Шаг в «закрытый» космос

Группа студентов Института математики и фундаментальной информатики СФУ побывала в ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва». Организовал ознакомительную поездку на ведущее предприятие российской космической отрасли доцент кафедры вычислительных и информационных технологий, директор регионального центра информатизации «Красинфоцентр» Борис ОЛЕЙНИКОВ.

— Свою поездку в Железногорск мы планировали уже давно, и наконец она состоялась, — говорит Борис Васильевич. — Высокотехнологичное производство требует высочайшей квалификации от персонала, а студенты нашего института, будущие программисты, математики — кадровый резерв для предприятия космической отрасли. А ребята наши и в глаза не видели потенциальное место работы, хотя расположено оно под боком.

— Борис Васильевич, что раньше мешало выехать на предприятие?

— Тут без экскурса в историю не обойтись. С фирмой Решетнёва Красноярский госуниверситет работал давно, с 70-х годов. В то время кафедру вычислительной математики возглавлял Валентин Алексеевич САПОЖНИКОВ, и мы заключили договор с НПО ПМ (прежнее название фирмы) и начали заниматься исследованием надёжности спутниковых систем.

Потом мы увидели (а я был ответственным исполнителем и разработчиком), что на производстве хромает автоматизация информационной деятельности. Причём автоматизация, связанная не с отчётами и бухгалтерией, а со сбором и переработкой информации о спутниках, об их состоянии. Так возникла идея создания автоматизированной системы нового поколения «Дельта». Она работала по программируемым сценариям (это на ЕСках-то!). Идея так понравилась фирме, что её взяли за основу в области автоматизации и информационного обеспечения спутниковых систем.

Мы с решетнёвцами работали по разным направлениям до начала 90-х. Потом в стране начался кризис со всеми вытекающими последствиями… Но благо к тому моменту разработали очень большой комплекс программных систем под брендом «Дельта». До сих пор члены команды, которая работала над этим проектом около 17 лет, называют себя дельтовцами. Правда, мы не успели как-то закрепить авторское право на свои разработки, и сейчас аналоги многих созданных нами вещей не без тайной гордости мы видим в современных структурах данных типа «контейнер», в сводных таблицах Excel, в скриптовых языках программирования и др. Например, для оформления автоматизированной отчётности мы создали систему «Tабл». Она была верхом совершенства по сравнению с системой РПГ, в то время имеющей место на машинах ЕС-ЭВМ. Потом мы увидели, что наши разработки можно предложить и другим областям науки и производства. В частности, внедрили «Дельту» на различных предприятиях Москвы, Омска, Новосибирска, Норильска. Наладили творческие связи с Киевским институтом кибернетики им. В.М. Глушкова.

— В «лихие» девяностые связи с НПО ПМ прекратились?..

— У нас ещё существовала базовая кафедра предприятия, которую создал Григорий Маркелович ЧЕРНЯВСКИЙ — первый заместитель академика Решетнёва и его правая рука. Хороший руководитель, талантливый учёный, инженер. Но действительно, в 90-х годах связи оборвались, а позже и базовая кафедра закрылась. После образования СФУ отношения решено было возобновить.

— В ведущих западных вузах студенты на практические и семинарские занятия выезжают в высокотехнологичные компании, вживаются в реальную проектную деятельность.

— У нас ситуация тоже позволяет наладить такое обучение. Для этого пришлось несколько раз съездить в Железногорск, восстановить старые связи, выяснить позицию потенциального работодателя. Фирма заинтересована, чтобы наш институт плотно с ней работал, и ждёт хорошо подкованных специалистов.

Для первой поездки была сформирована небольшая группа в 25 человек из наиболее сильных студентов-математиков и будущих программистов (со второго по четвёртый курс), согласован проезд и посещение предприятия.

— Поездка оправдала ваши ожидания?

— Так совпало, что именно в день нашего приезда предприятие посетил глава Роскосмоса Олег ОСТАПЕНКО, а незадолго до этого там побывал вице-премьер РФ Дмитрий РОГОЗИН, и нам пришлось несколько сократить программу пребывания. Мы договаривались, что ребятам покажут цех сборки орбитальных спутников ГЛОНАСС, но в этот раз — не получилось (там в это время был глава Роскосмоса). Мы побывали в цехе крупногабаритной сборки, тестирования и диагностики. Посмотрели, как идёт управление спутниковыми системами, дистанционное зондирование Земли. Поучаствовали в видеосвязи с Московским центром.

Я сразу вспомнил, как мы в университете готовили самую первую видеоконференцию с американским космическим центром НАСА в 2005 г. Как потом загорелись идеей отметить 45-летие первого полёта человека в космос, сделав впервые конференц-связь напрямую с МКС. Мне несколько раз пришлось ездить в Москву и в ЦУП в г. Королёв, согласовывать расписание сеансов связи. Оказалось, тогда ЦУП не имел соответствующего оборудования, а тут отличная видеосвязь — в считаные секунды...

Особо ребят впечатлил громадный цех по сборке крупногабаритных конструкций, где нас одели по форме — в фирменные халаты, шапочки, бахилы, провели через шлюз, чтобы сдуть пылинки… В цехе всех удивила 48-метровая спутниковая антенна. Ребятам показали музей, ознакомили с историей предприятия и со всеми моделями разработанных гражданских спутников (а их около 50, всего же предприятие изготовило около 1,5 тысячи спутников!). Перед нами выступили начальники нескольких отделов, рассказали о своих задачах. Потом ребят повели в столовую предприятия и накормили бесплатно, да так вкусно и сытно, что они ещё и по дороге домой обсуждали вполне «рядовой» решетнёвский обед: салат из стейков и томатов черри, отбивные по-французски с картофелем фри и т.д. Между прочим, такой обед для работников предприятия стоит всего около 100 рублей (у нас бы он стоил рублей 350). И это только один момент заботы о кадрах. Социальная программа в фирме — вообще отдельный разговор.

— Какую поддержку предлагает предприятие студентам и молодым специалистам?

— Предоставляют место в хорошем общежитии. Если же человек захочет снимать квартиру, то будет получать дополнительно по 3,5 тысячи рублей ежемесячно на частичное погашение аренды жилья. После трёх лет работы специалист может взять ипотеку, и 50% от её суммы оплатит работодатель. Льгот масса!

Что касается студентов, то на практике или занимаясь дипломным проектированием, они тоже могут жить в Железногорске в общежитии. И если студент решит писать дипломную работу на базе предприятия, то будет получать ежемесячно 8 тысяч рублей. Согласитесь, неплохая прибавка к стипендии. Кстати, средняя зарплата на предприятии — 44 тысячи рублей. Только что поступивший на работу молодой инженер —
не менее 25 тысяч.

И перспективы роста есть. Работодателя очень интересуют не просто математики и программисты, а специалисты, которые хорошо знают английский язык. Потому что сильны связи с зарубежными компаниями, вся документация идёт на английском, возможно обучение
за границей.

— Кого-то из студентов эти требования отпугнули?

— Нет, абсолютно! Они хорошо владеют не только языком программирования (а то и несколькими), но многие из них и английским. Я вам больше скажу. Во время встречи в актовом зале предприятия, когда речь зашла о разработке программного обеспечения для спутниковых бортовых систем на основе языка Модула-2, хозяева недоверчиво посмотрели на студентов, дескать, вы-то ещё не знаете, что это такое. Наши улыбнулись, потому что про этот язык мы им рассказываем на лекциях. Так что, я думаю, ребята впишутся в коллектив без проблем. Некоторые уже сейчас готовы заполнить анкету и связать свою судьбу с предприятием.

— Каковы дальнейшие шаги на пути развития сотрудничества?

— Сейчас предприятие ищет кадры по всей стране. Там работают выпускники из Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Уфы... Востребованы и программисты, и математики. Например, нужно писать программы для станков с ЧПУ. Или дистанционное зондирование Земли: сейчас решетнёвцы снимают информацию со спутника и отправляют её на обработку в Москву. Однако у них в планах создание собственного центра обработки данных, тоже понадобятся программисты.

— Если по пунктам, что предстоит сделать не откладывая?

— Во-первых, наладить учебную практику наших студентов на предприятии. Во-вторых, организовать совместное руководство дипломными работами по тематике, актуальной для ИСС. В-третьих, там работают настоящие учёные, доктора и кандидаты наук, так что будем договариваться, чтобы они читали лекции нашим студентам дистанционно, в режиме видеоконференц-связи. Эти люди могут рассказать много интересного. Допустим, каким образом моделируется поведение спутниковой системы или как идёт расчёт координат в навигационной системе.

Очень надеюсь, что уже в нынешнем учебном году специалистов для космической отрасли мы начнём готовить, используя возможности собственной сибирской «Кремниевой долины».

Вера КИРИЧЕНКО

КСТАТИ

В г. Железногорске СФУ строит образование на основе запроса работодателя. Такой запрос формируется и реализуется через созданные базовые кафедры на ГХК и ИСС. На кафедре ИСС на протяжении 5 лет реализуются 4 магистерские программы. Среди них одна инновационная для системы образования. Она реализуется в рамках стратегического проекта СФУ «Специальное инженерное образование». Это подготовка элитных кадров из сотрудников ИСС с широким профессиональным мировоззрением, системным инженерным мышлением, пониманием мировых тенденций развития инженерии. Университет построил уникальный учебный процесс при поддержке работодателя и благодаря активной работе базовой кафедры при непосредственном участии заведующего кафедрой первого заместителя генерального конструктора и генерального директора ИСС Е.В. Косенко. Большой объём практик, в том числе зарубежных, на предприятиях-партнёрах ИСС и решение реальных производственных задач в области проектирования космических летательных аппаратов позволили состояться первому выпуску такой магистерской программы в 2014 году. В настоящее время сделан новый набор.

Похожие материалы