90 лет? В сектор для прыжков!

«Старшему в команде красноярцев, Ивану ВЬЮЖАНИНУ, — 78 лет, и в эстафете 4 по 200 он завоевал бронзовую медаль! Впрочем, и этот возраст не предел. В этом году самым возрастным был норвежец 96-ти лет, и в прыжках с шестом он даже победил 85-летних!»

Стремясь «заманить» в Красноярск Универсиаду-2019, мы имеем в виду преимущественно спорт молодых. И упускаем из виду, что спорту не должен быть заказан никакой возраст. В вузах и школах хорошо бы, чтобы спортом занимались не только студенты и школьники, но и преподаватели. И вообще — спортивным должен быть весь город.

Сегодня мы говорим об этом с Виктором Ивановичем ГРУЗЕНКИНЫМ, профессором кафедры физической культуры ИФКСиТ СФУ. В апреле он участвовал в чемпионате мира по лёгкой атлетике среди ветеранов (который проходил в г. Ювяскюле, Финляндия), привёз оттуда медаль — третье место по прыжкам в высоту. И вообще — он страстный пропагандист спорта ветеранов.

— А вот профессиональный спорт вы, кажется, не любите и даже считаете вредным?

— Нет, так утверждать неверно. Просто профессиональный спорт — это всегда жёсткие условия для организма человека, его психического и физического состояния. И мотивация молодых спортсменов в профессиональном спорте выходит за пределы разумного. Спортсмены известных клубов получают миллионы долларов! Даже игроки заштатных команд нашего города получают больше, чем депутаты Законодательного Собрания, ректор СФУ… Этот абсурд, конечно, пройдёт, как только налогоплательщики поймут, что профессиональный спорт не имеет права ни на 1 копейку бюджета. Профессионализм начинается там, где спорт­смены зарабатывают деньги сами — от зрителей, рекламы, спонсоров и т.д.

Я считаю спорт ветеранов явлением не только естественным для социально зрелого общества, но и более правильным, нежели профессиональный спорт в том виде, в котором он сегодня имеет место в России.

— Но ведь именно профессиональные спортсмены становятся потом ветеранами спорта?

— Но не участниками спорта ветеранов —их там как раз очень мало. Причин две: это травмы и необходимость тренировок. А профессиональные спортсмены уже от них устали. Но необходимость поддержания себя в форме остаётся. И мы видим очень много спортсменов, в прошлом очень сильных, но в 40-50 лет абсолютно переродившихся, потерявших и физическую, и психологическую кондицию. Видим воспоминания. Лидеры мирового профессионального спорта среди ветеранов — это исключение из правила.

— Кажется, пора рассказать об этом спорте — в чём его специфика?

— Начну с того, что спорт как система, как образ жизни может сопровождать человека на протяжении всей жизни. Конкретные люди могут не заниматься спортом, и никто их не заставит это делать. Но многие стремятся проявить себя через спорт. С возрастом они теряют возможность конкурировать с молодыми соперниками. При этом желание заниматься спортом часто сохраняется.

Естественно, что спорт для людей среднего и старшего возраста не мог не возникнуть как массовое мировое социальное достижение. Вот уже около 50 лет в мире проводятся соревнования среди людей среднего и старшего возраста.

Правила проведения соревнований среди ветеранов учитывают возраст спортсменов. В большинстве видов спорта имеет место градация в 5 лет, начиная с 35. Поэтому спортсмены-ветераны, даже не добившись побед в своей возрастной группе, верят, что если они будут вести правильный образ жизни, то добьются побед в будущем. И в соревнованиях участвуют люди, которым больше 90 и даже 100 лет!

— Но зачем?!

— Спорт ветеранов — не чудачество, а элемент правильного образа жизни. И здесь, на мой взгляд, кроется главное его преимущество по сравнению с профессиональным спортом. Если в последнем достижение результата идёт за счёт использования всех ресурсов организма (а мотивация не жалеть своего здоровья — за счёт баснословных контрактов), то первый основан на правильной организации жизни ради сохранения хорошего самочувствия, работоспособности и перспективы победы над физической немощью.

Залы были заполнены зрителями!

Залы были заполнены зрителями!

— А в чём тогда проблема? Люди занимаются в своё удовольствие — и пусть занимаются…

— Необходимо систематически заниматься, поддерживать своё физическое состояние, общее самочувствие. Нужны более доступные, в идеале — бесплатные посещения спортивных залов (как принято почти везде в мире), нужна помощь при выезде на соревнования международного уровня (отдельному человеку это сделать достаточно сложно)… Право и права людей всех возрастов должны быть равными не только на бумаге.

— Как вам удалось съездить на чемпионат мира? И, кстати, как оцениваете ваше выступление на соревновании?

— Я стал готовиться к чемпионату более чем за полгода, с 1 октября 2011 г. Хотел выиграть многоборье — которым в своё время профессионально занимался 10 лет. Но в конце декабря допустил ошибку — получил травму. Не смог быстро бежать. В многоборье, где я, конечно, выгляжу более авторитетно, обладая среди ветеранов высшим мировым достижением и рекордом Европы, — выступать с травмой не хотел. Это в спорте высших достижений я применил бы обез­боливающие средства, а сегодня ценю самочувствие, организм или, как часто мы на бытовом уровне говорим, — здоровье. Так вот, его ценю выше спортивных достижений. Я перезаявился с многоборья на прыжки в высоту и выступал уже в этом виде.

— А почему тогда вообще не отказались от поездки?

— Отказаться всегда можно, но нюанс спорта ветеранов в том, что деньги и заявку отдаёшь заранее. Если билеты по России можно сдать, то всё, что заплачено за границей — пропадает, а это большая часть расходов. Поэтому я решил прыгать в высоту. Занял 3 место. Очень рад результату — могло быть хуже. Это настоящий спорт, и соревнования проходят на очень высоком эмоциональном уровне. Конечно, хотел выиграть, боролся до конца, но не хватило специальной подготовленности. Всё-таки три месяца я тренировался в щадящем режиме, чтобы не усугубить травму.

— Кто-то ещё из Красноярска, кроме вас и Вьюжанина, участвовал в чемпионате?

— Было 8 красноярцев. Один из нас — Валерий Сергеевич ДАВЫДОВ (61 год) стал чемпионом мира в беге на 60 м с барьерами; он также занял 3 место в эстафетном беге 4х200 м.

— А как выглядела сборная команда России?

— Ну, не назвал бы я эту команду сборной. Ведь едут от России не те, кто выиграл чемпионат России и отобрался в сборную команду, а те, кто смог оплатить участие.

— Вы тоже всё сами оплатили?

— Не всё. Мне очень помогли друзья, те, кто знают, что я занимаюсь и претендую на хорошие достижения.

Всего участвовало 166 россиян. Из 68 стран мы были третьи по количественному составу. Заняли командное 5 место. Я бы сказал, что это не соответствует нашему потенциалу. Наша система подготовки спортсменов, которая и подготовила сегодняшних ветеранов спорта, была самой масштабной и эффективной в мире. Наши ветераны спорта не занимаются, потому что не могут выехать на соревнования. Это главная причина.

А победили финны. Они, кстати, в лидерах мировой продолжительности жизни. И ещё один важный момент: спорт ветеранов — самое массовое спортивное явление в мире. Всемирные игры ветеранов собирают более 30 тысяч участников (и это только летние игры). Но освещают их на порядок хуже — поэтому и зрителей не так много. Сравните с Олимпиадами: там участников тысяч 5, но журналистов, публики — тысяч 30, соотношение обратное. А, собственно, почему? Здесь не менее драматичная борьба и свои мировые рекорды.

Соб. инф.

Похожие материалы