Без барьера

Четверо студентов Института фундаментальной биологии и биотехнологии в прошлом году стали победителями второго конкурсного отбора по проекту академической мобильности и сотрудничества в области высшего образования Eranet Mundus. СФУ оказался на первом месте по количеству полученных стипендий в рамках проекта.

Мария Сумарокова, магистрант кафедры биофизики, и Борис Шпак, биолог-бакалавр, 4 курс, избрали местом обучения Словацкий сельскохозяйственный университет г. Нитра. Студентки Татьяна Степина и Алиса Тяглик уехали в университет Радбауда, Нидерланды, г. Неймеген. Мария и Татьяна уже прошли включённое 6-месячное
обучение и вернулись в Красноярск, а срок обучения Бориса и Алисы (10 месяцев) ещё продолжается.

Своими впечатлениями от обучения за рубежом студенты ИФБиБТ сегодня делятся с читателями УЖ.

Татьяна Степина

«На прошлой неделе я вернулась домой после 6-месячной стажировки в университете Радбауда. И сейчас могу сказать, что очень благодарна своим преподавателям из ИФБиБТ: я считаю, это их заслуга, что, попав в европейский университет, я не испытывала никаких проблем с адаптацией.

Преподавание в университете Радбауда ведётся на голландском и английском языках. Система преподавания на нашей кафедре английского избавила меня от языкового барьера, а методика преподавания научного материала и практические занятия сравнимы с европейскими.

В университете Радбауда делается большой уклон на самостоятельность, даже регистрация на предметы и экзамены проходит через специальный сайт в Интернете. В родном СФУ преподаватели — как строгие и заинтересованные родители.

В европейской системе образования также удивляет маленький объём аудиторных и практических занятий. А попав в лабораторию, я отметила, что большая часть оборудования и приборов мне знакома, я даже работала на некоторых аналогичных под руководством своего научного руководителя Олега Алладиновича ГУСЕЙНОВА в СФУ.

Большинство студентов и преподавателей в Голландии после моего ответа на вопрос «откуда ты?» искренне удивлялись, в их представлении в России только два города — Москва и Санкт-Петербург. А в Сибири — лес и очень холодно. Информация о том, что там живут люди, есть университет, где ещё и говорят на английском, их шокировала. То, что университет из Сибири активно участвует в программе международного обмена, воспринимается с трудом. Нас с Алисой Тяглик даже приглашали на встречу с преподавателями, которые хотели посмотреть на студентов из Сибири.

Очень помогало в обучении то, что после каждого занятия лекции выкладывались на специальном студенческом портале, и можно было ещё раз повторить или разобрать то, что не понял на занятии. У каждого студента был свой логин и пароль к порталу. Все экзамены проходили в письменном виде, что по строгости и контро­лю сопоставимо с ЕГЭ. Результаты экзамена можно узнать в электронном виде через 3-4 недели. Примерно за месяц до экзамена можно ознакомиться со структурой и типовыми вопросами экзамена. Все изучаемые предметы заканчиваются экзаменами, системы зачётов не существует. Пересдача экзамена очень затруднительна.

Учебная литература покупается на свои деньги, в библиотеке на группу в 100 человек только 1-2 учебника. Интернет доступен со всех средств мобильной связи на территории кампуса и университета.

Все здания университета расположены довольно близко друг к другу. Чего не скажешь о некоторых общежитиях для иностранных студентов — они располагаются в разных частях города, примерно 30-40 минут езды на велосипеде, универсальном средстве передвижения для всех граждан. Легковые автомобили не пользуются популярностью у местных жителей, так как топливо дорогое, парковки ограничены и тоже дорогие. А вот для велосипедистов всё предусмотрено: специальные дорожки, парковки, различные сумки на багажник и даже большой выбор замков, которые защищают от угона.

Студенческие комплексы (общежития) довольно комфортабельные. Есть коридоры на 4, 9 и 15 человек (зависит от цены), у каждого своя комната, а душ и ванная в общем пользовании. Я жила в комплексе на 4 человека, моими соседями были девушка из США и два парня, один из Венгрии, другой из Австралии».

Мария Сумарокова

«Нитра — небольшой городок Словакии, с населением примерно 90 тысяч
человек. Здесь два университета, и это поистине студенческий город! Студентов по программам ERASMUS очень много: Турция, Казахстан, Польша, Греция, Италия, Испания, Таджикистан.

Так как мы приехали немного раньше — сделали всё быстро и без очередей, даже успели сдать необходимые документы в полицию для получения разрешения временного пребывания.

Процесс обучения отличается от того, к которому привыкла я. Семестр начинается с середины сентября. В начале — ориентационная неделя, где студенты знакомятся со своим координатором факультета, преподавателями. Студенты сами выбирают те курсы, которые будут изучать. В конце любого прослушанного курса сдаётся экзамен. Обучение ведётся на английском языке. Тем не менее в свободное время мы учили словацкий язык, который просто необходим для решения бытовых вопросов.

Все студенты живут в общежитиях.

В университете есть студенческая организация Erasmus Student Network. Она очень тесно сотрудничает со студентами и регулярно проводит различные мероприятия. К каждому иностранному студенту «прикрепляется» куратор из этой организации. У меня была Михаэлла, самая лучшая «buddy». Куратор помогает студентам освоиться, заселиться в общежитие, решать необходимые вопросы с визой и т.д. Для всех студентов организовывали тематические вечера, где ребята представляли свою страну: готовили традиционные блюда, конкурсы. Также ESN организовывала выездные экскурсии для студентов».

Комментарий зам. директора ИФБиБТ Ирины СУКОВАТОЙ: «Мы составили студентам индивидуальные планы для обучения в зарубежных университетах. Эти планы согласовывались с координаторами принимающей стороны персонально для каждого студента, т.е. были составлены индивидуальные образовательные траектории для данного вида академической мобильности. Результаты обучения всем четверым будут перезачтены в СФУ. С индивидуальными планами все справились и справляются успешно, а Маша Сумарокова ещё и получила максимально возможные оценки».

Похожие материалы