На первом месте — Вера

Проплыть ранним утром полтора часа в моноласте с аквалангом, переодеться и успеть на занятия по экономике. Вечером провести час в тренажёрном зале и два часа в воде, а утром снова в бассейн на другой конец города. В таком режиме прошёл этот тренировочный год для 19-летней студентки ИЭУиП Веры ЯРОВИЦКОЙ, одной из самых юных из тридцати представителей сборной России по плаванию в ластах. Месяц назад в Италии она выиграла чемпионат Европы на одной из сложнейших дистанций — 800 метров подводное плавание. Эту победу видели 186 пловцов из 20 стран, зрители итальянского города Линьяно и тысячи любителей этого вида спорта в режиме онлайн-трансляции. Но лишь тренер девушки Владимир ИВАНИЦКИЙ знал, какую цену имеет это золото.

— Вера целенаправленно ехала в Италию ради единственного выступления?

— Мы планировали выступить на двух дистанциях, и чтобы получить это право, нужно было войти в двойку лучших на чемпионате России в июне. Готовились очень серьёзно, провели учебно-тренировочный сбор в среднегорье, в Киргизии. Но накануне соревнований Вера заболела и плохо выступила на отборочном старте — стала третьей. И на Европу она поехала выступать на одной дистанции, как победитель Кубка России, который был ещё зимой.

Успешное выступление на чемпионате Европы — результат двух лет нашей работы. В прошлом году Вера именно на этой дистанции попала на чемпионат мира. К сожалению, там из-за неприятного стечения обстоятельств её не допустили до старта. Такая же ситуация сложилась со сборной Германии, но немецкого спортсмена не тронули, а наша попала под разбор. Потом судью, не допустившего Веру к старту, все трибуны освистывали минут пять.

Для нас с Верой это была почти трагедия: мы потратили много средств и сил, она была в замечательной форме и могла конкурировать с фаворитами-китаянками. Мы потом в психологическом плане очень долго отходили. И сегодняшняя победа стала для нас некой реабилитацией. Вера вновь выступала на той же дистанции, и, если быть честным, я очень боялся ещё какой-нибудь нелепой случайности. Ведь это всего одна дистанция, и у нас нет права на ошибку. Но Вера показала лучший результат европейского сезона и свой личный.

— Тогда слёз не было?

— Были — от досады. Были и сейчас и, вы удивитесь, не от радости. Когда спортсмен заканчивает дистанцию, на последних 150 метрах ему показывают под водой табличку с предупреждением о финише. А Вера в пылу борьбы её не увидела и вместо финишного касания сделала поворот. Трибуны ахнули. При выполнении поворота Вера потеряла доли секунды, которые могли быть решающими при распределении мест на пьедестале. Но обошлось — Вера коснулась раньше соперниц. Она очень боялась ошибок после прошлогодней неудачи, вышла из воды и расплакалась: «Владимир Владимирович, я обсчиталась….». А я ей: «Ты — чемпионка Европы!!!».

Вера Яровицкая:
— На дистанции я очень устала, к концу сбилась со счёта и вместо финиша пошла на ещё одну сотню. Остановилась только после того, как увидела, что мои соперницы финишируют. Конечно, расстроилась, ведь время могло быть гораздо лучше. Когда вышла из воды, услышала овации трибун, но я даже не поняла, что аплодируют мне.

— Как готовились к этому чемпионату?

— Очень сложно, я вспоминаю этот год как самый тяжёлый за всю мою тренерскую карьеру — а это почти 35 лет. Задача была поставлена большая, а ресурсов не хватало: оба бассейна СФУ закрылись на ремонт. Бассейн на Киренского открылся после ремонта — и он будет лучшим в городе, но тогда нам приходилось тренироваться в четырёх бассейнах. Спасибо университету — оплатил аренду бассейнов. Время нам выделяли или рано утром, или поздно вечером. Приходилось выкручиваться. Допустим, утром мы в 7 часов ездили во Дворец водного спорта возле ДК 1 мая, к 12 часам мне нужно было развезти спортсменов на учёбу, а вечером — вторая тренировка. И так шесть раз в неделю.

— Когда вы заметили будущую чемпионку?

— Вера тренировалась у моей лучшей ученицы — заслуженного мастера спорта России, многократной рекордсменки Европы Анастасии КОЧНЕВОЙ. Я начал тренировать Веру после её поступления в СФУ. Она всегда привлекает внимание, выделяется работоспособностью, активностью.

Честно говоря, сам удивляюсь: некоторых спортсменов тянут по учёбе, а она справляется своими силами. Сборы и чемпионаты с апреля по июнь выбили её из учебного процесса, и она только сейчас заканчивает сдавать сессию, но помощи не просит. Вера хорошо, по-спортивному сложена. Раньше она занималась художественной гимнастикой, которую оставила из-за травмы, но до сих пор очень гибкая, у неё отличная растяжка. А сила и гибкость — это очень ценное сочетание для пловцов.

— Вы с ней плотно работаете уже два года. По какой системе — кнут или пряник?

— Я думаю, то и другое. Большой спорт — это далеко не физкультура, а каждодневный очень тяжёлый труд. Часто работаешь со спортсменом на пределе физических и психологических усилий, тренировка не всегда вызывает положительные эмоции. Иногда приходится убеждать спортсменку достаточно жёстко. Но есть грань, которую нельзя переступать — унижение спортсмена. Моё глубокое убеждение: униженная личность не станет чемпионом.

— Какая теперь следующая планка для Веры?

— Если университет и дальше будет поддерживать наш вид спорта, то мы сможем участвовать и в других значительных соревнованиях. К примеру, выступать хотя бы на одном из шести этапов Кубка мира, куда СибГАУ, например, каждый год отправляет свою сборную почти на все этапы. У Веры большой потенциал, она заряжена на работу и победу. В следующем году будет чемпионат мира — и она должна сделать кардинальный шаг вперёд. Основные наши соперницы — китаянки, рекордсменки мира. Надеюсь, Вера сможет составить им достойную конкуренцию. Мы будем серьёзно готовиться, в плане подготовки у меня есть своё ноу-хау. Это мой тренерский секрет.

Елена НИКОЛАЕВА

Похожие материалы