Олимпиада по родному…

Есть во всемирном праздничном календаре одна удивительная дата — 21 февраля. Это День родного языка. Праздник совсем недавний, учреждён Генеральной конференцией ЮНЕСКО 17 ноября 1999 года. Если не быть педантом, то можно сказать, что в этот миллениум мы вошли с новой заботой — о родном языке. Не об одном каком-то языке, а примерно о шести тысячах языков мира, около половины которых, по данным ЮНЕСКО, находятся на грани исчезновения.

Язык — душа народа, речь — материализация души в конкретных формах. Понять свой язык совсем непросто. Когда человек говорит и пишет, то есть пользуется языком, он не задумывается о том, как устроен этот совершенный инструмент. А понимание его нюансов — это дело специалистов, считают многие. Я не могу согласиться с таким положением. Мне кажется, что язык, который сопровождает нас всю нашу жизнь, заслуживает того, чтобы о нём думал каждый говорящий. И не только в чрезвычайных ситуациях: во время ЕГЭ или языкового конфликта.

А чтобы способствовать этому процессу, Институт филологии и языковой коммуникации проводит ежегодную студенческую Интернет-олимпиаду СФУ по русскому языку, в которой участвуют все желающие. Задания олимпиады составлены по трём направлениям: для студентов, обучающихся на гуманитарных факультетах (филологи, лингвисты, историки, философы, искусствоведы, психологи, юристы и пр.), для студентов негуманитарных направлений и для иностранных студентов.

Наша олимпиада проходит в конце февраля: у участников есть три дня (два из которых обязательно выходные), чтобы, используя все доступные средства получения информации, ответить на вопросы, которых всегда немного — около шести. Почему вопросов столько? Потому что олимпиада проверяет не только знания (в этом случае надо задавать как можно больше вопросов, чтобы проверить всё-всё-всё), но и умение наблюдать за языком, анализировать словоупотребление, сопоставлять теорию и практику, предлагать свои пути решения нерешённых пока ещё вопросов.

Вот посмотрите, какое задание было предложено негуманитариям.

«В АиФ № 5 за 2012 год помещена информационная заметка под заголовком «Половая дискриминация». Начинается она так: «Настоящим украшением турнира стала женская борьба. Стройные девушки борются столь самоотверженно, что глаз не оторвать! Вот только названия для них так и не придумали. Наше министерство спорта предлагает слово «борица» (по аналогии певец-певица), но оно не приживается, так же как и борцовка, боруха, борчиха. Даже президент ФИЛА Рафаэль Мартинетти во вступительной речи сказал «Приветствую борцов и спортсменок»… Вопрос: Язык действительно бессилен? Проанализируйте приведённые варианты и предложите выход из создавшегося положения».

Кто скажет, что ответ найти легко? У вас есть решение?

Приведу некоторые ответы наших участников.

«Данным вопросом я озадачилась ещё в конце января, встретив на сайте студенческого отряда СФУ слово «бойцициха». Тогда я удивилась, как странно Виктор [см. ссылку] назвал девушку-бойца из своего отряда, и задумалась, какое слово в данном случае употребить было бы верно. Как обычно, решила обратиться к справкам на сайте gramota.ru. В итоге я выяснила, что употребление слов «борчиха», «борица», «боруха», «борцовка» трудно признать нормативным, но в то же время определённого слова нет, следует использовать описательный оборот: женщина-борец (борец Иванова)» (Севда МАМЕДОВА, ИУБПиЭ).

«Президент ФИЛА Рафаэль Мартинетти достаточно грамотно использовал именно слово «спортсменки», и мне кажется, что такая формулировка «не режет слух» и вполне пригодна в речи» (Алина ГУЖОВА, ИУБПиЭ).

«Все варианты, конечно, возможны. Но, на мой взгляд, в данном случае лучше использовать суффикс –ист совместно с суффиксом –к, которые в сочетании образуют лицо женского рода, принадлежащее к определённому роду деятельности или обладающее определёнными качествами. Таким образом, я предлагаю для обозначения спортсменок, занимающихся борьбой, использовать слово бористка» (Анастасия РУДЧЕНКО, ИФБиБТ).

В нашей студенческой Интернет-олимпиаде СФУ по русскому языку соревнуются не только в теоретически сложных вопросах, но и в творческих, где на первый план выходит умение создавать нечто новое, оригинальное.

Например, с заданием пересказать наименьшим количеством слов басню «Ворона и лисица» справились многие. И вот какие тексты у соревнующихся получились.

Несамокритичная ворона поверила лести лисицы о несуществующих её достоинствах и осталась без сыра (Михаил ВАСИЛЬЕВ, ИКИТ); Хитроумная лисица льстивыми речами уговорила задумавшуюся ворону выпустить из клюва божий подарок (Григорий ОХОТНИКОВ, ИКИТ); Ворона проворонила сыр, польстившись на лесть лисы (Дарья ШЕВЧУК, ИФБиБТ); Лиса лестью отняла сыр вороны (Никита САБЛИН, ИИФиРЭ).

И даже в поэтическом виде:

Лисица лестью

закричать заставила ворону,

Из клюва выпал сыр,

дарованный от Бога

(Анастасия РУДЧЕНКО, ИФБиБТ).

Читать ответы наших участников увлекательно. Студенты предлагают интересные и продуктивные решения, мыслят нетривиально. Как они решают спорные вопросы! С анализом многих источников, с выдвижением своей гипотезы и с серьёзным обоснованием её. После пяти лет проведения олимпиады можно сказать, что среди студентов много вдумчивых и внимательных к родному языку людей.

В этом году олимпиада пройдёт с 20 по 23 февраля. Задания будут размещены в 10 часов утра по местному времени на сайте университета. Приглашаем всех поклонников интеллектуальных игр поломать голову над заданиями и проверить свои творческие способности на VI студенческой Интернет-олимпиаде СФУ по русскому языку, выбрав одно из трёх направлений: гуманитарные специальности, негуманитарные и иностранные студенты.

Алевтина СПЕРАНСКАЯ

Похожие материалы