Химичат по-взрослому

С 10 по 14 марта в Красноярске проходил II региональный чемпионат WorldSkills Russia, благородная цель которого — повышение престижа рабочих профессий и развитие профессионального образования. В Институте нефти и газа СФУ была организована площадка, на которой школьники профильных классов края с углублённым изучением химии боролись за звание лучшего по компетенции «Лаборант химического анализа», область применения которой очень широка: от парфюмерии до криминалистики. Нам удалось побывать в лаборатории и понаблюдать, насколько профессионально «химичат» современные школьники.

Найти лабораторию в ИНиГ оказалось нетрудно, опознавательным знаком послужила группа что-то бурно обсуждающих ребят в белых халатах. Место испытаний оказалось таким же белоснежным, как и халаты юных химиков, а вокруг всё уставлено различными колбами и мензурками. Школьники подошли к длинному столу: каждому было приготовлено специальное оборудование для выполнения конкурсного задания. Суть теста заключалась в определении количества граммов соли бихромата калия, находящегося в колбе.

Предварительно ребятам высылалась специальная технологическая карта, благодаря которой они могли ознакомиться с примером задания, отработать свои практические и вычислительные навыки. Но в день конкурса каждый получил свою индивидуальную задачу, справиться с которой нужно было за 40 минут.

Со знанием дела начинающие лаборанты надели защитные очки и шапочки, и как только на двух установленных в лаборатории таймерах начался обратный отсчёт, приступили к делу. Совсем не похожие на беззаботных юных школьников, парни и девушки переливали различные жидкости из колбы в колбу, что-то смешивали, пропускали через какие-то трубки. За каждым участником был закреплён эксперт, преподаватель или студент пятого курса, следящий за выполнением задания и оценивающий его правильность. Помимо решения задачи школьник должен был отвечать на уточняющие вопросы эксперта, соблюдать правила работы с мерной посудой и химическими реактивами.

Любопытно, что у каждого участника изначально в копилке 100 баллов. Если он соблюдает все критерии оценивания, то баллы сохраняются, если нет — их вычитают. Несмотря на все сложности, ребята вели себя спокойно, непринужденно общались с экспертами, а некоторые закончили испытание даже на 10-15 минут раньше. Когда таймер обнулился, конкурсанты отправились слушать установочную лекцию о правилах поступления в Институт нефти и газа, одновременно ожидая, результатов проделанной работы.

«Меня порадовало, что более половины детей практически вышли на ответ, — сообщила нам Ирина Васильевна САВИЧ, заведующая лабораторией кафедры химии и нефтепродуктов ИНиГ. — Задание было сложное, и путём двойного титрования они всё-таки на нужный результат вышли.

Тем более эту компетенцию или профессию «Лаборант химического анализа» мы ещё только презентуем, её нет и в других регионах. Если она пойдёт, то в дальнейшем мы сможем выйти и на российский уровень.

А для школьников это интересно, потому что они видят прикладной характер науки. Конечно, ребята решают задачи в школе за партами, но здесь они всё могут попробовать своими руками, побывать в настоящей лаборатории, сделать анализ как эксперт».

Второе место разделили одиннадцатиклассники школы № 144 г. Красноярска Наталья Моисеева и Максим Усенко; третье место заняла ученица школы № 7 г. Красноярска Анастасия Петайкина.

Наличие интереса у ребят подтверждает и тот факт, что число участников было установлено в пределах пяти человек от школы. Но, по словам Ирины Васильевны, многие преподаватели спрашивали: можно ли привести 20 человек?

Итак, результаты: в конкурсе приняли участие 15 человек. Победителями стали Анна МОЛЧАНОВА (лицей №1, г. Ачинск) и Кирилл НОВОСЁЛОВ (лицей №7, г. Красноярск). Возможно, через пять лет именно они станут богами какой-нибудь секретной химической лаборатории.

Кристина АНДРЕСЮК

Похожие материалы