Во славу экономики

Собственный фольклор имеет каждый институт. Это могут быть кафедральные стихи «на случай», текст выступления КВНовской команды на каком-нибудь очередном юбилее, переделки известных шлягеров на преподавательских капустниках. Что-то из этого передаётся из поколения в поколение, другое навеки утрачивается, а бывает, что целый ворох черновиков хранится в чьём-нибудь архиве, пока до него не дойдут руки автора, и тогда с пожелтевших от времени листочков повеет бесшабашное и прекрасное прошлое. Такие материалы из своего архива и ра­зыскала для нас Галина Ивановна ЗОЛОТУХИНА, много лет проработавшая на экономическом факультете госуниверситета.

— Повезло математикам! — говорит Галина Ивановна. — У них есть Виктор СТЕПАНЕНКО, который в поэме «Цветок амёб» и других произведениях достиг виртуозного совершенства и мистического обаяния, отображая историю становления Красноярского университета и вспоминая творящих её людей. У экономистов нет такого профессионального поэта. Наши анналы разрозненны и фрагментарны. И всё же, всё же… Попытки были, и о них я расскажу.

Знай наших!

1981 год. Первое появление экономистов на сцене. На концерте художественной самодеятельности преподавателей мы представляли новый факультет Красноярского госуниверситета:

Что не физики мы и не лирики —
Сожалений особенных нет.
Финансисты, бухгалтеры, киберы —
Экономический факультет.
И дальше — уже в другой тональности:
Мильоны — вас.
Нас — тьмы, и тьмы, и тьмы.
Растём и жаждем ум на ум помножить.
И в час назначенный уступите дорогу вы,
Мы ж обернёмся к вам
своею азиатской рожей.

Выступление шло под лозунгом «Знайте наших!».

С того первого успеха — пошло-поехало. Во славу экономики слагались доморощенные, в основном в форме попурри, оды, мадригалы, частушки — короче, сочинения были достаточно широкого диапазона жанров.

Запал в голову рефрен замечательных стихов о политэкономии преподавателя И.Н. ВОРОБЬЁВА:

Политэкономы, кому вы нужны?
Абстрактные дети конкретной страны.

Великие с нами

На одной экономической конференции случилось быть поэту Роману СОЛНЦЕВУ, присутствовал и основоположник линейного программирования Л.В. КАНТОРОВИЧ. От Солнцева воспоследовали такие стихи:

Запевают девчоночки тоненько:
«Ах, нелёгкая наша судьба!»
Экономика! Экономика!
Канторович, Медведев и я.

Упомянутый В.А. МЕДВЕДЕВ — патриарх факультета, профессор, д.э.н., зав. кафедрой экономической теории КГУ. Мы плыли тогда на теплоходе по Енисею на Север, обстановка располагала к творчеству.

1992 год, КВН «Преподаватели — студенты». Тема домашнего задания: описать при помощи произведений литературы экономику.

Выступление преподавателей:

Старую экономическую теорию хороним.
К Харонам!
Вход всем посторонним…
Новая экономическая теория
ещё не родилась.
Она и музыка, и слово
И потому всего живого
Непрерываемая связь.

Узнаёте авторство? Тут вам и Мандель­штам, и Вознесенский…

Ещё нам хотелось в качестве визит-профессора заполучить И.М. СЫРОЕЖИНА, зав. кафедрой экономической кибернетики Финэка (Санкт-Петербургский университет экономики и финансов). Помнится, что приглашение было стихотворным и содержало такие строки:

Как мужем битые
крестьянские бабы —
платки до глаз,
Всё так же истово и покорно
третий год ждём Вас.

Не проняло.

Критический реализм

Храню мой нереализованный сценарий выступления преподавателей на КВН с описанием теневой экономики. Группа преподавателей должна была выходить под зонг Мэкки Ножа из «Трёхгрошовой оперы» Б. Брехта, чарльстоня и напевая:

А с перчаток из нейлона
Кровь смывается легко.

(музыка Курта Вайля)

Далее шёл перефразированный фрагмент песни «Ваше благородие» из фильма «Белое солнце пустыни»:

Перестаньте, черти, клясться на крови,
Пусть повезёт нам в КВН, вам повезёт в любви.

И далее стихи под музыку к «Крёстному отцу» — «Песня теневой экономики».

Я тайна старая Чеширского кота,
И мой секрет не разгадают никогда.
Я — ночь, вы — день. Вы — свет, я — тень
Я — тьма и мгла, тень на плетень,
Тень на плетень из-за угла.
Над экономикой нормальной я парю
И исчезаю в полдень — disparu.
Я исчезаю в полдень иногда,
Чтоб, возвратившись, воцариться навсегда.

Стихотворные продолжатели

Студенческое литературное творчество было великолепным, а из стихотворных портретов можно создать галерею преподавателей тех времён. Для примера:

Тервер, матан, симплекс-таблица,
Модели… И в конце концов
Тебе ночами будет сниться
Пал Николаич Воронцов.

Павел Николаевич, кстати, наш выпускник, талантливый человек.

Меня студенты пропесочили за пристрастное отношение к Московскому авиационному институту, который я закончила, получив квалификацию инженер-экономист. Ругая их за леность, я приговаривала: «Вам бы в МАИ на первом курсе поучиться! Да 12 листов формата А1 по черчению сдать, да по иностранному языку самостоятельно перевести книжку в 300 тысяч знаков».

Попурри студентов начиналось опереточно на мотивчик «По аэродрому, по аэродрому…», а заканчивалось тем, что печалиться не надо, и они на крови клянутся преобразовать экономфак КГУ в филиал МАИ.

Как самую значимую для меня оценку моей педагогической деятельности я храню стихи и заметочку в многотиражке, которую сделали студенты к моему пятидесятилетию. В конце там был наказ: «не давать душе лениться, пусть она продолжает трудиться…».

Когда уезжали в эмиграцию в Канаду любимые и преподавателями, и студентами В.Н. и Р.А. Лукины, прощальные стихи вышибали слезу. И мера длины у них особенная — полотнище со стихами висело в колодце третьего корпуса, закрывая три этажа, а обращение к Владимиру Николаевичу начиналось с большой буквы — Учитель.

Дружеское

Ещё одна область поэтического творчества преподавателей — написание поздравлений к юбилеям коллег. У профессора, д.э.н. С.В. ПАРАМОНОВОЙ был издан целый сборник таких поздравлений под названием «Моим друзьям». Прекрасные стихи писала Е.И. РОЖДЕСТВЕНСКАЯ. В одном из таких посвящений звучало:

Сеять разумное, доброе, вечное —
Крест бесконечный, крест бесконечный.

Но мы этот крест несли и даже были полны вдохновения.

Похожие материалы