г. закончил радиотехнический факультет Томского политехнического института, а затем на всю жизнь связал себя с Красноярском. Работал на радиозаводе, в геофизической экспедиции, в Сибцветметавтоматике и вот уже много лет — в нашем вузе.

На преддипломную практику и дипломное проектирование Георгий Яковлевич попал на Красноярский радиотехнический завод, который тогда был ужасно секретным «почтовым ящиком № 1». Удачей стало и то, что молодой специалист оказался в поле зрения Геннадия Фёдоровича ИГНАТЬЕВА — личности уникальной хотя бы потому, что за всю историю советской власти он стал единственным в Красноярске лауреатом Ленинской и Государственной премий!

Их встреча стала довольно редким явлением резонанса между руководителем и подчинённым, когда прозорливость и вдохновение одного сопрягались с увлечённостью и интеллектом другого. В ту пору на заводе разрабатывались радионавигационные системы в длинно– и средневолновом диапазоне волн. Геннадий Федорович — у него было прозвище «Борода» за его роскошную старообрядческую бороду — обратил внимание на зависимость фазы принимаемого сигнала от свойств подстилающей поверхности и поручил Георгию Яковлевичу
исследование этого направления. Привлекли специалистов-гео­логов, в содружестве с которыми и был создан в 1966 г. ФАГР-1, фазовый анализатор геологических разрезов, первый гео­физический прибор, который открыл для Шайдурова широкое поле деятельности. ФАГР-1 много лет выпускался серийно и, возможно, используется до сих пор в разведочной геофизике. Мытищинским заводом было выпущено 2500 установок этого прибора на базе автомобиля УАЗ 469.

В 1968 г. Шайдуров защитил кандидатскую диссертацию и был приглашён ректором КПИ В.Н. БОРИСОВЫМ на неокрепший ещё радиотехнический факультет, на кафедру радиотехники. С первых шагов работы в вузе Георгий Яковлевич создал лабораторию интроскопии, которая после многих пертурбаций и перестроек существует по сей день в виде Научно-технического центра «Мезон».

Одним из первых научных направлений, которым занимался Георгий Яковлевич, была автоматизация работы электролизёров при производстве алюминия. Исследования по этому весьма перспективному направлению Шайдуров поручил своему аспиранту, выпускнику факультета А.И. ГРОМЫКО, ныне убелённому сединами профессору. В результате проведённых исследований был написан фундаментальный труд и вышла в свет первая книга Шайдурова в соавторстве с Громыко «Автоматический контроль технологических параметров алюминиевых электролизёров» (1989), а Александр Иванович защитил по этой тематике сначала кандидатскую, а в 1990 г. — докторскую диссертацию.

А дальше случилось так, что Георгий Яковлевич, убеждённый пацифист, как он сам себя рекомендует, на долгое время окунулся в оборонную тематику и занимался ею около 20 лет.

В 1974 г. он организовал кафедру радиосистем и руководил ею много лет, кроме тех десяти, что были потрачены на исследования по важнейшей тематике, которые вылились в успешно защищённую в НПО «Уран» (Ленинград) докторскую диссертацию.

Основной научный результат Г.Я. Шайдурова — создание теории и практическое осуществление электромагнитной локации металлических объектов в проводящих средах: в морской воде и под поверхностью Земли. Несмотря на то что работы в этом направлении были свёрнуты во времена перестройки, они не утратили своей актуальности: по данным ЮНЕСКО, во всём мире в Землю закопано более 100 млн мин, карты минных полей отсутствуют, поэтому задача обнаружения мин является одной из приоритетных задач человечества.

Шайдуров обосновал идею параметрической модуляции радиосигнала на границе раздела воздух/вода, направленную на обеспечение радиосвязи с подводными лодками, предложил множество способов и устройств и получил на них авторские свидетельства СССР и патенты РФ.

Самой характерной чертой Георгия Яков­левича является уверенность в своих силах, когда он берётся за решение очередной задачи, какой бы сложной она ни была. Уверенность основана, естественно, на глубоких знаниях и гигантском опыте. А есть ещё какое-то мистическое очарование, подкупающее окружающих, и это на фоне абсолютной невозмутимости. Я не помню ситуаций, когда бы он вышел из себя, хотя поводов для этого за те почти 50 лет, что я работаю рядом с Георгием Яковлевичем, было предоста­точно.

Шайдуров — специалист высочайшего класса. В период перестройки он придумал совершенно новую схему организации сотовой связи в тогда ещё не освоенном диапазоне миллиметровых волн. Затем — сбор и передача информации и дистанционное управление насосными станциями водоканала, что позволяет полностью исключить необходимость оператора на такой станции. Это крайне важно, например, для Минусинска или Абакана. А также для регионов, подобных дельте Амазонки или Южной Африке, где в период дождей уровень подпочвенных вод меняется очень сильно, что приводит к затоплению населённых пунктов. Далее — проблема измерения колебаний плотин ГЭС.

В геофизической области в его коллективе были разработаны мощные устройства для сейсморазведки невзрывными методами. Эти устройства прекрасно показали себя на практике. Один из заводов Минусинского электротехнического комплекса приступил к серийному производству этих устройств для оснащения геофизических экспедиций. Интересно отметить, что по сути дела лабораторным макетом, ещё не освоенным производством, заинтересовались за рубежом: несколько макетных образцов подверглись испытаниям в США, Франции и Индии.

Шайдуров — разносторонен. Недавно взялся перечитывать ДОСТО­ЕВСКОГО; казалось бы, зачем? А общественность Столбов, чрезвычайно требовательная и внимательная к своим участникам, наградила его персональным званием — «Быстроногий олень». В этом имени есть ирония — Георгий Яковлевич нетороплив, кряжист (в молодости занимался тяжёлой атлетикой), но до сих пор лихо катается всю зиму на слаломных лыжах, летом плохо себя чувствует, если не удаётся сплавиться по рекам Мане или Сисиму с обязательным проходом по Красноярскому морю на вёслах от устья Сисима до лагеря «Политехник» на Убее. Он не рыбак и не охотник, просто любит всем своим существом красо́ты нашего края.

Но есть в шутливом прозвище и глубина — он лёгок на подъём и на свежие идеи. Как-то зимой, съездив в Белокуриху покататься на лыжах, вернулся с рукописью
книги.

Он неутомим, профессор Шайдуров. Он — личность. И дай Бог ему здоровья!

Сергей ПАНЬКО, профессор ВИИ

Похожие материалы