Сейчас на сайте СФУ проводится голосование за новое название газеты. Параллельно рабочая группа ведет интенсивную работу по разработке ее нового дизайна, структуры и стиля.
Никто не станет спорить, что корову лучше всего подоит доярка, а паровоз надо доверить машинисту. Зато какой следует быть единой университетской газете, знает и судит каждый. Но мы все-таки решили обратиться с этим вопросом к профессионалам.
Алексей Клешко, депутат Законодательного собрания Красноярского края:
— Я считаю, что газета Сибирского федерального университета, прежде всего, должна быть качественным продуктом. Оформлена с большим вкусом (при этом может оставаться черно-белой). Она не должна напоминать ни рекламный буклет, ни листовку, ни стенгазету. Это должна быть профессиональная качественная газета. В ней хотелось бы найти то, чего мы не видим в современной печати, а мы не видим, прежде всего, глубокого осмысления жизни. Мы не видим научно-популярных очерков, хороших театральных и кино- рецензий, серьезных политико-экономических обзоров. Может, это материал и не для широкой публики, но ведь, согласитесь, университетская среда ко многому обязывает… Кстати, у газеты «Университетская жизнь» когда-то был такой период, когда на ее страницах публиковались историки (С.Г.Комарицын), филологи (Т.В.Шмелева), политологи (Т.А. Жуманов), другие ученые, их острые и глубокие материалы вызывали дискуссии и многочисленные отклики.
Я хотел бы, чтобы это было не просто корпоративное издание, а главная газета красноярской интеллигенции, потому что, замахиваясь на создание Сибирского федерального университета, важно понимать, что у университета и его газеты — общая миссия: возродить интенсивную интеллектуальную жизнь в столице края, и именно газета университета могла бы питать тот живой диалог, который создает интеллектуальную ткань: она за время потрясений последних 15 лет истончилась до дыр, а кое-где и совсем исчезла.
Елена Крупкина, вице-президент ИД «Империум» («Комок», «Очевидец»):
— Рассматривая конкретную ситуацию, когда из четырех ограниченных социумов, из четырех совершенно отдельных вузов должно в короткий срок родиться нечто новое, целостное и осмысленное,— мы можем констатировать, что газета становится чуть ли не важнейшим полем действия.
В ней должны быть, несомненно, представлены поля официозные; сообщения и материалы из деканатов и ректората. Но необходимым, неизбежным ядром представляется оформление общественной жизни. В газете обязательно должен присутствовать дискуссионный материал. В ней просто обязаны звучать голоса преподавателей и студентов.
Креативные, оригинальные, яркие предложения должны приветствоваться — только таким образом можно стимулировать сращивание весьма чужеродных тканей.
Опасность уйти в формальный крен очень высока. При определенном шоке нового администрирования могут сработать самые спасительные шаблоны: газета, формализованная до глянцевого информационного листка, в котором выхолощены любые нестандартные мысли, — может быть принята за политкорректное решение на фоне сложных процессов администрирования и управления. Ни в коем случае нельзя этого допустить!
СФУ необходима газета-собеседник, задуманная и исполненная талантливыми, профессиональными людьми. Нельзя воспринимать ее как корпоративно-румяное издание, подобное тем, что изготавливают сейчас для себя универсамы и оптовые фирмы. Это не газеты — это рекламные буклеты! Цветная печать, другая бумага и — нулевой гуманистический заряд. Это уродливое дитя эпохи консьюмеризма, раскрашенное и бессмысленное, способное только тешить самолюбие издателей.
Газета университетская должна быть живой, легкой и стильной. Полиграфически это может быть даже "черно-белая" печать — так как в этом случае главное в газете сосредоточено в ТЕКСТЕ, содержании, что и требуется сейчас для СФУ (впрочем, не только сейчас).
А цветные фото, глянцевые странички, лоснящиеся заголовки, завлекательный задор — это оставьте для рекламных буклетов. Они тоже потребуются.
Игорь Рудик, главный редактор газеты «Конкурен"»:
— При уровне наших типографий пока предпочтительнее черно-белая печать, чем цветная плохого качества, где у человека 4 глаза и столько же рук и ног. Это и намного дешевле, а средства лучше вложить в качество, в хороших журналистов, в гонорарный фонд. Стоит ли сразу замахиваться на изготовление пафосного кремового торта, может, лучше попробовать печь аппетитные пирожки?
Что касается содержания — мне кажется, совсем не нужно просто освещать скучные совещания: для этого есть Интернет, пресс-службы, пресс-релизы, все, что угодно. А газета должна угадать внутреннюю психологическую доминанту людей, которые работают и учатся в университете, и обращаться именно к ней. Молодым, может быть, надо показать, что они живут в стране, у которой есть будущее, что они хозяева жизни — научить их чувствовать себя этими хозяевами и быть для них своего рода путеводной звездой.
Владимир ВАСИЛЕНКО, преподаватель факультета журналистики:
— Знакомство с первыми двумя номерами информационного издания СФУ убедило меня в том, что проблем тут больше, чем достижений. Пока тут сплошные вопросы: от названия и логотипа новой газеты до выработки ее концепции. При определении структуры издания возможны два пути: первый можно было бы условно определить как «коммунальную квартиру», где у каждого есть свой «угол» (этот подход был отчасти продемонстрирован в первом номере, где присутствовали «страница политехника», «страница архитектора» и т. д.). Путь простой и одновременно тупиковый — из тысячи кроликов невозможно создать одного слона, газета СФУ не получается из механического суммирования бывших студенческих многотиражек. Второй путь сложнее, но перспективнее: выявить общие для студентов разного профиля проблемы и исследовать их с надлежащей серьезностью. Признаки такого подхода обнаруживаются во втором выпуске, который отличается от первого еще и черно-белым полиграфическим исполнением, породившим, в свою очередь, новую дискуссию: нужен ли газете цвет?
Вопрос непростой, и дело тут не только в том, что полноцветная газета гораздо дороже черно-белой (допустим, деньги на это найдутся). Как киновед (по базовому образованию) напомню, что драматургически не осмысленный цвет будет только отвлекать зрителя от существа дела.
Цвет — не техническая, а творческая проблема, он должен работать, а не присутствовать. В студенческой газете цвет может работать на первой (и последней) полосе — для привлечения внимания, в имиджево-презентационных целях, но я глубоко сомневаюсь, что для всех остальных полос удастся набрать столько значимых снимков в цветном исполнении. Так стоит ли?
Илья СУРАЕВ, креативный редактор газеты «Комсомольская правда — Красноярск»
— В свое время мне пришлось написать целую научную работу на эту тему. Как же она была сформулирована… Что-то про информационное поле вуза. Ладно, неважно. Для анализа мной была собрана внушительная кипа студенческих газет разных вузов страны моей родной. Меня поразила такая вещь — практически все эти газеты были жутко скучными, откровенно неинтересными и безликими.
Во-первых, я как визуал первым делом обращаю внимание на дизайн. Студенческие издания грешат двумя крайностями: либо дизайна, как такового, у них нет, либо верстальщик бросается в жуткую цыганскую пестроту и аляповатость. Конечно же, последнее замечание касается цветных газет.
Второе. На кого ориентирована газета? Ошибка большинства изданий в том, что они не определились с целевой аудиторией. В попытке втиснуть в одну газету материалы для студентов, преподавателей и вахтерш вуза редакция остается ни с чем. В этой ситуации для меня идеальным выходом кажется политика Новосибирского универа. Там издается сразу три газеты. Одна для преподавателей и работников вуза. Две другие для студентов (причем одну делает официальная университетская редакция, а вторую сами студенты).
Третье. Содержание газеты. Удивительная вещь, с которой я столкнулся во время моего исследования: студенты практически не читают студенческие газеты. Листают, пробегают глазами заголовки, но не читают. В чем причина? У меня две версии:
[А] — проблема в восприятии информации новым поколением. Воспитанным на клиповой концепции MTV и дизайне глянцевых журналов, студентам газета кажется неудобоваримой, громоздкой, нечитабельной, тяжелой. В этом случае надо задуматься над графической подачей материалов, краткостью текстов, емкостью языка и не ошибиться с подбором шрифта.
[Б] — проблема в качестве материалов. Многие тексты читать просто скучно. Редакторская работа во многих студенческих газетах сводится к исправлению ошибок.
В итоге всем редакторам наших студенческих газет я бы порекомендовал познакомиться с прессой европейских и американских вузов. (благо Интернет есть везде).