Власть языка

Как известно, диалог — это основная форма научной коммуникации и залог успешного развития любой науки. Особенно такой многоотраслевой, как лингвистика. В ИФиЯК научные диалоги — обычное дело. Но раз в год их масштаб способен поразить стороннего наблюдателя.

26 сентября завершилась II международная научно-практическая конференция молодых исследователей «Диалог культур в аспекте языка и текста». В её работе приняли участие представители России, Германии, Чехии и Китая. Прозвучало около ста научных докладов, в которых отражены достижения учёных из Москвы, Тамбова, Кемерова, Хабаровска, Томска, Новосибирска, Новокузнецка, Абакана, а также филологических и гуманитарных факультетов Красноярска и Красноярского края. Кстати, начиная с 2008 года, когда конференция была всего лишь факультетской, её статус неуклонно повышался: региональная (2009), всероссийская (2010), всероссийская с международным участием (2011), международная (2012, 2013).

Уже традиционным стало привлечение докторов наук, которые выступают на пленарном заседании молодёжной конференции с программными докладами, проводят секции, участвуют в работе жюри, оценивают научный уровень докладов студентов и аспирантов. Особенностью конференции этого года стало участие в её работе лингвистов «высшего эшелона»: президента Российской ассоциации лингвистов-когнитологов, заслуженного деятеля науки РФ Н.Н. БОЛДЫРЕВА и директора Института лингвистики РГГУ, известного языковеда М.А. КРОНГАУЗА. В этом году были внедрены новые формы проведения конференции: открытые лекции-дискуссии, практико-ориентированный международный семинар журналистов и всероссийский аспирантский методологический семинар, который прошёл в режиме онлайн. Обмен мнениями между представителями разных научных парадигм, направлений, школ и поколений участники конференции оценили как важный, полезный и интересный.

Анастасия МАЛИНИНА, 4 курс отделения филологии ИФиЯК: «Конференция — это то время, когда преподаватель и студент говорят на одном языке, обсуждают одни проблемы и становятся практически наравне. Это хорошая возможность увидеть себя со стороны и других с точки зрения начинающего исследователя».

Александра РЫБАКОВА, 4 курс отделения филологии ИФиЯК: «Смею предположить, что не каждый университет может похвастать таким высоким уровнем проводимых конференций. Как студент ИФиЯК я очень благодарна оргкомитету за замечательное мероприятие. Особенную радость у меня и всей моей группы вызвал приезд Максима Анисимовича Кронгауза и Николая Николаевича Болдырева, по книгам которых мы учимся».

Анна Юрьевна ЦЕРЮЛЬНИК, аспирант Дальневосточного государственного гуманитарного университета (г. Хабаровск), участник видеосеминара: «Здравствуйте! Хочу поблагодарить всех организаторов видеосеминара «Теоретико-методологические и практические аспекты исследования речи, дискурса и языкового сознания» за предоставленную возможность принять участие в конференции в режиме реального времени при помощи Skype! Данная возможность для научной коммуникации бесценна, если учитывать тот факт, на каком расстоянии находится Хабаровск от Красноярска. Очень хотелось бы, чтобы такая замечательная практика стала традицией Института филологии и языковой коммуникации СФУ, и аспиранты из других городов могли принимать участие в секциях конференции. Спасибо и за оперативные ответы на все вопросы о предстоящем мероприятии. С вами очень приятно сотрудничать!».

Анна Владимировна МАСЛОВА, аспирант Национального исследовательского Томского государственного университета, участник видеосеминара: «Среди докладов были представлены исследования, выполненные на различном лингвистическом материале. Я уверена, что подобный опыт «встречи» лингвистических школ и подходов обогащает работу каждого участника».

Ада Александровна БЕРНАЦКАЯ, канд. филол. наук, доцент кафедры русского языка и речевой коммуникации СФУ: «Пленарная и лекционная части конференции прошли с оценкой «супер»! Великолепный букет докладчиков на пленарном заседании! Прекрасным сюрпризом стало то, что все четыре доклада профессоров по проблемам лингвистики оказались сфокусированными на теме, точнее, может быть, сверхзадаче, звучащей как «ВЛАСТЬ ЯЗЫКА». Каждый докладчик на своём речевом материале убедительно и ярко продемонстрировал, как каждый из рода homo loquens (человек говорящий) ежедневно, в каждом речевом акте реализуя заложенную в человека языковую способность, демонстрирует, утверждает и закрепляет власть языка.

Откровением для меня стало выступление молодого профессора СФУ Анастасии Владимировны КОЛМОГОРОВОЙ. Я буквально онемела от удивления и восторга, когда докладчик «на пальцах», вернее, через слайды и видеоклипы, показала, как
обыкновенная мама, любовно и, как кажется, бессмысленно воркуя над своим ещё спелёнутым младенцем, оказывается, уже закладывает у крохотного homo sapiens основы, стереотипы социального поведения и социального взаимодействия. Эврика: вот так происходит чрезвычайно ответственный в судьбе личности процесс первичной социализации!

Эврика десятикратно: как нужны обществу такие специалисты, благодаря которым мы прозреваем и способны осознанно выстраивать нашу коммуникацию. И как нужны обществу не только знание языка/языков, не только функционально-жанрово адекватное и корректное владение речью, но и ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ, ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. Громадное спасибо всем организаторам этого замечательного, знакового события!».

Анастасия БАРАНЧИКОВА, студентка 1 курса отделения филологии: «Это была моя первая конференция. Хотя я и не участвовала с докладом, но было очень интересно послушать других, составить представление о научной деятельности, темах и проблемах современной науки. Теперь я лучше понимаю, как мне организовать свою работу и к чему стремиться».

Ольга ФЕЛЬДЕ
Фото Марины ЩЕРБАКОВОЙ

Похожие материалы