Главный связной

«Радиотехники востребованы в любых отраслях экономики края и за его пределами», — уверен выпускник Красноярского политехнического института 1981 года, а ныне и.о. министра информатизации и связи Красноярского края Алексей Валентинович ТУРОВ.

А. Туров на фото справа

А. Туров на фото справа

— Когда я учился в школе, занимался в аэроклубе и мечтал поступить в институт гражданской авиации, — признаётся Алексей Валентинович. — Но подвело зрение. В то же время я был заядлым радиолюбителем. В старших классах своими руками собирал плееры, радиоприёмники (кое-что до сих пор храню как семейную реликвию).

— Вы ловили и слушали «вражеские голоса»?

— Всё что ловилось, то и слушал (смеётся), хотя было доступно только коротковолновое вещание. Вот почему, распрощавшись с мечтой о небе, решил выучиться на радиотехника.

Когда стали появляться персональные компьютеры, современные технологии захватили наши умы. Было сложно, но очень интересно! Представляете, раньше в корпусе «Г» была аудитория, куда можно было прийти и поработать с калькулятором.

— Разве нельзя было купить собственный?

— Можно, но стоил он недёшево. Поэтому, заработав денег летом в стройотряде, мы сложились и купили один калькулятор на комнату, делали на нём по очереди домашние задания по математическому анализу. Потом вуз получил персональные компьютеры серии IBM, и начали формироваться учебные классы для отдельных кафедр и для разных специальностей.

— С 1987 по 1991 год вы руководили информационно-вычислительным центром Красноярского инженерно-строительного института. Период активного технического обновления — время не простое. Как справлялись с задачами?

— С одной стороны, было некое профессиональное сообщество, которое знало, что и как делать, а с другой — катастрофически не хватало техники, а рынок ещё не сформировался. К тому же существовали лимиты и жёстко установленные правила, по которым эта техника распределялась. Благодаря общим усилиям, включая красноярских земляков, работавших в столице, мы эти лимиты расширяли и успешно получали нужную технику, включая основной носитель информации того времени — дискеты, расход которых строго учитывался.

Помню, сколько радости было, когда мы начали использовать электронную почту. В 1991 году состоялась моя первая зарубежная командировка, я побывал в Сингапуре. Мы стали получать из-за рубежа оборудование, конструкции локальных вычислительных сетей, активно перенимали опыт, технологии. Всё это было, как глоток свежего воздуха. Если в конце 80-х ПК использовались, в основном, только как печатные машинки, то теперь они работали в сети, был обеспечен коллективный доступ, загрузка и т.д.

Когда появились первые мобильные телефоны, произошла демонополизация отрасли связи. Самые смелые компании пошли работать в эту отрасль, и сегодня она одна из самых перспективных. На фоне конкуренции мы видим понижение тарифов, увеличение количества услуг.

— Интересно, какими средствами коммуникации и гаджетами пользуется министр информатизации и связи?

— Абсолютно всеми! Радует, что оптоволоконная линия дошла сегодня даже до райцентра Богучаны; будучи там в командировке, я совершенно свободно работал с системой электронного документооборота через мобильный телефон. Подумать только: современный мобильник соизмерим по мощности с тем суперкомпьютером, который стоял в нашем институте в конце 70-х.

— После работы в вузе вы занимали руководящие должности в компаниях «СибЧелендж», «Тел», «Сибирь-Интернет», а сейчас отвечаете за работу традиционной почты, за проведение Интернета по краю, за внедрение новейших технологий. Как изменилась система, скажем, за последние 10 лет?

— Электронное правительство, универсальная электронная карта, зоны WI-FI в отдалённых территориях края — это уже не фантастика. Если раньше почта доставляла бумажную корреспонденцию, то теперь наряду с традиционными услугами появились и новшества, например, пункты коллективного доступа в Интернет. У нас порядка 460 таких пунктов по краю. Человек может прийти на почту и отправить электронное письмо.

— А если оно приходит в глубинку?

— Почта это письмо распечатает, формализует и доставит адресату. Более того, сегодня почта активно задействована как логистический оператор всевозможной интернет-торговли, скажем, доставляет диски с мультимедийными вещами, теми же фильмами. Кстати, и подписку печатного издания можно заказать на электронном носителе.

— Насколько сегодня распространён Интернет в крае?

— Всегда остаются проблемными наши северные территории. Если взять центральную часть, то здесь и кабельные сети развиты, и плотность населения выше. Однако конкуренция операторов, использование новых технологий даёт возможность и в отдалённых местностях обеспечить человеку высокоскоростной Интернет и набор телекоммуникационных сервисов. В такие территории как Эвенкия, Таймыр, Туруханский район проблемно проложить кабель большой пропускной способности, поэтому там эффективно используются спутниковые технологии, следовательно, и цена сервиса выше. Но когда придёт волоконно-оптическая линия связи в Норильск — освободится большое количество спутникового ресурса, который сейчас забирает Норильский промышленный район, тогда и цена сервисов станет более доступной. Это перспектива двух, максимум трёх лет.

— Не так давно приняты поправки к федеральному закону о связи, согласно которым населённые пункты, где проживают более 250 человек, гарантированно будут обеспечены широкополосным доступом в Интернет. Каким образом?

— По спутнику либо по волоконно-оптической линии связи. В настоящее время все уровни муниципальной власти уже находятся в электронном взаимодействии, абсолютно все районные центры края оказывают государственные услуги в электронном виде. Сейчас вовлекаем в этот процесс и сельсоветы.

— Как обстоит дело с внедрением технологии 4G?

СПРАВКА. 4G позволяет осуществлять передачу данных со скоростью, превышающей 100 Мбит/с подвижным и 1 Гбит/с стационарным абонентам.

— В Красноярском крае уже три оператора заявили о своей готовности продвигать данное направление. Мы протестировали и в течение года используем эту связь для технологических нужд. Модернизация мобильной сети происходит постоянно. В 2013 году порядка 50% установленных по краю базовых станций стали работать в формате 4G. Охвачены этой связью крупные города и территории близ Красноярска. Новая технология уже используется в смартфонах, а значит, всегда под рукой высокоскоростной доступ в Интернет. Оборудование для 4G, в основном, поставляют Китай, Европа, США.

— Алексей Валентинович, как могут повлиять санкции в отношении России на ситуацию с передачей данных? Должна ли и может ли эта область быть автономной?

— Полной независимости никто сегодня не имеет. Угрозы в адрес России прозвучали, но я думаю, что всё-таки здравый смысл возобладает. Во всяком случае, представители компании «Microsoft» уже публично заявили, что это нереальные санкции, и больше всего они навредят тому, кто продаёт продукт.

Но локальные сети и в России уже существуют. В апреле текущего года Госдума приняла в первом чтении поправки в закон «О национальной платёжной системе». Это сделано, чтобы обеспечить бесперебойность банковских операций на территории страны. У нас большое количество сетей, работающих на нужды ведомств, включая защищенную сеть передачи данных правительства края. Хакерские атаки показали, что и силовые структуры надёжно закрывают свою информационную базу. В ноябре наше министерство планирует устроить «хакерский день». Пригласим к участию и студентов СФУ, пусть попробуют «поломать» наши ресурсы!

— В этом году на Красноярском экономическом форуме между Правительством Красноярского края и ОАО «Спутниковая система «Гонец» было подписано соглашение о сотрудничестве, хотя речь идёт о разработке 80-х годов…

— Раньше «Гонец» использовали только военные, а теперь появилась возможность гражданского применения. Очень актуально, поскольку здесь мы не зависим от зарубежных поставщиков. Красноярская разработка позволяет передавать координаты и сообщения с транспортных средств, эксплуатирующихся в районах, не покрытых наземными сетями связи, и обеспечивает связь с удалёнными поселениями. Можно отслеживать, например, передвижение более 50 школьных автобусов, оснащённых специальными навигаторами (разработка красноярского КБ «ИСКРА», 2011 г.). Устройство позволяет переключаться на ту связь, которая доступна в данный момент. Например, исчезла вдруг мобильная связь, происходит переключение на спутниковую. Было уже несколько прецедентов, когда водитель школьного автобуса нажимал тревожную кнопку, и сразу видно было, где он находится. В настоящий момент в крае есть предприятие, которое в дежурном режиме отслеживает движение порядка 700 автобусов, мониторингом охвачено около 5 тысяч единиц транспорта.

— Что это значит?

— С точностью до нескольких метров в режиме онлайн можно наблюдать местоположение техники на трассе. Систему «Гонец» мы использовали и на выборах в одном из районов края — передавали протоколы с отдалённых избирательных участков без всяких дополнительных каналов связи.

Кстати, и спутниковая радионавигационная система «ГЛОНАСС» зарождалась именно на нашем радиотехническом факультете, в лаборатории Михаила Кирилловича ЧМЫХА. Именно здесь разрабатывали алгоритмы и оборудование, которые сих пор используются в производстве.

Сегодня благодаря другой разработке красноярских специалистов — автоматизированной информационной системе «Дошкольник» родители могут в режиме онлайн отслеживать очередь в детские дошкольные учреждения по всему краю. И не только отслеживать, но и писать через Интернет заявления и формировать группы. Это полная прозрачность, исключение коррупции. Система была разработана в очень короткие сроки, сегодня она интегрирована в федеральную сеть. Зарегистрировано уже около 4 млн обращений, что очень показательно.

Сейчас мы как можно больше людей стараемся научить пользоваться государственными сервисами, не выходя из дома. Не скрою, есть некое сопротивление. Но мы это уже проходили! В 2008 году, когда только начинали внедрять транспортные карты, некоторые красноярцы выказывали недовольство, а теперь 500 тысяч карт на руках у пенсионеров, и не надо возить с собой кулёчки с документами на льготный проезд. Или другой пример: через web-регистратуру в 2013 году записались на приём к врачу порядка 462 тысяч жителей края.

— Ещё одно красноярское изобретение – инфомат. Каковы его возможности?

— Эту систему также изготовили специалисты предприятия «Искра». Она обеспечивает регламентированный доступ к набору сервисов, который существует на конкретной территории. В инфомате — около 100 ресурсов в бесплатном доступе, например, человек может позвонить в единый call center и получить нужные сведения. Если оператор не в состоянии ответить на запрос, он может соединить абонента с каким-то узким специалистом.

Инфомат, конечно же, не решает всех проблем, поэтому на его канал связи мы подключаем базовую станцию сотовой связи — фемтосоту на 4 и на 8 каналов, которые обеспечивают наличие сотовой связи в радиусе порядка 50 метров. Перечисленные технологические решения, впервые протестированные в Красноярском крае, дают возможность обеспечить связь в самых отдалённых районах.

— Но вернёмся к родному вузу. Что можете сказать о перспективах трудоустройства нынешних выпускников Института инженерной физики и радиоэлектроники?

— На КЭФ-2014 ряд предприятий выходили на нас с предложением создавать так называемые фабрики по программированию, потому что объём отечественных и зарубежных заказов просто огромный, а телекоммуникации сегодня позволяют управлять комплексами, информационными системами и программированием дистанционно.

Насколько я знаю, многие выпускники СФУ трудоустраиваются уже на последних курсах. Наше министерство тоже проявляет к ним интерес. Например, организуем IT-бригады («тимуровцы электронного правительства»), которые разъезжают по районам края и обучают население способам получения государственных услуг в электронном виде. Такая помощь людям очень нужна.

— Как думаете, чем нынешние выпускники отличаются от выпускников начала 80-х?

— Ребята живут в мире, где телекоммуникации позволяют делать многое: вести собственный бизнес, выбирать трудоустройство по собственному усмотрению. Но как и много лет назад будущие инженеры-радиотехники получают очень хорошую подготовку.

— Какие эпизоды из вашей студенческой жизни врезались в память?

— Работа в студотрядах. С 1977 по 1979 год я дважды был командиром и комиссаром. Мы строили объекты связи в Абанском и Енисейском районах. Помню, как вырубали просеку под очередную линию связи и находили целые плантации грибов. Предприимчивые бойцы отряда собирали их и сдавали в местную заготконтору. Взамен нам выдавали сгущёнку — жуткий дефицит по тем временам. Спустя много лет, бывая в тех местах, я вижу, что всё построенное нами до сих пор работает на благо жителей.

Ещё запомнились субботники, студенческая сатирическая стенгазета длиною в несколько метров, первомайские демонстрации, на которые выходили всем факультетом. У нас был дружный курс. Сейчас уже обмениваемся фотографиями детей и внуков. Как продвинутые пользователи, общаемся и «ВКонтакте», и по «Skype».

В заключение хотел бы пожелать нынешним выпускникам СФУ удачи и напомнить, что для них министр связи — всегда на связи!

Вера КИРИЧЕНКО

Похожие материалы