СФУ нашёл самых умных абитуриентов

В апреле всех абитуриентов Сибири и Дальнего Востока ждал сюрприз — СФУ и газета «Комсомольская правда» объявили конкурс на поиски самого талантливого поступающего. Результаты не заставили себя долго ждать — почти тысяча школьников приняли участие в большом проекте, главным призом которого стало внеконкурсное поступление в вуз на любую специальность (при условии сдачи ЕГЭ на положительные оценки).

Аналогов проекта не существует, разве что телевизионные «Умники и умницы» в чём-то схожи. Но конкурс «СФУ ищет самого умного студента Сибири и Дальнего Востока» намного шире — вопросы охватывали абсолютно все сферы эрудиции, большинство из них требовало дополнительных действий и экспериментов, и все они были направлены на популяризацию науки. А после такого конкурса действительно понимаешь: наука — это очень интересно и занимательно!

Еженедельно в газете и на сайтах «Комсомолки» и СФУ появлялись новые вопросы, которые ребята ждали с нетерпением. Им действительно было интересно узнать, а что же дальше придумали для них в федеральном университете? Члены Совета молодых учёных и сотрудники приёмной комиссии придумывали такие вопросы, ответы на которые нельзя было найти в Интернете, нужно было самому рассчитать ответ с помощью опытов или каких-то действий. Вот малая часть примеров.

>> Считается, что если добавить в бензобак автомобиля сахар, эта смесь приведет к поломке автомобиля. Верно ли это утверждение для легкового автомобиля, оснащённого дизельным двигателем в случае добавления мёда при следующих параметрах: объём бака — 50 литров, объём двигателя —1,5 литра, добавлена столовая ложка мёда.

>> Один абитуриент-2012 решил не сдавать ЕГЭ. Взял свой портфель со всеми тетрадями и учебниками 9 мая — и бросил в космос. Тот улетел в небо… Абитуриент гулял, отдыхал у себя дома, но 20 июня этого же года, в день начала приёма документов в СФУ, рядом с ним приземлился его портфель. Рассчитайте параметры броска, вес портфеля и материал, из которого он мог быть изготовлен.

>> Изобразите (схематически, в виде рисунка и т.п.), не используя цифр и букв, следующие фразы: «Как поступить в СФУ?» и «Кризис среднего возраста».

Рисунок Алексея КУЛИКОВА

Рисунок Алексея КУЛИКОВА

Вот такую схему действий предлагает всем желающим  поступить в наш университет Александра Шалыгина

Вот такую схему действий предлагает всем желающим поступить в наш университет Александра Шалыгина

>> Известно, что из лимона можно сделать батарейку. А из какого овоща или фрукта можно сделать самую мощную батарейку? Рассчитайте значения параметров тока и напряжения. Фрукт или овощ можно использовать только один.

Будущие студенты брали у мам и пап машины, чтобы влить в бензобак мёда, варили овощи и экспериментировали с фруктами, рисовали, чертили, рассчитывали... Действительно всё это проделывали! Например, правильный ответ про портфель звучал так: он должен быть круглым, урановым и заброшенным в космос со скоростью 180 км/час. А вам слабо такое решить?

В целом абитуриенты тратили на каждый этап конкурса (всего их было 4) по 7-8 часов. Стоит отметить, что делали они это в преддверии ЕГЭ, так что похвалить нужно каждого, кто на это решился. А что творилось с преподавателями... Александр УСАЧЁВ, главный куратор проекта, заместитель председателя приёмной комиссии СФУ, рассказал, что в группе «Вконтакте», где происходило обсуждение, количество сообщений доходило до 15 тысяч, одновременно кураторы общались более чем с 80 (!) школьниками в диалогах, система блокировала их как ботов, пишущих слишком много сообщений, а браузеры вылетали и отказывались работать без перезагрузки.

Конкурс в фактах и цифрах
В проекте приняли участие 2344 человека.
Задания первого тура выполнили 924 человека.
Количество российских регионов, принявших участие — 22 (+ 2 заявки из Киргизии, 1 — из США).
В заочном туре проверено более 30 тыс. заданий.
В виртуальном туре — 6,6 тыс. заданий.
В экспертный совет от СФУ вошли 20 человек.
Виртуальная поддержка студентов через Интернет осуществлялась круглосуточно, без выходных.
По итогам конкурса 100 лучших участников получили сертификаты, дающие преимущество при поступлении в СФУ.
12 лучших участников поступили в СФУ на выбранную специальность или направление без экзаменов (их имена — news.sfu-kras.ru/node/10388).

В рамках конкурса состоялся виртуальный тур, в котором ребята за 15 минут должны были дать ответы на 100 вопросов. Для связи использовали скайп и телефон, но нештатных ситуаций избежать не удалось: у экспертов прерывалась связь, приходилось фиксировать время и после доводить опрос до конца. Однако всё прошло успешно — абитуриенты показали свои истинные знания, поскольку не могли пользоваться подсказками, справочниками и Интернетом, на это просто не было времени.

Кураторы с юмором подходили к делу, иначе не смогли бы работать 24 часа в сутки, сменяя друг друга. Общались с будущими студентами, учили их правилам общения, составляли вопросы, которые пригодятся в жизни: про экономику, ипотеку, иностранные языки, литературу, стипендии и награды и т.д. Следили, чтобы школьники не пользовались сервисом «Вопрос-ответ». Для этого в одном из туров придумали хитрое задание: предложили абитуриентам поразмышлять над одной математической задачкой... Каково же было удивление старшеклассников, когда они узнали, что решения пока не придумал никто в мире — им дали поразмышлять над нерешённой всем человечеством проблемой! Таким образом участникам конкурса продемонстрировали — не все ответы есть в Интернете!

В целом довольными остались все: абитуриенты, родители, сотрудники университета. А главное — есть понимание, как развивать проект и куда расти до следующего года.

Анастасия АНДРОНОВА

Ребята по просьбе организаторов также написали отзывы о том, что было хорошо, что плохо; какие изменения стоит внести в проект...

Школьники благодарили организаторов, так много времени проработавших с участниками («Спасибо за корректный и терпеливый подход к будущим абитуриентам», «Я узнал очень много новой интересной информации, было познавательно и весело», «Я ещё больше начала готовиться к экзаменам — меня эта неудача очень сильно подстегнула»), отмечали нуждающиеся в улучшении моменты (по срокам сдачи, по конкретике задач, «понятно, что разработать универсальный виртуальный тур, отвечающий показателю объективности, трудно, но надо»). Общее же мнение — конкурс крутой и нужный.

Сейчас дети сдают выпускные экзамены. А Александр Усачёв с командой продолжают читать сотни отзывов, чтобы в следующем году сделать замечательный конкурс ещё лучше.

Похожие материалы