Инженерная элита

Инженерная профессия требует серьёзной подготовки. Основная причина существующих проблем в развитии инженерного образования заключается в отсутствии эффективных связей между работодателями, предприятиями и высшими учебными заведениями.

«Если посмотреть на 15 вузов, которые были выбраны для вхождения в международные рейтинги, то среди них нет ряда ключевых российских инженерных вузов. И это вызывает беспокойство со стороны индустрии, поскольку для предприятий не ясно, откуда брать инженерные кадры»,— отметил в одном из своих выступлений вице-президент по академическим вопросам Сколтеха Михаил МЯГКОВ.

Для того чтобы устранить разрыв между теорией и практикой в области инженерного образования, в 2000 году благодаря сотрудничеству Массачусетского технологического университета с тремя шведскими университетами (Технологическим университетом Чалмерса, Линкёпингским университетом и Королевским технологическим институтом) было создано сообщество CDIO.

Декларируемая цель CDIO: инженер — выпускник вуза должен уметь придумать новый продукт или новую техническую идею, осуществлять все конструкторские работы по её воплощению (или давать нужные указания тем, кто будет этим заниматься), внедрить в производство то, что получилось. Поэтому основным принципом подготовки инженера в инновационной образовательной среде является Conceive — Design — Implement — Operate (Придумывай — Разрабатывай — Внедряй — Управляй). То есть студент участвует в разработке и реализации проекта с момента его зарождения и до конца.

В рамках инициативы CDIO было разработано большое количество методических материалов с учётом специфики конкретных образовательных программ. Эти методические ресурсы предназначены для формирования инженерных образовательных программ, включающих взаимосвязанные дисциплины, в рамках которых обучение предполагает овладение навыками создания продуктов, процессов и систем, профессионального межличностного общения и развития личностных качеств будущих инженеров. В процессе такого обучения студенты должны получать практический опыт проект­но-конструкторской и экспериментальной деятельности как в аудиториях, так и в современных учебных лабораториях.
Концепция CDIO изложена в 12 стандартах, где прописаны: общая философия программы (стандарт 1), разработка учебных планов (стандарты 2, 3 и 4), разработка практических заданий и проектирование помещений для занятий (стандарты 5, 6), новые методы преподавания и обучения (стандарты 7, 8), повышение квалификации профессорско-преподавательского состава (стандарты 9, 10), а также аудит и оценка программы и успеваемости студентов (стандарты 11 и 12). Семь из 12 предложенных стандартов являются обязательными, поскольку они отличают программы CDIO от других образовательных программ. Остальные 5 стандартов существенно способствуют успешной реализации программы CDIO, так как они устанавливались на основании лучшего практического опыта в инженерном образовании.

На сегодняшний день CDIO охвачены более 100 вузов по всему миру (30 стран). В России к всемирной инициативе присоединились: Томский политехнический университет (с 2011 г.); Сколковский институт науки и технологий, Астраханский госуниверситет, Московский авиационный институт (с 2012 г.); Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (с марта 2013 г.) и Московский физико-технический институт (с апреля 2013 г.).

А в январе 2014 г. планируется вступление СФУ в ряды членов CDIO.

С сентября 2013 года эксперимент по внедрению всемирной инициативы CDIO в СФУ запущен. На данный момент созданы рабочие группы по модернизации четырёх направлений подготовки бакалавров в соответствии со стандартами CDIO: «Информатика и вычислительная техника», «Программная инженерия», «Теплоэнергетика и теплотехника», «Металлургия».

Предлагаемый в эксперименте подход нацелен на введение системы проблемного и проектного обучения. С помощью проектной формы работы студенты развивают умение проектировать и создавать новые продукты и системы. Преподаватели помогают им применять полученные знания, умения, навыки в профессиональной деятельности, в т.ч. и в реальных инженерных условиях. Для того чтобы применять полученный опыт на практике, студенту необходимо:

>> уметь грамотно поставить эксперимент и интерпретировать его результаты;
>> проявлять инициативу и лидерские качества;
>> принимать решения и отвечать за результат;
>> организовывать работу и эффективно использовать временные ресурсы;
>> планировать и даже предвидеть будущее;
>> уметь формировать команду;
>> работать в команде из профессионалов различных специальностей;
>> уметь успешно общаться устно и письменно, в т.ч. и на иностранных языках.

Данный эксперимент также нацелен на усиление практической направленности обучения будущих инженеров. В эксперименте учитываются интересы работодателей, у них появляется возможность принимать участие в подготовке инженеров. Среди предприятий-партнёров можно отметить «Красмаш», «РУСАЛ», «РУСАЛ-Ачинск», «Красноярский завод цветных металлов им. В.Н. Гулидова», «Соврудник», ЗАО «Полюс», «НПП «Радиосвязь», «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва», «Системы промышленной автоматизации», филиал InterSystems International Corporation, «Красноярскую региональную энергетическую компанию», «Сибирскую генерирующую компанию», «Э.ОН Россия», филиал ОГК-2 Красноярской ГРЭС-2.

Одним из главных направлений эксперимента по применению инициативы CDIO в СФУ станет внедрение модернизированных образовательных программ бакалавриата, ориентация на потребности предприятий-партнёров, применение современных образовательных технологий, расширение академической мобильности студентов и преподавателей и их участие в совместных проектах. Всё это приведёт к достижению нового качества образования, получению студентами опыта работы ещё во время учёбы в вузе, устранению наблюдающегося во всём мире противоречия между теорией и практикой в инженерном образовании.

О.И. Савин, О.С. Кочнева